Президент Беларуси Александр Лукашенко 7 октября заявил, что Беларусь не собирается ввязываться в информационный конфликт с Россией. "Нам ни в коем случае не надо ввязываться в эту драку. Пусть делают заявления, пусть говорят, что угодно. Зачем нам нагнетать обстановку вокруг этого? Надо им нагнетать обстановку, нужен им враг очередной - пускай нагнетают", - подчеркнул глава государства. По словам Александра Лукашенко, белорусы не поддержат руководство страны, если оно "ввяжется в эту драку". Кроме того, по словам президента, это плохо повлияет на имидж Беларуси в глаза русского народа. "Зачем, чтобы русские люди подумали о нас плохо? Не надо", - подчеркнул белорусский лидер. Вместо информационной войн, по словам Александра Лукашенко, необходимо заниматься внутренними делами страны, передаёт БелТА.
"У нас экономика, скоро съезд, надо подготовить программу. Даже не выборы главное. Главное - страна. А для страны важно, какую мы программу на пятилетку примем. Там каждый человек будет себя искать: где его семья, где его зарплата, где его работа, где право на жизнь, где право на безопасность, на спокойствие. Мы этим должны заниматься", - подчеркнул глава государства.
В это же время и российская Госдума присоединилась к информационной войне против Лукашенко, организованной Президентом России через свой видео-блог, выдав соответствующее заявление с аналогичными обвинениями. При обсуждении заявления только представители КПРФ и Справедливой России высказали альтернативное мнение. Ситуацию нагнетает телевизионный канал НТВ, выдавший уже третий пасквиль на белорусского Президента под названием "Крёстный Батька". Фантазия создателей фильма просто запредельна - кроме старых и привычных "западных" обвинений в пропаже людей и диктаторстве, президенту ставится диагноз "мозаичная психопатия" и отмечается какая-то "нездоровая" привязанность к "внебрачному" ребёнку. Было показано интервью с "пропавшим" психиатром, который ставил диагноз. При этом сам молодой и длинноволосый "психиатр" с бегающими глазками производил явно нездоровое впечатление наркомана. Заказной предвыборный характер этих "документальных" кадров практически очевиден. Фильм сляпан на скорую руку, заметно даже, что "официальный приём" чеченского лидера Закаева почему-то проводится в Польше. Это заметил и депутат Госдумы от Справедливой России Анатолий Грешневиков при обсуждении вышеупомянутого заявления. После этих слов ему микрофон просто отключили.
Надо сказать, что реакция Лукашенко на развязанную Кремлём войну была спокойней, чем это публиковалось в СМИ. В частности: "Заявление о том, что в случае непризнания Россией президентских выборов в Белоруссии Минск выйдет из всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве, является "дезинформацией и грязной провокацией". Об этом заявил 6 октября глава Администрации президента Белоруссии Владимир Макей." ИА REGNUM " вынужден был опубликовать опровержение собственной информации, со слабой попыткой оправдания, которая состояла лишь в том, что якобы "надёжность его источника, помимо прочего, была подтверждена ещё и тем, что абсолютное большинство независимых СМИ, заинтересовавшихся этой информацией, не поставило под сомнение её достоверность." Признаюсь, я сам цитировал эту новость, не сомневаясь именно в такой реакции президента Белоруссии. Хотя вполне стоило - Лукашенко был с визитом в Турции и не стал бы пороть горячку не разобравшись в ситуации. Как выяснилось теперь, Лукашенко не стал отвечать на выпады. И это весьма мудро для "психопата". Кремль сам ставит себя в весьма неловкое положение. Что он будет делать с союзником после выборов в Белоруссии? Или он уверен в смене режима?
Что же касается причин "наезда", то ситуация может проясниться, если учесть и причины визита Лукашенко в Турцию - помимо многих тем "по некоторым данным, он обсуждал там возможности поставки в Белоруссию иранской нефти через турецкий порт Джейхан. Оттуда танкерами "чёрное золото" могло бы доставляться в латвийский Вентспилс и далее уже непосредственно в Белоруссию." Несмотря на совершенно ложный заголовок статьи, послужившей источником цитаты, предположение это скорее всего верное. Ибо последние полгода Беларусь предпринимает активные шаги по организации альтернативных поставок нефти в республику. Так в мае 2010 года Беларусь начала поставлять для Мозырского нефтеперерабатывающего завода нефть из Венесуэлы через территорию Украины. В мае-июне через Одесский торговый морской порт в Беларусь транспортировано 160 тысяч тонн венесуэльской нефти. В планах белорусского президента довести подобные поставки до 10 млн тон в год, что составляет половину из объёма поставок российской нефти. И хотя существуют оценки российских экспертов, доказывающие "очевидную" нерентабельность таких поставок, Минск вполне серьёзно настроен избавиться от своей зависимости от российских нефтяных компаний. Причём, как выяснилось на пресс-конференции белорусского Президента, не только по части нефти, но и газа:
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО заявляет, что Беларусь ведет переговоры с Украиной о строительстве на Черном море терминалов для приема сжиженного газа. Об этом А.ЛУКАШЕНКО заявил на пресс-конференции для российских журналистов, стенограмма которой размещена на официальном сайте Президента Беларуси. "Вы, наверное, знаете, что "Газпром" уже лидирующие позиции потерял. Сегодня и мы прямо заявляем, что ведем переговоры о строительстве на Балтике или на Черном море в Украине терминалов для приема сжиженного газа. Понимаете, опять же безмозглость. Нас пугают: "Северный поток", "Южный поток", откажемся от транзита через Беларусь. Не надо! Говорят, закроем под Смоленском задвижку. Закрывайте! Но мы в освободившиеся трубы заведем разжиженный на Балтике газ. 300 млн. долларов стоит завод, и запускаем газ в эти трубы. А они куда идут? В Польшу, Германию, Чехию и дальше. И если здесь будет 150 долларов, а "Газпром" за 220 предлагает, ясно, на кого будут работать эти трубы. Хотя бы об этом подумали элементарно. То же самое и по нефти", - сказал А.ЛУКАШЕНКО.
