Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » ОПУС ДЕИ

ОПУС ДЕИ


17-12-2010, 10:38 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (15 232)

В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру
.


О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков - "Opus Dei". Деятельность этого "ордена" получает весьма неоднозначные оценки, между тем, имея статус личной прелатуры Папы Римского, он пользуется полной поддержкой Иоанна Павла II, канонизировавшего два года назад его основателя — испанского священника Хосе-Марию Эскриву де Балагера.

Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир. Однако определить направление грядущих изменений непросто, ведь даже сокровища ватиканской библиотеки, по слухам, содержащие неизвестные рукописи древнегреческих философов и еврейских средневековых мудрецов, так до сих пор и не открыты внешнему миру — тем более остается тайной внутренняя жизнь Святого престола.

Однако можно сказать с уверенностью: мозгом и сердцем современного католицизма является "Божье Дело", по латыни — "Опус Деи".

6 октября 2002 г. в Ватикане Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической Церкви Хосе-Марию Эскриву де Балагера (1902- 1975), основателя влиятельной организации, полное название которой - светский католический орден "Прелатура Святого креста и дела Бога" ("Prelatura della Santa Croce e Opus Dei") или, если короче, "Опус Деи", "Божье дело".

Организация эта достаточно известна — не в малой степени выдвигаемыми в ее адрес обвинениями. Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что "Опус Деи" — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м - в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

При явном благоволении к ордену Иоанна Павла 11 основатель "Опус Деи" удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической Церкви), а спустя всего десять лет - к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии "Опус Деи" на папское окружение и лично на понтифика, - влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и "социальным христианством", — так и надежность механизма "непогрешимости Папы". Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги "Опус Деи", и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.

"...или право имею?"

В 30-х гг. прошлого века основатель "Опус Деи" написал "Духовные размышления". Труд, получивший название "Camino" ("Путь"), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. "Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем".

Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: "Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять". Заведенный в "Опус Деи" порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день "бдения и жертв" (как правило, по субботам). Имеются и другие способы "умерщвления плоти": мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

Непосредственно "святые бдения" включают в себя ежедневные мессу и причасти, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне. "Нумерарии должны умереть выжатыми как лимон", — говорил Эскрива де Балагер.

Завет основателя ордена: "Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка" воспринимается буквально: подавляющее число членов "Опус деи" завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система "духовной помощи", — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

Итальянский журнал "Панорама" опубликовал рассказ о восьмилетнем пребывании в ордене итальянской девушки по имени Эва Сичильяно.

Когда Эве было 12 лет, она стала ездить в культурно-религиозный центр ордена, состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Эву учили там игре на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно ее приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери ио жизни Эскривы де Балагера. Почти каждую неделю Эва исповедовалась священнику — члену "Дела божьего".

Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кельне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было еще 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром взрослых членов ордена, которые знакомили девочек с трудами Балагера.

В следующем году, во время поездки в Рим произошел коренной поворот в жизни 14-летней Эвы. На Пасху отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены "Опус Деи": сотни юношей и девушек со всех стран мира собираются на коллективные встречи с беседами и песнопениями, их принимают руководители ордена и сам Папа.

Когда ей исполнилось четырнадцать с половиной лет, Эва направила письмо главе "Опус Деи" с просьбой принять ее в "нумерарии" — полноправные члены организации. Этот акт называют "питар" (по-испански "свисток"). Вместе с другими будущими нумерариями Эва дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет — обет верности, в знак чего выдается кольцо, которое члены организации носят на левой руке.

Самостоятельно вступить в орден невозможно: для этого требуется приглашение от одного из активистов организации. Процесс вовлечения и регламент членства в "Опус Деи" для посторонних является абсолютной тайной.

Официально орден объединяет свыше 85 тыс. человек, с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени.

Стоящие на первой из них (нумерарии) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии) относятся к "апостолату" (правоверным мирянам).

"Нумерарии" соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

"Аггрегати" могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к "Опус Деи". Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). "Супернумерарии" состоят в браке и посещают обычные места молений.

Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, "особенно руководящую". Бывшая руководительница женской организации "Опус деи" Мария Аугустиа Морено: "Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты".

Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа. Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии. С 20 апреля 1994 г пост прелата занимает епископ Хавьер Эчеварриа, родившийся в Мадриде 14 июня 1932 г.

Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

Святой Престол не замедлил воспользоваться этим мощным орудием. 2 февраля 1942 г. папа Пий XII издал энциклику "Provida Mater Ecclesiae" (" Попечением матери церкви"), юридически признающую организации мирян, которые, соблюдая монашеские обеты, не носят сутану и не живут в монастырях, а в 1950-м полностью одобрил деятельность "Опус Деи". 32 года спустя Иоанн Павел II предоставил этой организации статус своей персональной прелатуры, то есть отныне члены ордена не подпадают под юрисдикцию церковных руководителей тех местностей, где они проживают, но находятся в личной юрисдикции Папы.

Накануне конклава кардиналов, который должен был избрать преемника Иоанна Павла I, краковский епископ Кароль Войтыла посетил один из ватиканских склепов, где распростерся на плите из зеленого мрамора с надписью "Хосе Мария Эскрива де Балагер" — на могиле основателя организации, всецело соответствующей представлению польского кардинала об истинном лице католицизма. Без поддержки "Опус Деи" Войтыла не смог бы стать Папой, а без поддержки Иоанна Павла II "Опус Деи" не смог бы занять столь высокое положение в средоточии католической власти.

Подобно изуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разработки стратегического характера. "Опус Деи" владеет восемнадцатью университетами; более того, несколько лет назад Иоанном Павлом II был учрежден и передан под начало ордена новый центр католического образования — Папский университет Св. Креста в Риме, в котором обучается около полутора тысяч студентов из 65 стран. Члены ордена работают почти в 500 университетах и других высших учебных заведениях пяти континентов, более чем в 600 газетах и журналах, на 52 радио- и телевизионных станциях, в 38 информационных агентствах, в 12 кинокомпаниях, входят в правительства, руководства спецслужб, банков и корпораций.

Согласно самым осторожным подсчетам, одно только итальянское "казначейство" организации может рассчитывать, по меньшей мере, на 50 млрд. лир в год, что гораздо больше суммы, собираемой Ватиканом во всем мире с помощью кампании "обол святого Петра". А ведь в казну "Опус Деи" поступают также наследства, пожертвования, всевозможные подаяния! Нумерарии обязаны завещать в пользу ордена все свое имущество. Вокруг "Опус Деи" существует огромное число "вспомогательных обществ", как их именуют в уставе ордена, в том числе учебно-академических и финансовых. Причем в официальных названиях этих обществ ничто не указывает на связь с орденом.

Активными проводниками политики Ватикана являются специально подготовленные священники, состоящие военными капелланами вооруженных сил ряда стран НАТО. Согласно недавнему Папскому декрету, епископы с воинскими нашивками, хотя у них и нет епархии, обладают абсолютной духовной властью над кадровыми военнослужащими и рядовыми, а также над членами их семей и даже могут создавать свои семинарии.

Не все в Ватикане поддерживали концепцию личной прелатуры. Среди противников такой идеи был и ближайший сподвижник Павла Vl кардинал Джованни Бенелли. Однако через месяц после предоставления Ордену статуса прелатуры в конце 1982 г. он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. С того момента папские владения стали все больше контролироваться опусдеистами. Епископ прелатуры, "Опус Деи" Хулиан Эрранс является сопредседателем Папского Совета, где у ордена еще двое сторонников. Делами информации и прессы в Ватикане заведует Хоакин Наварро-Вальс, мирянин -"нумерарий" Ордена, соблюдающий целибат. Причем некоторые иерархи не заявляют публично о своем членстве, как, например, личный секретарь главы Ватикана монсеньор Станислав Дзивич.

Испания: международные кредиты в обмен на усиление влияния "Опус Деи"

Весьма показательна история ордена в Испании. Здесь в 50 — 60-е гг. "Опус Деи" смог занять главенствующие позиции на политической сцене, заменив фашистскую фалангу в качестве основной закулисной силы режима.

