ОКО ПЛАНЕТЫ > Информация НФ ОКО > Великая ледяная магистраль
Великая ледяная магистраль19-07-2012, 21:17. Разместил: Far |
Государство восстановит полноценную навигацию по легендарному Северному морскому пути и заново отстроит северные порты РФ. Кратчайшая водная магистраль между Европой и Дальним Востоком, растянувшаяся через шесть морей дорога от Владивостока до Мурманска, – вновь на плаву.
Кратчайший путь
Идти из Азии в Европу через ледяные моря не просто. Путь судам должны прокладывать атомные ледоколы. И всё же это выгоднее, чем водная дорога через Африку, через Суэцкий канал. Северный маршрут гораздо короче. Например, расстояние от порта Санкт-Петербург до Владивостока по Северному морскому пути – 14 тыс. км, через Суэцкий канал – 23 тысячи. Путь между Китаем и Северной Европой сокращается на треть. Во-первых, это экономит время. Дорога по Севморпути из Мурманска в КНР занимает 23 дня, через Суэцкий канал – 43 дня. Во-вторых, это бережёт деньги. Эксперты приводят такой расчёт: балкер водоизмещением 70 тыс. т, двигаясь по северному маршруту, сожжёт на 1 тыс. т дизельного топлива меньше, сэкономив более 10 млн. рублей. К тому же за проход через Суэцкий канал власти Египта берут крупные сборы (до 2 млн. долл.). У нас сборов нет. Помимо финансовых интересов есть стратегический аспект. Без морского пути через льды сильно осложнится жизнь российского Севера. Например, по этому маршруту поступает половина топлива на Чукотку. Её, как и Якутию, по морю снабжают продовольствием и одеждой. Особая тема – северный завоз в заполярный Норильск. Сейчас значительную часть грузов в город с населением 176 тыс. человек приходится возить по воздушному мосту. Зимой все продукты идут авиацией, в результате цены в никелевой столице ошарашивают. Кроме того, Севморпуть удачно вписался в планы сырьевых корпораций. Благо по дороге Ямал. «Газпром» строит на полуострове порт Сабетта, проект завершат в 2018 г., он обойдётся в 850 млрд. рублей. По плану газ с ямальских месторождений будут сжижать на месте и перевозить танкерами. Это обеспечит огромный дополнительный поток грузов по Северному морскому пути. Так что потенциал ледовых перевозок огромный. По прогнозам экспертов, перевалка должна достигнуть 50 млн. т в год. Для сравнения: в 2011 г. по БАМу и Транссибу перевезли 16,2 млн. т груза. Правда, сейчас показатели Севморпути – очень скромные. Вот цифры: первый расцвет ледового маршрута пришёлся на 1970–80-е гг., в эпоху массовой постройки атомных ледоколов. В 1987 г. перевезли рекордные в истории водной магистрали 6,7 млн. тонн. Потом наступил глубочайший спад: более 20 лет перевозок практически не было. Ледовую дорогу возродили из небытия только в 2010 г., когда по ней прошли четыре судна со 110 тыс. т груза. На следующий год популярность Севморпути подскочила во много раз. В 2011 г. провели 34 корабля с 820 тыс. т груза. Прежде всего путь освоили сырьевые компании. Например, «Новатэк» отправил по Севморпути 10 крупнотоннажных газовых танкеров в Китай, Южную Корею и Таиланд. Один из рейсов установил рекорд. В августе 2011 г. впервые в истории Севморпути по нему прошёл супертанкер. Это был «Владимир Тихонов» (танкер класса «Суэцмакс»), следовавший со 120 тыс. т газоконденсата из норвежского порта Хоннингсвог в Таиланд. Второе достижение: впервые с 1940 г. водами шести наших северных морей прошли иностранные суда. До Второй мировой войны по Севморпути шли перевозки между Германией и Японией. Затем дорогу для зарубежных судов закрыли. Правда, запрет на проход сняли ещё в 1990 г., но до недавнего времени иностранцев маршрут не привлекал. Два года назад появился новый зарубежный клиент – норвежская компания «Нордик Балк». В 2010 г. она провезла 41 тыс. т руды из норвежского порта Киркинесс в Китай, в 2011 г. отправила из Мурманска в КНР крупнейший в мире суперсовременный балкер ледового класса «Санко Одиссей».
Порты под замком
В сентябре 2012 г. ожидается ещё одно знаковое событие. Северным морским путём впервые пройдёт китайское судно. Полярники из КНР подали заявку на проход ледокола «Сюэлун», который намерен добраться из КНР в Исландию. Так что объёмы перевозок и разнообразие судов под иностранными флагами на Севморпути растут на глазах. Ожидается, что в 2012 г. перевалка грузов вплотную подойдёт к отметке 2 млн. тонн. Минтранс настроен оптимистично. По прогнозам ведомства, к 2020 г. грузопоток вырастет до 64 млн. т в год. Тем не менее на фоне мировых перевозок нынешние цифры – очень скромные. Например, через Суэцкий канал проходит до 18 тыс. судов в год, несущих до 650 млн. т грузов. Что тормозит нашу северную водную магистраль? Прежде всего приходит мысль о сложностях навигации. Но с этим нет проблем. У РФ – крупнейший в мире ледокольный флот. Всего у нас 10 атомных ледоколов. Правда, в строю осталось семь, остальные законсервированы. Первый советский атомоход «Ленин» превратился в корабль-музей. Впрочем, такой техникой не разбрасываются. В прошлом году Балтийский завод вернул в строй атомный ледокол «Советский Союз». На судне заменили парогенераторы, продлив ресурс до 2020 года. Реконструирован и самый старый из действующих атомоходов – «Россия» (построен в 1983 г., ходит с 1985 года). Самый новый из атомных ледоколов – «50 лет Победы» – спущен на воду в марте 2007 г. и не имеет таких ограничений. Второе препятствие серьёзнее. Север далеко не полностью открыли для иностранцев. «Сегодня на всей огромной трассе Севморпути для захода иностранных судов официально открыты только два порта – Дудинка и Игарка. Поэтому мы не можем нормально обслужить судно на трассе. Между тем надо обязательно заботиться о том, как обеспечить суда бункером, водой, если необходимо, – водолазным осмотром или даже срочным ремонтом», – рассказывает исполнительный директор некоммерческого партнёрства по координации использования Севморпути Владимир Михайличенко. Проще говоря, необходимо открыть больше портов на Севере. Иначе, по мировым стандартам, маршрут считается небезопасным. К счастью, эта проблема скоро решится. Недавно президент В. Путин сделал знаковое заявление: «Мы видим будущее Северного морского пути именно как международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству». Так что открытие портов не за горами. Значит, у Северного морского пути – все шансы вскоре стать великой мировой магистралью. Вернуться назад |