Президент Беларуси отметил, что российское ОАО "Газпром" теряет первенство на газовом рынке Европы. "Газпром" сегодня "шлепнулся" в Европе. Катар и Норвегия захватили первенство в поставках газа. Сжижают, разжижают, продавая по 167 долларов на спотовых рынках. А нам из России обещают уже по 210. Кому нужен ваш газ там? Так это "втупую" идет потеря рынка. Что, завтра Россия пустит казахстанский газ в свою трубу? Без этого не будет ЕЭП. А сегодня идёт волокита. И мы пока как сторонние наблюдатели в этом. Потому что ждем, когда договорится Россия с Казахстаном. Нам это будет выгодно. Мы - транзитная страна. Через нас идут трубы. Пожалуйста, пользуйтесь. Скоро вы многое почувствуете. Это пока вам центральные СМИ талдычат, что вы решаете все проблемы. Что у вас их нет. Хотя, как люди сведущие, вы, наверное, знаете, что "Газпром" уже лидирующие позиции потерял", - считает он.
Возможно именно эти неуважительные слова про "Газпром" и стали более всего обидны российской власти. Каких-то других "оскорблений" в тексте стенограммы пресс-конференции отыскать невозможно. Но есть и более серьёзные причины. Планы Беларуси отказаться от российского газа и нефти не только больно бьют по бизнес-интересам российских компаний, но и полностью дискредитируют всю политику Москвы в отношении Минска, политику, построенную на тезисе "иждивенчества" союзника. Возможно после реального приобретения Минском энергетической независимости, московские политики более реально оценят выгоды союза.
Тезис об "иждивенчестве" Белоруссии в торговых отношениях с Россией настолько популярен, что его стоит обсудить отдельно и подробно. Он не только фигурирует в "независимых" СМИ, но часто упоминается и кремлёвскими политиками. Так, ещё в 2007 году, Путин на правительственном совещании заявил, что "5,8 млрд долларов только на энергоносителях - это поддержка белорусской экономики в 2007 году". Подобные заявления свидетельствуют либо об экономической некомпетентности нашего руководства, либо о стремлении внедрить в общественное сознание ложный тезис об иждивенчестве союзного государства. Видимо для оправдания своей не слишком дружественной политики в отношении союзника. В том же 2007 году я подробно разбирал "нефтяной баланс", возникший после введения экспортной пошлины на нефть для Белоруссии. Ложь о российских дотациях экономике Белоруссии базируется на непонимании в общем-то простой вещи - в ответе на вопрос: "Кто же платит экспортную пошлину, импортёр или экспортёр?" Ведь Россия, вводя экспортную пошлину, заставляет платить её вовсе не Беларусь, а российские нефтяные компании, экспортирующие нефть. И если вы полагаете, что экспортная пошлина автоматически входит в цену, увеличивая её ровно на сумму пошлины, то глубоко ошибаетесь - цену для иностранных потребителей определяет внешний рынок, а не наша внутренняя государственная пошлина. И если быть конкретным в отношении цены на нефть для Белоруссии, то её определяет "совместная комиссия в составе представителей "Белнефтехима" и российских нефтекомпаний на основании средней спотовой цены ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) применительно к портам Польши минус транспортные расходы, включая портовый сбор и фрахт танкеров".
Иначе говоря вовсе не правительства определяют цены, а участники рынка в зависимости от общих рыночных условий. Так вот, согласно рыночным условиям, средняя цена поставок нефти для Беларуси в 2007 составила 225 долларов за 1 тонну. Это при том, что на бирже в Лондоне наша нефть марки Urals в среднем за год в 2007 году стоила около $485/тонну - $61/баррель, а польские компании приобретали нефть, поставляемую по нефтепроводу "Дружба", по $352 за тонну. Это рыночная цена, которая совершенно не учитывает вновь введённую в 2007 году "льготную" экспортную пошлину в $53/тонну для Белоруссии или полную экспортную пошлину в $180/тонну для Польши. Этот факт доказывает средняя цена поставок нефти в Белоруссию в предыдущем 2006 году (до введения пошлины), которая была равна 247,5 доллара, то есть была выше цены с пошлиной! То, что Беларусь закупала нефть по цене ниже цен на Лондонской бирже объясняется прежде всего различием транспортных расходов, близостью к экспортёру. Да и сами биржевые цены на нефть привязаны к конкретным портам отгрузки нефти (как цены для портов Амстердам-Роттердам-Антверпен - ARA). Будете закупать нефть в портах ОАЭ - у вас будет одна цена, в порту Нью-Йорка - другая. Поэтому цена и для Польши тоже была ниже цены на лондонской бирже. Так можно ли говорить о дотациях Белоруссии, если цена на нефть была и осталась рыночной? Кого "дотировало" российское правительство до ввода пошлины? Правильный ответ - российские нефтекомпании! Они не платили пошлину до её ввода и стали платить после. За их счёт в российский бюджет попали дополнительные миллиарды и это вовсе не являлось дотацией Беларуси. Это недополученная прибыль российских экспортёров. Почему это является тайной для российского правительства? Почему в СМИ об этом не пишут?
