» » » Физики вновь доказали невозможность превысить скорость света

Физики вновь доказали невозможность превысить скорость света

27-07-2011, 07:10 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: god | комментариев: (4) | просмотров: (2 351)
Один из авторов исследования и экспериментальная установка. Фото с сайта ust.hk

Физики вновь доказали невозможность превысить скорость света

Гонконгские физики экспериментально показали, что единичные фотоны не могут перемещаться быстрее скорости света - этот постулат не ставится под сомнение уже много лет, однако в данном случае ученые провели убедительную опытную демонстрацию. Работа исследователей опубликована в журнале Physical Review Letters, а ее краткое описание приведено в пресс-релизе Гонконгского университета науки и технологий.

Постулат о постоянстве скорости света лежит в основе современных физических теорий, объясняющих устройство мира. Автор теории относительности Альберт Эйнштейн постулировал, что скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета - то есть она не зависит ни от скорости источника, ни от скорости приемника светового сигнала.

Соображение о постоянстве скорости света принимается всеми физиками, однако некоторые специалисты указывали, что для отдельных фотонов, которые подчиняются законам квантовой механики, оно может так или иначе нарушаться (при том, что для совокупности фотонов работает безоговорочно). До сих пор ученым не удавалось подтвердить или опровергнуть подобные гипотезы, так как проведение эксперимента связано с серьезными техническими трудностями.

Для постановки корректного опыта необходимо, во-первых, получить отдельные фотоны, а, во-вторых, отделить и изучить так называемый оптический предшественник - волноподобный сигнал, который распространяется перед основной частью волнового пакета фотона.

Авторы новой работы смогли выполнить оба эти условия и показали, что скорость отдельных фотонов в вакууме также не может превысить 300 тысяч километров в секунду - значение скорости света. Кроме того, до сих пор исследователям не удавалось экспериментально доказать, что оптические предшественники существуют на уровне отдельных фотонов.

Полученный физиками результат означает, что причинно-следственные связи не нарушаются никогда, так как информация не может никаким образом передаваться быстрее скорости света.

Источник: Лента.ру.

1. » #4 написал: grgv (27 июля 2011 21:17)

они уже определятся? то у них некоторые фотоны превышают скорость света (давно писали в какойто умной книге что были случаи) то вновь все  доказали , тяжело с догмами бороться.

видел фильм о физиках теоретиках, описывали то как эти великие ( действительно не глупые) ученые делали свои открытия, годами напрягали мозги чтоб решить проблему, прославится и доказать что коллеги лузеры, действительно конкуренция за звание самый самый умный шла. и вот один ученый долго(несколько лет) решал задачу из чего и как устроен атом, год за годом выдвигались и опровергались теории которые бы идеально описали что есть атом, и вот этот ученый толи устал думать, не известно но резюмировал - "мы некогда не узнаем что есть атом потому что это не возможно, это за пределами нашего понимания"

в общем тщеславные и горделивые люди не признают ошибок или слабости, и не надо забывать что эти теории пока все еще в фантазиях и умах ученых, это философские предположения и расчеты, основанные на внешних признаках, тоесть почти в слепую

проблема не в том какая скорость у света и бывают ли исключения, а в том что мир  пытаясь понять загоняют в теории и формулы которые будучи теорией возводят в аксиому и строят на ней новые теории и т. д.  не принимая( не понимая) исключения, а так и ошибиться не долго

2. » #3 написал: Dron (27 июля 2011 14:25)

Наверняка окажется, что под скоростью света считают что-то вроде скорости движения отражённого луча, которая может быть какой угодно. Или что-то с фазой связанное, где тоже вылазят всякие неожиданные вещи, не нарушающие, впрочем, существующих законов.

3. » #2 написал: gopman (27 июля 2011 12:02)

Цитата: userrr
    В британской "Таймс" появилось сообщение о том, что группа исследователей из Принстонского университета поставила эксперимент, в котором световой луч двигался со скоростью, в триста раз превышающей скорость света.