После второй мировой войны Испания, будучи союзником стран "Оси", оказалась в международной изоляции. Ее экономика представляла собой замкнутую систему, несмотря на отдельные экономические и торговые соглашения с США и Великобританией. В 1957 году ведущие страны Европы заключают знаменитые римские соглашения, положившие начало европейскому сообществу. Франкистская Испания не была принята в число объединившихся стран. Ее экономика далеко отставала от уровня Франции, Германии и даже Италии. Франко понимал, что для выживания его режима Испания должна добиться вхождения в европейское экономическое и политическое пространство — и решил использовать международные связи "Дела Божьего".

В том же 1957 году было сформировано правительство, в которое впервые вошли два министра из "Опус Деи". Они заняли ключевые экономические посты: "Нумерарио" А.Ульястрес стал министром торговли, а "супернумерарио" М.Наварро Рубио — министром финансов. И уже в 1958 году Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд.

После сложных переговоров испанское правительство получило кредиты на сумму 418 млн. долларов. Они предназначались для осуществления программы либерализации экономики, вошедшей в историю как "план стабилизации и развития". Его основной задачей выдвигалось подготовка вступления Испании в европейское экономическое сообщество, а одним из главных авторов плана был член испанского правительства, нумерарио "Опус Деи" Лауреано Лопес Родо.

Разрешался доступ иностранных товаров на испанский рынок, ослаблялся таможенный режим, тем не менее, сохранялись протекционистские тарифы, так чтобы поток высококачественных товаров из ведущих европейских стран не задушил испанскую промышленность. Развитие собственной промышленности предполагалось на базе технической модернизации. Эти меры предопределили рост экономики в 60-е годы. Прирост промышленного производства достиг небывалых для Испании 10 % в год. В 1986 страна была принята в ряды Единой Европы.

Члены ордена входили во все правительства Испании до 1973 года, занимая там ключевые посты. С 1992 года присутствие ордена в составе практически всех испанских кабинетов возобновилось.

С начала 70-х влияние организации стремительно распространилось в мире, и особенно заметно — на Американском континенте.

Сильные позиции орден имел в Чили, где его поддерживал генерала Аугусто Пиночет, а один из богатейших людей страны, Крусат, контролировавший "Банк де Сантьяго" и около 250 компаний, в 70-е гг. ежемесячно выделял по 2 млн. долл. на финансирование структур организации. Бывший перуанский президент Альберто Фухимори, покинувший страну из-за обвинений в коррупции, сотрудничал с представителями ордена. Влияние ордена велико и в Мексике.

Не менее полусотни центров ордена открыто и в США — там "Опус Деи" стал особенно усиливаться в годы Рональда Рейгана, когда члены ордена появились и в Белом доме, и в средних и высших эшелонах Пентагона. При администрации Клинтона влияние ордена также расширялось, хотя и медленнее.

Впрочем, далеко не все в католической церкви довольны стремительным возвышением "новых иезуитов".

Накануне канонизации Балагера в Ватикан пришло письмо от группы бывших членов "Опус Деи", обвинивших Эскриву во вспыльчивости, заносчивости и пристрастии к роскоши. Испанские журналисты пролили свет на финансовые операции рыцарей церкви, и на связь ордена с Кларой Кальви, вдовой "божьего банкира" и масона Роберто Кальви, главного действующего лица знаменитого итальянского политического скандала. Лондонская "Times" опубликовала фотографию кожаной плетки, которой адепты истязают свои грешные ягодицы. В ФРГ были опубликовали целые серии разоблачительных статей и книг, написанных бывшими нумерариями. Все это — показатель серьезной внутренней борьбы за будущую идеологию Церкви, за ее геополитическую концепцию.