Но это ещё не все "нефтяные тайны". Часто утверждается, что Белоруссия занимается реэкспортом, то есть, по сути спекулирует нефтью. Покупает у нас по одной цене, а продаёт по другой, более высокой. Это тоже не правда. Реэкспортом занимаются российские же нефтяные компании, транзитная нефть в собственность Белоруссии не попадает. Беларусь же торгует только результатами переработки нефти. При этом из 20 млн тонн нефти, перерабатываемых на белорусских НПЗ, около 10 млн тонн перерабатываются на давальческих условиях, то есть нефть и результаты её обработки остаются в собственности российских нефтекомпаний, лишь оплачивающих услугу по переработке нефти. Только около 10 млн тонн нефти Белоруссия покупает и перерабатывает сама. Из них после переработки около 5-6 млн тонн идут на собственные внутренние нужды и лишь около 4-5 млн тонн идут на экспорт. В структуре поставщиков нефти в Беларусь на долю Сургутнефтегаза приходится почти 30% поставок нефти, Роснефти - 25%, Сибнефти - 13%, ЛУКОЙЛа - 11%, Славнефти - 10%, РуссНефти - 6,5%, прочие поставщики - 4,5%. Конечно, экспорт белорусских дочек российских нефтекомпаний также подлежит пошлине, которая идёт в белорусскую казну. Но это уже вопрос географии - если Россия использует свои нефтяные ресурсы для пополнения казны, то Беларусь - своё географическое положение как транзитного государства. Географическое положение тоже можно считать ресурсом, которое вполне очевидно может давать свою выгоду. Не за счёт соседа, а за счёт этого самого положения, в виде платы за транзит. И если бы она этого не делала, то неизъятая пошлина лишь пополнила бы карманы экспортёров, но не российского бюджета. Кстати, Россия всегда выступала за одинаковый размер пошлин - это входит в требования Таможенного союза. Правда ставя при этом вопрос о разделе пошлин, который так никогда и не был улажен.
Разница в российских и белорусских пошлинах стала одной из причин тяжбы в 2007 году, которая в итоге привела к появлению пошлины на экспорт нефти в РБ. Экспортная пошлина на нефтепродукты в Белоруссии была ниже, чем в России – $75,8 за тонну лёгких дистиллятов и газойлей против пошлин в $138 за тонну той же продукции при экспорте из России. Эта несогласованность в таможенной политике, во-первых, нарушало ряд статей соглашения о Таможенном союзе России и Беларуси (Статья 12), подписанного ещё 26 февраля 1999 года, а во-вторых, дало повод считать Беларусь подобием "нефтяного оффшора" российским нефтяным компаниям. Лукашенко тут действительно сделал ошибку в стремлении привлечь российские компании к переработке нефти в Белоруссии. Правда то давнее соглашение так и не работало никогда в полном объёме, ибо представляло собой договор о "завершении формирования Таможенного союза", но не сам Союз, начавший работать лишь недавно. Соглашение же по нефти, подписанное в 2007 году и устанавливающее пошлину для Белоруссии, требовало также выравнивание пошлин на выходе из Белоруссии в третьи страны. В российских СМИ тогда посчитали, что это лишит Беларусь 40% дохода от экспорта нефтью и продуктами её переработки. Вроде как Россия отберёт эту сумму в свой бюджет. В реальности вместо $650 млн. при пошлинах до декабря 2006 года в бюджет Белоруссии должно было поступить $1,65 млрд при тех же объёмах поставок! Бюджет РБ получил на миллиард долларов больше за счёт увеличения пошлины на выходе из РБ. Ошибка опять же в том, что не Белоруссия платит пошлины, как посчитали в том же "Коммерсанте", уважаемом бизнес-издании. Их платит экспортёр. И если пошлины повышаются, то повышаются и доходы бюджета при том, что цена на нефть была и остаётся рыночной! В данном случае выросли доходы бюджетов обеих стран. Не за счёт друг друга, а за счёт нефтекомпаний. Тут и Лукашенко очевидным образом ошибался, удерживая пошлины на более низком уровне, чем Россия - повышение пошлин Белоруссии до уровня российских не снизило привлекательность белорусского направления для экспортёров нефти и объёмы экспорта не снизились. Ситуация принципиально изменилась лишь в этом, 2010 году. Но об этом чуть позже.
Остаётся важный вопрос - а почему же Белоруссия так болезненно восприняла введение Россией пошлины на нефть, экспортируемую в Беларусь , если сама она её не платит? Какие вообще требования выставляет Лукашенко? Цены должны быть ОДИНАКОВЫ на территории России и Беларуси. Не за "низкие" цены, а за единые борется Лукашенко. Это он неоднократно говорил на своих пресс-конференциях уже много лет, но его слова российские СМИ предпочитают не транслировать. Почему же именно единые? Потому что это следует из условий Союзного договора, подписанного 10 лет назад:
Статья 20: "Государства - участники создают единое экономическое пространство. В Союзном государстве действует унифицированное , а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство."