Что-то не припомнится, что бы Таймс входила в перечень научных журналов! Не буду разбирать всю чепуху, которая в изобилии присутствует в цитированной статье. Посмотрим на внешние признаки "достоверности". Сам факт публикаций таких "открытий" не в специализированных изданих, а в падких на сенсации СМИ уже много о чем говорит. Я не говорю о том, что нежелание придставлять эти "результаты" на рассмотрение специалистов говорит о недостоверности этих открытий. Обращение в СМИ и публикации там есть ни что иное, как банальный пиар, с надеждой на возможность попила денюшек. За примерами далеко ходить не надо. В качестве такого блистательно выглядит известнейший наш "изобретатель и ниспровергатель основ", человек открывший все и вся! Я имею в виду Петрика. У него все, можно сказать, сработало. А уж сколько денюшки попилено из казны.... А что касается содержания этого поста, то нелепостей и передергиваний в нем просто несть числа.
    Вопрос к userrr. Вы то сами хоть чуток понимаете, о чем речь? Наверняка не очень.

4. » #1 написал: userrr (27 июля 2011 11:30)

" СКОРОСТЬ СВЕТА БОЛЬШЕ НЕ ПРЕДЕЛ

Мировое научное сообщество замерло в ожидании сенсации. Вопреки ожиданиям, она должна состояться не в биологии, а в физике.

Подробностей о самом эксперименте не сообщается. Человек, причастный к этому открытию - Лиджун Уонг из исследовательского института, принадлежащего корпорации "НЕК", - передал статью о своей работе в журнал "Нейчер" и по существующим там правилам не имеет права на комментарии, пока статья не будет опубликована. Информация все же просочилась в прессу, и на Уонга посыпалась такая лавина электронной почты, что он был даже вынужден "вынуть" из Интернета страничку со своими данными, заменив ее на извинения и просьбу подождать несколько недель. Единственное, что сказал Уонг журналистам: "Мои эксперименты имеют отношение только к свету, и никоим образом - к физическим объектам". Но это мало кого успокаивает.

Под прессингом взбудораженных масс медиа многие коллеги Уонга вынуждены были давать комментарии, причем зачастую типа "Я не читал, но я скажу" - вещь по канонам научной этики немыслимая. Мнения, как водится, разделились. Профессор Рэймонд Чао из Калифорнийского университета признался, что хорошо знаком с работой Уонга и очень высоко о ней отозвался, правда, опять же обойдясь без подробностей. Нейл Турок, профессор математической физики из Кембриджского университета, заявил, что с большим интересом ждут публикации, но очень сильно сомневается, что работа Уонга серьезно изменит наши представления и мире.

Надо отметить, что у многих эта работа вызывает серьезные возражения. Иначе, впрочем, и быть не может. Благодаря Альберту Эйнштейну невозможность преодоления светового барьера стала базовым принципом современной физики. Критики, знающие, в чем суть работы Уонга, или претендующие на такое знание, утверждают, что принстонский ученый замахнулся не только на световой барьер, но и на святая святых всего нашего мироздания - на закон причинности, по которому следствие обязательно идет после породившей его причины, но никак не до.

Справедливости ради надо отметить, что пресловутый барьер был совсем недавно перейден группой итальянских ученых из Университета Болоньи - они превысили световую скорость "всего" на 25 процентов. Их эксперимент был всего лишь две недели назад детально описан в одном из местных научных журналов, но особого шума не вызвал. Сегодня руководитель этой группы доктор Гюнтер Нимтц откровенно ликует - он опять говорит о принципе причинности и о том, что законы физики не запрещают информации передаваться со скоростью, большей, чем скорость света.

Словом, вокруг открытия Уонга уже сейчас идут ожесточеннейшие дебаты. Что само по себе нарушает принцип причинности. Причина - статья в "Нейчер" - еще не проявила себя, но следствие тут как тут. Подождем несколько недель?

P.S. Наступление на световой барьер на самом деле идет уже давно - фактически с того самого времени, как он был установлен официально. Никто из серьезных физиков не подвергает сомнению гениальную догадку автора теории относительности о том, что, как тело ни разгоняй, все равно до скорости света его не разгонишь. Как и всякий запрет, это раздражает. К нынешнему времени найдены как минимум две лазейки, позволяющие его обойти. Например, если элементарная частица рождается уже летящей со скоростью, превышающей скорость света, то она никаких законов не нарушает - она не набирала скорость, она с самого начала ее имела такой. Есть еще некий квантовомеханический, "туннельный" эффект, за счет которого элементарная частица при определенных условиях может оказаться одновременно в двух отстоящих друг от друга местах. ("Время МН", 10.06.2000)"