В последнее время Ватикан охвачен серьезными идеологическими разногласиями: часть отцов церкви выступают за далеко идущие реформы и послабления, другие придерживаются консервативных взглядов. "Либералов" до недавнего времени возглавлял 74-летний архиепископ Милана Карло Мария Мартини. Однако сейчас он, похоже, вынашивает идею отойти от дел и удалиться на Святую землю, и его место занимает 64-летний епископ Майнца Карл Леман, вот уже 14 лет возглавляющий Германскую епископальную конференцию. Возведен в кардинальский сан Леман был совсем недавно. С 1983 года он занимает пост руководителя "кардинальского" диоцеза, но, тем не менее, на трех последних консисториях был обойден кардинальской шапочкой.

Сложилась скандальная ситуация: немецкие епископы три раза подтверждали мандат Лемана на руководство национальной конференцией, то есть на сан кардинала, а Папа столь же упорно не хотел вводить его в Кардинальскую коллегию. Причиной того, что лидер богатейшего и влиятельнейшего объединения европейских епископов впал в немилость Святого престола,— либеральная позиция абсолютного большинства германских пастырей по проблемам семьи, разводов, повторных браков, абортов и применения противозачаточных средств.

Стан консерваторов возглавляет 78-летний Кардинал Йозеф Ратцингер, с 1977 г. — архиепископ Мюнхенский и кардинал, а с 1981 г. и поныне — префект Конгрегации вероучения Ватикана. До сравнительно недавнего времени церковной политикой руководили модернисты, но проводимые ими реформы подорвали внутрицерковную дисциплину и, как следствие, финансовую базу и политическое могущество Церкви. В ней, к тому же, стали набирать силы и совсем крайние реформаторы, например, толки харизматов, учения которых практически выходит за рамки католицизма. Сейчас Иоанн-Павел 11 пытается поддержать консерваторов, противостоять либеральным тенденциям, считая, что дальнейшее следование по пути, предложенному "реформаторами", вызовет необратимые изменения.

Опора консерваторов — Восточная Европа, оплот либералов — Германия. Крепки их позиции и в США,Латинской Америке, Азии и Африке, так что консерваторы удерживаются с трудом. Все эти разногласия давно приняли опасный характер для дальнейшей судьбы всей Католической Церкви. Однако для того, что бы повести Церковь в нужном направлении, при этом сохранив ее единство, консервативному крылу необходимо мощное основание. Остановить дальнейшее расползание можно, только придав Церкви новый импульс и новый смысл существования, связав ее судьбу с какой-то мощной силой. В существующих условиях напрашивающимся вариантом является превращение Ватикана в опору и духовное сердце Объединенной Европы.

Ватиканская пропаганда упорно — и небезуспешно — пытается сделать из Папы духовный символ всех "людей доброй воли", именно этой цели служат его бесконечные поездки. Римский Папа как духовный эталон, ведущая идеологическая сила эпохи — вот цель Понтифика и поддерживаемого им консервативного крыла, суть выработанной "Опус Деи" стратегии.

Такое превращение выгодно и Европе, ведь без единого духовного, идеологического и организационного стержня поддерживать прочное объединение затруднительно. Как уже говорилось, главным бастионом консервативного крыла являются католические приходы Восточной Европы и западной части бывшего СССР — а значит, и исторически связанные с католическими фундаменталистами местные националистические движения. Однако здесь усилению католических позиций препятствует влияние православной церкви и России. Поэтому Ватикан объективно заинтересован в уходе Москвы из Восточной Европы и Украины-Белоруссии-Прибалтики.

Однако ватиканская дипломатия никогда не идет напролом, а стратеги "Дела Божьего" стараются не оставлять своих подписей под принимаемыми Папой решениями — и вполне возможно, что дипломаты ордена могут для смягчения сопротивления России их курсу, в качестве "компенсации" за разработанную ими же стратегию, предложить руководству РФ свои связи и влияние в американской администрации и свое содействие в деле установления контактов между РФ и ЕС по модели, испробованной во времена Франко.

Превращение "Опус Деи" в движущую силу католического мира стало возможным потому, что постепенно стал меняться идеологический климат на планете. Как заметил в связи с канонизацией Балагера московский православный публицист Егор Холмогоров, до последней трети ХХ века в мире набирали силу процессы секуляризации и либерализации, однако в последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону — происходит духовная милитаризация мировых религий. Внутри них вызревают силы, ориентирующиеся на реальный успех своего дела не только в вечности, но и "в веке сем".