Статья 21: "В целях создания единого экономического пространства государства - участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику."
Статья 23: "В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов."
О создании единого экономического пространства сказано и в договоре о Таможенном союзе от 1999 года. Цены на энергоносители являются базовыми для экономики и являются важнейшим "макроэкономическим показателем". Они диктуют уровень издержек для промышленности и транспорта, входят в конечные цены всех товаров. Именно поэтому создавая единое экономическое пространство с них надо начинать. Иначе предприятия разных государств будут работать при разных экономических условиях, где конкуренцию выиграет тот, у кого сырьё обходится дешевле. В наших СМИ вы эту аргументацию Лукашенко не увидите. Это результат информационной блокады.
С этого 2010 года Россия вновь изменила условия поставок нефти в Беларусь. На этот раз часть нефти (6,5 млн тонн) идёт без пошлины. Поскольку она якобы для внутреннего потребления Беларуси и потому в рамках Таможенного союза не может облагаться пошлиной. Но остальная нефть облагается пошлиной уже в полном объёме. Поскольку не удалось решить вопрос о разделе пошлин на выходе из Белоруссии, то Россия решила брать их сама на входе, хотя это и противоречит соглашению о Таможенном союзе, подписанном до этого. Изменилась ли цена на нефть для белорусских НПЗ в результате? Опять нет - $409 за тонну в среднем за 9 месяцев, что опять же является рыночной ценой. Но белорусские НПЗ утратили рентабельность в плане давальческих схем для российских нефтекомпаний - результат их переработки облагался бы уже двойной пошлиной - на входе в РБ как пошлина на экспортируемую нефть, на выходе - как пошлина на продукты переработки нефти. Это убыточно для российских нефтекомпаний и они перестали использовать давальческие схемы. В результате поставки нефти в Беларусь из России сократились почти в два раза - на 49,8% в годовом выражении. Как раз на те самые 10 млн тонн, что обрабатывались на белорусских НПЗ по давальческим схемам. Российские экспортёры отказывались платить пошлины два раза. В результате "экспорт нефтепродуктов сократился на 40%, а объем продукции нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси упал на 30%". На столько же сократились доходы белорусского бюджета от экспорта и это стало шоком для белорусской экономики:
Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский и глава Национального банка Петр Прокопович оценили потери бюджета от изменения Россией условий поставок нефти в 5,9 трлн. рублей (около двух миллиардов долларов). Соответствующее письмо о намерениях глава правительства и председатель Нацбанка направили руководству Международного валютного фонда.
Какой смысл был этой очередной атаки на Беларусь? Российское правительство не знало, что тем самым разрушает давальческие схемы? Что в результате экспорт нефти упадёт в два раза? Что из-за этого пострадает не только белорусский бюджет, но и российский? Новая пошлина, хотя и больше в три раза, но при новых сокращённых на 10 млн тонн объёмах будет распространяться лишь на пятую часть от ранее экспортируемого потока нефти. Ответ, однако есть и на этот вопрос:
В Белоруссии разгорается скандал вокруг высказывания министра энергетики России Сергея Шматко об условиях установления цены на российскую нефть для Минска. В среду он заявил, что льготный режим по поставкам российских нефти и нефтепродуктов в Белоруссию сохранят лишь при условии допуска российских нефтяников к приватизации белорусских предприятий. В Минске это назвали шантажом. Однако независимые эксперты уверены, что Минску придётся согласиться с условиями Москвы. В Белоруссии интерес у российских нефтяников вызывают два предприятия – Мозырьский нефтеперерабатывающий завод и комплекс "Нафтан-Полимир". В августе прошлого года ЛУКОЙЛ вёл активные переговоры о покупке "Нафтана". Конкретные цифры стороны тогда не называли. Но журналистам удалось выяснить, что российская сторона предлагала определить стоимость "Нафтана" с учётом падения цен в условиях кризиса. Однако Минск настаивал на оценке компании по докризисным условиям. Тогда точку в этой истории поставил президент Белоруссии Александр Лукашенко, который сообщил, что "не допустит распродажи белорусских предприятий за бесценок".
Попросту говоря, российские олигархи стараются "отжать" белорусские НПЗ, используя в качестве оружия шантажа, российскую власть с её "пошлой" политикой. Ранее я писал, что Белоруссии приходится жертвовать социализмом ради союза с Россией. Приводя свои законы в соответствие с либеральным законодательством России. Но не только социализмом, идеология наших "бизнесменов" не волнует. Их интересует конкретная собственность, которая даёт стабильную прибыль. А прибыль давать белорусские НПЗ способны, если, конечно, не брать пошлины два раза. Надо полагать, что такая ситуация после приватизации была бы устранена. Аналогичная ситуация была и с Белтрансгазом, который в результате "газовых войн" "отжал" Газпром.
Из-за своей полной сырьевой зависимости от России Белоруссия была вынуждена идти на уступки. Уступая не только позиции социального государства, но и государственную собственность. При подписании последнего соглашения белорусский вице-премьер Владимир Семашко заявил, что "сделка по покупке ЛУКОЙЛом и "Роснефтью" "НАФТАН-Полимира" может состояться в ближайшее время". "Беларусь заинтересована в приватизации комплекса "Нафтан-Полимир", заявил 3 февраля журналистам в Гомеле премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский". Однако разговоры о продаже НПЗ российским компаниям ведутся уже лет пять, но сделка не состоялась до сих пор. О цене не договорились. Белорусы по дешёвке свои заводы не сдают, как того желают российские олигархи. Более того, постоянный шантаж с поставками энергоресурсов вынудил Белоруссию искать альтернативы. Эти поиски шли давно, Белоруссии удалось получить несколько нефтяных месторождений в Венесуэле и Иране. Беларусь решила добывать нефть даже в Гамбии, Россия же твёрдо отказывает в продаже своих месторождений Белоруссии. При том, что значительная часть российских месторождений разрабатывается иностранцами.
Совместное венесуэльско-белорусское предприятие по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана» вело в 2008-2009 гг. добычу на двух месторождениях: Блок Х Лаго Медио и Гуаро Есте. В 2009 г. Декретом Президента Боливарианской Республики Венесуэла совместному предприятию АО «Петролера БелоВенесолана» были переданы три нефтяных актива — Лагунилас Блок II, Оритупано Норте и Остра. Фактическая добыча предприятия за 2008-2009гг. составила более 1,3 млн. т нефти.
До 2010 года Беларусь не планировала импорт нефти из других стран кроме России. Введение пошлины в январе 2010 заставило её пересмотреть стратегию.
Россия-Белоруссия: настоящие причины конфликта. Часть 2.
Автор Максон
После введения в январе новой пошлины на нефть и разрушения в результате этого давальческих схем, экспорт нефти в Беларусь сократился в два раза. Удар был нанесён очень вовремя: Беларусь ещё не полностью модернизировала свои НПЗ - на плановую глубину 92% и весь объем производства по стандарту "Евро-5" они выходят только к 2014-15году. Это значит, что конкурировать по рентабельности в переработке нефти с европейскими заводами в условиях одинаковых цен на сырьё Беларусь ещё не могла. К тому же рентабельность белорусских НПЗ резко упала из-за большого количества средств, вкладываемых в модернизацию. При снижении объёмов переработки в два раза заводы становились вообще убыточными и это создавало наиболее благоприятные условия, чтобы их "отжать" по "кризисным" ценам. В этих условиях Президент Белоруссии указом № 153 от 14 марта отменил экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из нефти, поставляемой из России с уплатой там вывозной таможенной пошлины.
Лукашенко вынужден был убрать пошлину, исключив двойное налогообложение давальческой нефти. Однако "давальцы" в Беларусь не вернулись. Правительство Беларуси вплотную встало перед проблемой восполнения потерь. Как бюджетных, так и по загрузке нефтеперерабатывающих заводов. Бюджетные потери были временно заштопаны иностранными займами. И, конечно, не Россией в этот раз. МВФ практически полностью покрыл потери белорусского бюджета выдав кредит в 3,52 млрд долларов. Немного помог с кредитами и Всемирный банк. За независимость Беларуси от России западные банки были готовы выдать кредит и по льготным условиям. А вот потери по загрузке НПЗ Беларусь восполнила венесуэльской нефтью - уже 17 марта Лукашенко "договаривается с Венесуэлой о бартерных поставках венесуэльской нефти в Белоруссию". Александр Григорьевич сам едет в Венесуэлу и подписывает соответствующие контракты.
Уго Чавес и Александр Лукашенко во время визита.
Тут хочется отметить, что именно бартерных, ибо вопрос о цене на венесуэльскую нефть стал просто мучительной загадкой для наших российских бизнесменов от трубы. СМИ заполнились оценками аналитиков и самыми пространными рассуждениями как это невыгодно для Беларуси - гнать нефть аж с другой стороны планеты. В качестве примеров расчётов приведу такой пример:
Согласно данным Национального статистического комитета, в мае 2010 года Беларусь импортировала 79,8 тыс. тонн нефти из стран вне СНГ по цене 656 долларов за тонну. В мае из стран дальнего зарубежья Беларусь импортировала нефть только из Венесуэлы. В то же время из России Беларусь за январь-май поставила 5,125 млн. тонн нефти, средняя цена которой составила 398 долларов за тонну. В эту сумму входит как нефть поставляемая беспошлинно (6,3 млн. тонн в 2010 году), так и нефть, поставляемая при взимании экспортной пошлины (7,8 млн. тонн в 2010 году). Как ранее сообщал Телеграф, цена сырой нефти из России составляла на первое мая для Беларуси 284 доллара за тонну, при этом экспортная пошлина была равна 248,2 доллара за тонну. Таким образом цена нефти, облагаемой пошлиной, для нашей страны в мае составила 532,2 доллара. В конце июня первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко заявил, что Беларуси выгоднее покупать венесуэльскую нефть, чем российскую с пошлиной. Экспортная пошлина на сырую нефть с 1 августа может вырасти на 13,2 - 15,2 доллара за тонну до 262 - 264 долларов за тонну. То есть цена на нефть для Беларуси в случае обложения её пошлиной вырастет до 548,4 долларов за тонну.