В исламе эта тенденция приобрела форму исламского фундаментализма, с его ориентацией на мусульманскую умму как воинское объединение. В католичестве — форму полутайного ордена, избравшего путь стремления к светскому доминированию и активного участия в политической жизни, как к средству для воплощения духовных задач христианства. В православии также происходит "духовно-милитаристское" брожение, хотя оно и не приняло еще четкие организационные формы.

Такие процессы идут и в России, и на Украине, и в Сербии, и в Греции. Протестантизм переживает эпоху бурного роста харизматических и активистских течений. Во многих, удаленных друг от друГа регионах, таких как Белоруссия и Латинская Америка, протестанты вытесняют старые конфессии, постепенно становясь главной религиозной силой региона. В Латинской Америке в последние десятилетия на основе африканских, индейских и христианских элементов сложились новые религиозные системы, ставшие не только духовным, но и политическим фактором — например, религии Канбомбле, Макумба, Умбанда и Кимбанда в Бразилии.

Вокруг Тибетского ламаизма начинает чувствоваться возможность вызревания воинственного и экспансивного буддизма. В рамках иудаизма также назревает революция, сравнимая с появлением хасидского движения в середине восемнадцатого века. На этот раз в иудаизме можно ожидать появления движений, стоящих на позициях сугубой религиозной ортодоксии, одновременно эсхатологических и нацеленных на духовную и светскую экспансию. Причем стремящихся, как это было в последние столетия до распространения христианства, выйти за пределы еврейского народа. В самых неожиданных точках, как перуанские Анды или индийский штат Мизорам на границе с Бирмой, местные племена в массовом порядке переходят в ортодоксальный иудаизм.

Новые времена, грозные и неожиданные, уже стоят на нашем пороге. Наступивший век не будет похож на ушедший — и католическая церковь первой из мировых религий стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач.


(Указанный документ не является материалом НАМАКОН)

Назад Вперед


Источник: namakon.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится28



Новость отредактировал Редактор VP - 17-12-2010, 10:40

Причина: добавлены 2 статьи по теме, со ссылками.

Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (17 ноября 2009 12:12)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    +1
    "Опус Деи" в России: политическая миссия?


    В декабре 2007 года в Москве было открыто представительство светского католического ордена "Опус Деи" ("Дело Божье"). В ближайшее время Орден надеется обосноваться и в других городах России и, прежде всего, в Санкт-Петербурге, где Ватикан планирует создать более крупное отделение.

     

    До сих пор Россия оставалась последней из крупных стран, где "Опус Деи" не был официально представлен. Тем не менее, как заявил представитель самой организации А.Хавард, сотрудники "Опус Деи" работают на территории России уже в течение 15 лет. Видимо, почва за это время оказалась настолько хорошо подготовленной, что руководство Ордена в лице главы епископа Хавьера Эчеварриа сочло возможным перевести организацию на "легальное" положение.

    Сейчас российскую общественность пытаются успокоить, представляя "Опус Деи" как исключительно религиозно-просветительскую организацию, выполняющую якобы духовную миссию. В то же время хорошо известно, что "Опус Деи" – это организация с "двойным дном", осуществляющая не только миссионерскую деятельность (в реальности – религиозную экспансию), но и преследующая чисто политические цели. Аналитики называют ее неофициальным центром ватиканских спецслужб, или главной разведывательной службой Папы, выполняющей важнейшие политические миссии.

    Для деятельности "Опус Деи" характерны, во-первых, закрытый характер и, во-вторых, "точечная" работа, то есть привлечение влиятельных фигур, которые становятся ядром "агентуры влияния" Ватикана. Не случайно руководитель российского отделения ордена, священник Хосе-Антонио Сеновилья, подчеркнул, что "Опус Деи" не собирается вести в России "активную пропаганду": "это не наш метод, мы работаем с каждым человеком лично". Непосредственно в состав Ордена входит более 85 тыс. человек, но их официальных списков не существует, сами члены не должны афишировать своей принадлежности к организации и хранят в тайне все, что касается методов их работы. Не существует и официальных финансовых отчетов, а печатный орган Ордена "Хроника" доступен только штатным членам – нумерариям.

    Сегодня роль "Опус Деи" чрезвычайно велика, это не просто один из орденов Ватикана. В отличие от Православия католицизм представляет собой мощную политическую организацию, а Ватикан – один из важнейших игроков на международной арене. Если на протяжении четырех веков ключевую роль в обеспечении контроля над сознанием элит и в проведении соответствующей папским интересам политики играл Орден иезуитов, то сегодня его полностью заменил "Опус Деи", который после обретения в 1982 году статуса личной прелатуры Папы превратился в "мозг и сердце" современного католицизма.

    Созданный в 1928 г. испанским священником Хосе Мария Эскрива де Балагер "Опус Деи" представляет собой принципиально новый тип орденской организации: кроме духовенства он включает и мирян, которые могут "обрести святость" в своих будничных делах, выполняя указанные функции в определенной общественной сфере. Фактически это копия протестантской этики с ее сакрализацией мирской деятельности, в которой человек и призван себя полностью реализовать. Выполнение любого дела рассматривается тут как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Этим обусловлены изначальный интерес Ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам, центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр.

    Другим важнейшим элементом специфики работы "Опус Деи" является то, что Орден создан по модели секты, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину с абсолютным подчинением вышестоящим, с сетевым типом организации. Все члены общества подразделяются на три ступени: нумерарии (штатные члены организации, выполняющие руководящие функции, живущие в целибате, соблюдающие все обеты и правила, отдающие весь свой заработок в пользу Ордена), "аггрегати" (которые также холосты и отчисляют часть своего заработка) и "супернумерарии" (сверхштатные, состоящие в браке). В соответствии с этим строится вся деятельность Ордена, представляющая собой многоуровневую систему.

    Главную роль играют официальные центры, представляющие духовную прелатуру. Затем идут организации, создаваемые правоверными мирянами – членами Ордена и сочувствующими. В названиях этих организаций не присутствует имя "Опус Деи", но они теснейшим образом связаны на религиозном уровне. К ним относятся университетские центры, центры профессионального обучения, различные образовательные учреждения, часто регистрируемые как фонды, культурные центры, где и происходит рекрутирование основной массы молодежи. И наконец, третий уровень включает в себя различные финансовые, политические и идеологические учреждения, не связанные с Орденом на религиозном уровне, но создаваемые людьми "Опус Деи". Эти учреждения настолько скрытно внедрены в структуру Ордена, что их очень трудно распознать. К ним относятся личные фонды, связанные с банками и промышленными предприятиями, политические клубы, семейные ассоциации. Эта система позволяет Ордену проникать в различные сферы и вовлекать в свою деятельность широкий круг людей, численность которых достигает несколько сот тысяч человек.

    Уникальная дисциплина Ордена сделала его незаменимым именно тогда, когда католическая церковь оказалась в состоянии глубокого разложения, последовавшего за "либеральными" реформами П Ватиканского Собора. В 70-е годы позиции Ордена настолько укрепились, что им была поставлена задача осуществить глубинную "инфильтрацию" в "тело церкви". Важнейшую роль в этом сыграл Римский центр встреч служителей культа (CRIS), превратившийся в элитную организацию по обработке перспективных представителей духовенства, среди которых был и кардинал Кароль Войтыла.

    Именно "Опус Деи" помог прийти к власти Иоанну Павлу П, который присвоил 28 ноября 1982 года Ордену статус "личной прелатуры", выведя его из-под юрисдикции епархиального руководства (опусдеисты называют этот день "исторической датой"). С этого времени Орден стал играть доминирующую роль в Ватикане, превратившись по существу в "церковь внутри церкви".