Спорить с оценками стоимости венесуэльской нефти я не буду. Можно лишь заметить, что лёгкая венесуэльская нефть "Santa - Barbara" в плане переработки на 20%-30% эффективнее нашей Urals. Соответственно в сравнениях это нужно учитывать. Стоимость в 548,4 доллара за тонну совпадает с биржевой ценой $73,36 за баррель в мае, то есть не учитывает транспортные расходы, которые должны из неё вычитаться. Белстат уверяет, что Беларусь закупала нефть по средней цене $409 долларов за тонну и я полагаю, что эта цена была одинакова как для нефти с пошлиной, так и без неё и она как раз учитывает отсутствие транспортных расходов и близость к экспортёру. Проблема вообще не в цене, а в рентабельности переработки нефти на НПЗ Беларуси. Белорусско-венесуэльское СП "Петройл ВБ,С.А" заменило российских "давальцев" и не продаёт нефть "Белнефтехиму", а перерабатывает её на белорусских НПЗ с целью продажи продуктов переработки на европейском рынке. И тут важно только, чтобы стоимость переработки вместе со стоимостью доставки нефти не превышало разницу в цене сырой и переработанной нефти в Европе. В любом случае оценки эффективности поставок венесуэльской нефти могут быть разными в зависимости от конкретной логистической схемы, но все они не будут полностью корректными. Ибо расплачиваться за нефть Белоруссия будет не только деньгами. Так по поводу сотрудничества чрезвычайный посол Венесуэлы в Беларуси Америко Диас Нуньес заявил:
Совместная добыча газа также рассматривается Венесуэлой. «Беларусь и Венесуэла изучат возможность создания СП по выпуску оборудования для переработки в Венесуэле сжиженного нефтяного газа в моторное топливо», - заявил Диас Нуньес. Венесуэла, в вою очередь, собирается участвовать в приватизации белорусских предприятий, а именно «Гомсельмаш», БелОМО, «Амкодор», ММЗ, МАЗ и МТЗ. «В адрес белорусского правительства был направлен запрос с просьбой рассмотреть возможность венесуэльского участия в приватизации этих предприятий», - рассказал венесуэльский посол.
К этому можно добавить и следующую информацию:
Как сообщил журналистам первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, сторонами также достигнута договорённость о подписании рабочего графика, в соответствии с которым к концу текущего года предполагается завершение проектных работ по строительству заводов с участием белорусов на венесуэльской территории, а к концу 2010 года планируется завершить строительство заводов по производству грузовиков (мощностью до 5 тыс.) и автотракторов (мощностью до 10 тыс.).
Как я уже отметил, торговля продуктами переработки из венесуэльской нефти будет идти через совместное предприятие. Это взаимовыгодное сотрудничество, равноправное изначально. Беларусь делится с Венесуэлой своими технологиями, строит там агрогородки и сборочные заводы, Венесуэла даёт свою нефть и газ. Россию тут заменяет Венесуэла и хочется спросить - а какой был выбор у Беларуси? Да, Венесуэла дальше, транспортировка нефти будет требовать дополнительные расходы. Однако надо не забывать, что российские поставки нефти стали увязываться российской стороной с ценой приватизации "Нафтан-Полимир". Это современный комплекс нефтепереработки, который позволит после текущей модернизации выпускать топливо по стандарту Евро-5 и перерабатывать нефть с глубиной переработки более 90%. Это является сегодня высшим стандартом и для запада, но недостижимым уровнем для российских НПЗ. Именно поэтому Белоруссия спокойно продаёт в Европу высококачественный бензин, а не сырую нефть.
По оценкам белорусских экономистов рыночная стоимость "Нафтана" составляет около $3 млрд. Российские же "эффективные собственники" предпочитают не строить, а скупать за бесценок то, что построил ещё СССР, предлагая "кризисную" цену. Это много проще и "эффективнее" чем построить свои заводы. После развала СССР новейшие на тот момент заводы по переработке нефти достались Беларуси, а в России же образовался явный недостаток современных перерабатывающих мощностей. В результате в стране богатой нефтью цена на бензин оказалась выше, чем в США. За 20 лет торговли сырой нефтью "эффективным собственникам" так и не пришло в голову использовать часть своих доходов для постройки в стране современных перерабатывающих заводов и мы продолжаем ездить на плохом и дорогом бензине. Конечно, ситуация сейчас меняется, но это отдельная больная тема. Вернёмся к нашей истории.
В результате подписанных Лукашенко и Чавесом контрактов Беларусь должна получить в этом году около 4 млн тонн венесуэльской нефти. И проблема тут не только в расстоянии - современные танкеры возят нефть далеко и не дорого. Проблема уже в доставке этой нефти из чужих портов к заводам Беларуси, которая не имеет собственного выхода к морю. Поэтому Лукашенко пришлось заключать соглашения по транспортировке нефти и со своими соседями, имеющими порты - с Литвой, Эстонией и Украиной. Та же Украина рассчитывает получать по 120-130 млн. долларов в год на прокачке нефти. Многими аналитиками высказывались сомнения в возможностях инфраструктуры портов и железнодорожного транспорта по переброске такого объёма нефти на белорусские НПЗ. Много шума в СМИ было после прибытия первого танкера в Одессу. Однако на данный момент объёмы поставок венесуэльской нефти в Беларусь приближаются уже к 2 млн.т. 18 октября в Венесуэле загрузили уже 21-й танкер, который доставит нефть в эстонский порт Мууга, после чего она будет направлена на переработку в ОАО "Нафтан".