    В условиях развернутого тогда на Западе наступления неоконсерватизма и крайнего обострения холодной войны "Опус Деи" поставил перед собой задачу добиться восстановления международного политического веса Ватикана. Восточная Европа являлась в 80-х годах главной сферой геополитического противоборства, и стратегические интересы Ватикана и США здесь полностью сошлись. Это стало основой "священного союза" Ватикана, Вашингтона и ЦРУ, в оформлении которого "Опус Деи" сыграл важнейшую роль. Для этого Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича с американскими членами Трехсторонней комиссии и в первую очередь с З.Бжезинским. Ключевыми фигурами "священного союза" стали также глава ЦРУ У.Кейси и госсекретарь США А.Хейг – оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемого "вооруженной рукой" Ватикана.

    И еще один чрезвычайно знаменательный факт: в 1983 г. из католического юридического кодекса изымается действовавший 200 лет канон N 2335, который запрещал католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах. Это означало официальное прекращение борьбы Ватикана с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами. В том же 1983 году Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек), а в 1984 г. между Ватиканом и США устанавливаются дипломатические отношения. В Америке открывается не менее полусотни центров "Опус Деи", члены Ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона. С тех пор влияние Ордена здесь не перестает расширяться.

    В этом стратегическом альянсе Святой Престол выступал в качестве главного эксперта и координатора действий западных спецслужб. Представители администрации Рейгана позднее признавались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше представители Ватикана опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Уильям Кларк, в частности, утверждал: "Информация Ватикана абсолютно превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех отношениях". Одновременно участие Ватикана призвано было и "духовно" узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти, которая была представлена и Папой, и Вашингтоном как "священная война" против коммунизма.

    Параллельно с этой внешнеполитической религиозной задачей "Опус Деи" решал и другую – внутреннюю идеологическую. Она заключалась в проведении такой перестройки сознания западноевропейских элит, которая позволила бы им принять англосаксонский неолиберальный проект. Идеологические установки Ордена, будучи своеобразным симбиозом неолиберализма и религиозного фундаментализма, явились фактически католическим аналогом теории экономической свободы Ф.Хайека, оправдывающей уход государства из социально-экономической жизни общества. Эти установки были положены в основу соответствующих учебных и исследовательских программ в контролируемых Орденом университетах, институтах и финансовых школах. Вдохновителем их стал американский Институт изучения религии и свободы им. Эктона (Мичиган), а главным центром распространения – Международная академия философии в Лихтенштейне. На базе этих установок формировалось уже новое поколение европейских политиков, финансистов, экономистов, пришедших на смену старым кадрам как раз в начале ХХI века.

    Иоанн Павел П, вошедший в историю как "Папа "Опус Деи"", оставил после себя богатое наследие. Добившись восстановления позиций Ватикана на мировой арене, органично инкорпорировав его в новую систему глобального управления, он крепко связал политику католической церкви с американскими геополитическими интересами.

    Показателем эффективности работы "Опус Деи" стали ее успехи во Франции – стране с традиционно светской культурой и глубоко антиклерикальными традициями. Интенсивная инфильтрация опусдеистов началась при Ж.Шираке, совершившего в 1996 г. визит в Ватикан, который французские лидеры не посещали с 1959 г. Членами или симпатизирующими Ордену является значительная часть французских функционеров, работающих сегодня с Н. Саркози. Большие симпатии к "Опус Деи" всегда проявлял и ультра-либерал, мондиалист М. Камдессю – бывший директор-распорядитель МВФ, пристроенный Орденом после своей отставки в понтификальную комиссию "Справедливость и Мир".

    Сегодня двумя приоритетными направлениями деятельности Ватикана являются, во-первых, обеспечение культурно-религиозного фундамента для строящейся Единой Европы, рассматриваемой исключительно в рамках евро-атлантической солидарности, и, во-вторых, ослабление позиций Русской Православной Церкви – в самой России (через распространение криптокатолицизма) и на Украине (через объединение украинских раскольников с греко-католиками в подчиненном Папе "Украинском Патриархате"). Преемственность этой политики и обеспечивает Бенедикт ХУI, достаточно тесно связанный с "Опус Деи", который способствовал его приходу к власти. В то же время, в отличие от Иоанна Павла П, привыкшего работать открыто и на массы, новый Папа проводит свою линию более скрытно, тихо, сдержанно, но и более жестко, что полностью соответствует предписаниям Эскрива де Балагера, учившего "быть внешне покладистым, но иметь стальной кулак в велюровой перчатке".