Основные поставки нефти идут через Одессу (11 танкеров), эстонский порт Мууги (7 танкеров) и литовский порт Клайпеды (1 танкер). Что касается транспортных расходов по доставке нефти на белорусские НПЗ, то они оказались не столь уж и велики: танкер ныне дешевле трубы и за 30 дней фрахта будет стоить всего около $4,2 за метрическую тонну нефти. Одесский порт за приёмку/погрузку нефти берёт существенно больше - 15 $/mt. Основной же вклад даёт железная дорога - плечо Одесса-Беларусь 945км по ставке 0,027 $/mt, то есть $25,5 за тонну. Всё вместе - это $48 на тонну нефти, что менее 10% от её стоимости. Однако вариант использования нефтепровода "Одесса – Броды" в аверсном режиме "продолжает оставаться актуальным" и в ближайшее время будет прокачана пробная партия нефти через нефтепровод в объёме 200 тыс. тонн. Это позволит существенно сократить общие транспортные издержки.
Успешность поставок и экономическая выгода переработки венесуэльской нефти на белорусских НПЗ подтвердило недавнее подписание долгосрочного контракта:
16.10.2010, Минск 21:41:32 Венесуэла и Белоруссия заключили контракт на поставку 30 млн т нефти в бывшую советскую республику в 2011-2013гг. Об этом сообщил венесуэльский президент Уго Чавес, который находится в Минске с официальным визитом, передаёт Reuters. Ранее У.Чавес заявил, что благодаря венесуэльским поставкам сырья белорусские нефтеперерабатывающие заводы не будут испытывать дефицит в нефти на притяжении 200 лет. Кроме того У.Чавес поблагодарил белорусскую сторону за поддержку и помощь Венесуэле в части обмена технологиями, реализации проектов в сфере жилищного строительства, промышленной кооперации, сотрудничества в области нефтехимии.
Таким образом Беларусь полностью заменила российскую нефть, поступавшую на белорусские НПЗ по давальческим контрактам. Непосредственно перед подписанием контрактов Беларуси и Венесуэлы, 15 октября Путин заявил:
Россия отменит пошлины на нефть сразу же после ратификации Беларусью всего пакета документов по Единому экономическому пространству. Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин, отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА по итогам прошедшей в Москве встречи премьер-министров Беларуси, РФ и Казахстана. "После подписания и ратификации всего пакета документов по ЕЭП российская сторона отменит все вывозные пошлины на сырую нефть для Беларуси, - сказал Владимир Путин. - Сегодня ещё раз подтвердили эту позицию. Это будет исполнено".
Правительством России дано "Газпрому" указание по подготовке контракта на поставки в Беларусь газа в 2012-2015 годах исходя из союзнических обязательств, строительства Единого экономического пространства и с учётом выхода России на равнодоходные цены внутри страны с 1 января 2015 года. Об этом сообщил журналистам премьер-министр России Владимир Путин по итогам прошедшей сегодня в Москве трёхсторонней встречи руководителей правительств Беларуси, России, Казахстана, передаёт корреспондент БЕЛТА.
На устах российских политиков впервые появился термин "Единое Экономическое Пространство". Несколько поздновато, после многолетней тяжбы. Выглядит как крик уходящему поезду. Лукашенко уже десять лет объяснял своё стремление к "дешёвой" российской нефти этим условием создания Союзного государства. Его услышали российские политики только после того, как белорусские НПЗ начали перерабатывать венесуэльскую нефть.
В сентябре этого года Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что если Беларусь хочет оставаться суверенным государством, она должна избавиться от топливной зависимости, в том числе, от российской. "Это очень дорого стоит, но я вам говорил раньше, что независимость и суверенитет стоят очень дорого", - подчеркнул глава государства. Это был уже постфактум, некое очередное подведение итогов. Итогов войны за белорусские НПЗ, затеянной российской олигархией, которые им так и не удалось "отжать". Эти слова прозвучали уже после того, как в августе белорусское правительство приняло стратегическую "программу развития энергетического потенциала Республики Беларусь". В ней, в частности, отмечается стремление снизить энергоёмкость ВВП в 2 раза к 2015 году по отношению к 2005 (в 2009 году уже было зафиксировано снижение на 24,8%). В программе заложено строительство собственных генерирующих мощностей - угольной КЭС мощностью до 1000 МВт к 2015 году (Зельвенской КЭС), двух блоков атомной электростанции суммарной мощностью 2340 МВт - к 2020 году, а также множество малых ГЭС и ТЭЦ на собственных источниках топлива. Но самое интересное - это развитие нефтехимического комплекса, где большое внимание уделяется собственной добыче нефти. В частности в Венесуэле:
Ведутся работы по совместной добыче нефти на блоке Хунин-1 в бассейне реки Ориноко, по которому подготовлен бизнес-план разработки. В соответствии с оптимистическим вариантом плана разработки добычу планируется начать в 2013 году с объёмом 2,9 млн. тонн в год в течение двух лет. Затем среднегодовая добыча увеличится до 5,8 млн. тонн в год, а после строительства сооружений инфраструктуры достигнет оптимальной – около 11,6 млн. тонн в год.
Совершенно понятно, что в СМИ программа была воспринята как серьёзнейшая попытка достичь "энергонезависимости" от России. В этом есть большая доля правды. Практически половина - 10 млн тонн нефти в год из общих 20 млн. тонн, перерабатываемых на НПЗ. Хотя собственное потребление нефти в Белоруссии в районе 6 млн тонн.
К словам президента Белоруссии по поводу топливной независимости следовало бы добавить, что и вхождение в Союз с Россией обходится Белоруссии дороговато - ей приходится уступать самые прибыльные объекты белорусской экономики. Хотя стараниями белорусского президента всё же не за даром - так Белоруссия в феврале этого года завершила наконец сделку по продаже "Газпрому" 50% акций ОАО "Белтрансгаз". Последние $625 млн за 12,5% акций "Белтрансгаза" поступили 24 февраля. Общая сумма сделки составила $2,5 млрд. при том, что изначально Газпром оценивал весь Белтрансгаз в $600 млн, исходя из "балансовой стоимости". Торговля за "Белтрансгаз" длилась несколько лет с применением "газовой блокады" зимой 2004 году, но лишь после привлечения независимого оценщика, которым выступил нидерландский банк ABN AMRO, в 2006 году была подписана сделка. Условием акционирования и продажи половины государственного белорусского предприятия по соглашению, подписанному ещё в 2002 году, было обязательство "Газпрома" поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам. Сделка наконец завершена, но стоимость российского газа для Белоруссии в третьем квартале 2010 года составила 193-194 доллара за тысячу кубометров, то есть в два раза выше внутрироссийских. С 2011 года Газпром обещает их поднять до $250 за тысячу кубометров "в зависимости от колебаний цены на нефть". В этой связи интересно отметить именно рыночные условия. Как пишет "Коммерсант" о ситуации прошлого, 2009 года:
"Катар в январе-сентябре увеличил продажи газа в Европе на 66%, поскольку США отказались от значительной части импорта СПГ в пользу собственного сланцевого газа. "Партнёр "Газпрома" по газовой ОПЕК (имеется в виду Форум стран — экспортёров газа.— "Ъ") Катар захватил часть российского рынка в Европе",— полагает господин Корчемкин. Причина такой тенденции проста — в июле на спотовых рынках Великобритании катарский СПГ стоил $75 за тыс. кубометров, тогда как российский газ по долгосрочным контрактам в Западной Европе — $220-240. "Российский газ в Европе покупают в предпоследнюю очередь, даже несмотря на грозящую неустойку. Хуже положение дел только у бесконечно воюющей Нигерии",— отмечает эксперт. По данным МЭА, Нигерия сократила экспорт газа в Европу в январе-сентябре на 50%, Алжир — на 9%, Ливия увеличила на 2%."
Газпром зарабатывает в Европе только за счёт долгосрочных контрактов, заключённых во время высоких цен на нефть. И эта же политика долгосрочных контрактов подвела Газпром в Туркмении, когда падение мировых цен на энергоресурсы поставило «Газпром» просто в катастрофическое положение - газовый монополист платил 375,5 долларов за тысячу кубометров туркменского газа, в то время как казахский и узбекский газ стоил ему 217 и 210 долларов за тысячу кубометров соответственно. Поставки газа были прекращены в апреле 2009 после таинственного взрыва на газопроводе, соединяющим две страны. Взрыва, в котором туркмены обвиняют Россию, и после которого «Газпром» заявил, что не собирается возобновлять покупки туркменского газа. Соглашение было подписано на 25 лет и, по сообщениям, Туркменистан теряет из-за разрыва соглашения 1 миллиард долларов в месяц. В Европе газопроводов не взрывают, но там теряют не меньше.
В этом контексте планы Лукашенко начать импортировать и газ из других стран кроме России вполне понятны. Это не стремление уйти из Союза. Это элементарный прагматизм - газ по такой цене Белоруссии просто уже не нужен. Поэтому Беларусь уже строит газовый терминал по приёму сжиженного газа в Литве. Конечно, условия соглашения к 2012 году "Газпром" выполнит - выровняет цену на газ, как обещал Путин. Однако не снизив цену для Белоруссии, а увеличив эту цену для России - по планам "Газпрома" с 2011 года внутрироссийские цены на газ будут сравнимы с европейскими. "Газпром" всех надул. В таких условиях и Сибирь скоро начнёт закупать газ в Катаре. Хотя, что касается Сибири, то мы до сих пор углём обходимся, Газпром предпочитает продавать газ в Европу, а не топить Сибирь, откуда он газ лишь качает. В нашем Новосибирске нет даже планов по переходу на газ, зато есть работы по строительству новых золоотвалов на ТЭЦ. Иркутск в этом плане более продвинут - делает из золы удобрения и продаёт "по спекулятивной цене". Это "крутой" бизнес - 80 млн тон "удобрений" накопил. Ну а Томск сделал было попытку по газофикации одной из ТЭЦ, но увеличение потребления газа регионом Газпром не одобрил. А зачем ему это? Европа платит больше. Интересы госкорпораций не всегда и не во всём совпадают с интересами народа, который, казалось бы, является их владельцем. Именно поэтому стремление Газпрома заработать на поставках газа в Беларусь я не связываю с интересами России. Как собственно и всю нынешнюю политику российской власти в отношении Белоруссии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+