    В последнее время влияние католической церкви в европейской политике заметно усилилось. Складывается консенсус правящих европейских элит и Ватикана, который должен превратиться в опору Единой Европы. Поскольку же число католических священников неудержимо сокращается (даже в Польше), растущее значение приобретает деятельность "святых мирян", которых и формирует "Опус Деи", все активнее внедряющийся в последнее время в международные организации и в первую очередь в институты ЕС.

    Наиболее ярко поворот в сторону Ватикана проявился в деятельности самого проамериканского из всех европейских политиков Н.Саркози, который, будучи прагматиком, приспособил католицизм к своим политическим целям. В своей книге "Республика, религии, надежда" (написанной в соавторстве с Т.Колленом, членом Фонда социальной политики, близкого к "Опус Деи") Н. Саркози даже высказал идею о возможности изменить закон 1905 года, утверждающий отделение церкви от государства и являющийся опорой французской светскости (многие оценивают это как невиданное покушение на сами основы политической культуры Франции).

    Растущее влияние Ватикана проявилось и в последних событиях в Италии, связанных с отставкой правительства Р. Проди, кампанию против которого католическая церковь вела с самого начала его деятельности, добиваясь возвращения к власти С. Берлускони. Отставка была ускорена тонкой игрой пожизненного сенатора Д. Андреотти, близкого к "Опус Деи", а также общей атмосферой, в которой доминирует намерение Ватикана восстановить свою культурную и моральную гегемонию в ее самой непримиримой версии.

    Что же касается восточного направления деятельности Ватикана, то здесь он не менее настойчиво добивается расширения своего влияния, но использует другую тактику. Появление в России представительства главной ватиканской спецслужбы, занимающейся перестройкой сознания "незападных" народов, далеко не случайно. Действуя в духе заветов Эскрива де Балагера, Ватикан осуществляет свое "интеллектуальное проникновение" под прикрытием идей "межхристианского диалога" и "взаимного духовного обогащения".

    Экуменическое движение мыслится Ватиканом исключительно в духе униатской модели и рассматривается как процесс объединения всех христиан под властью Папы. Еще в 2000 г. кардинал Й. Ратцингер (будущий Бенедикт ХУI) подготовил папскую энциклику "Dominius Iesus", в которой истинной признается лишь католическая церковь, что поставило российских филокатоликов в трудное положение, и об энциклике предпочли забыть. Однако летом 2007 г. Бенедикт ХУI вновь напомнил о миссии католицизма, санкционировав документ, подготовленный Конгрегацией по вопросам вероучения Ватикана, в которой православие и протестантизм названы "неправомочными", а римское католичество – "единственной подлинной Церковью Христа", в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту. И наконец, в октябре 2007 года на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которую представители РПЦ вынуждены были покинуть, был подписан некий секретный документ, призванный проложить путь к восстановлению единства католиков и православных. Итальянская газета La Repubblica привела следующие цитаты из этого документа: Папа – "первый Патриарх", Рим – "первый престол", а Римская церковь "окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика". То есть признание папского главенства всеми христианами остается главным условием для восстановления общения с Римом.

    И последнее. Характерна реакция Ватикана на провозглашение независимости Косова. Святой Престол, призвав "политиков Сербии и Косова к осторожности и умеренности", потребовал "принять меры против экстремистских реакций и скатыванию к насилию", но вопрос о том, чьи же действия расценивают в Ватикане как экстремистские, остался не проясненным. Можно догадаться, что эта проблема будет обсуждаться Бенедиктом ХУI в Белом Доме, который примет Папу во время его первого визита в США 15-20 апреля 2008 года.

     

     Ольга Четверикова 

     Фонд стратегической культуры


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map