НАСА подписало договор с компанией United Launch Alliance (ULA) с намерением модифицировать коммерческую ракету-носитель Atlas V для отправки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС).
После завершения более чем 30-летней программы "Спейс шаттл" американская космонавтика в течение по крайней мере 4 лет сможет оправлять людей в космос только с помощью российских кораблей "Союз". Поэтому НАСА интересуется продукцией компании ULA, которая является совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin и занимается разработкой и эксплуатацией экономичных ракет для выполнения космических миссий правительства США.
В настоящее время частными американскими компаниями разрабатываются несколько проектов космических кораблей, и только одна компания - SpaceX - имеет тяжелую ракету-носитель собственного производства. Atlas V является проверенным и надежным средством выведения полезной нагрузки: из 26 запусков все были успешными, что позволяет говорить о стопроцентном рейтинге надежности. По мнению специалистов НАСА, это позволит сэкономить деньги и время и создать ракету-носитель, пригодную для пилотируемых полетов. Разумеется, адаптация потребует определенных усилий, ведь для запуска людей нужно выполнить ряд требований, таких как допустимые уровни вибрации, перегрузок и шума.
Семейство ракет Atlas V. Крайняя справа – ракета Atlas V HLV, только она способна вывести на орбиту космический корабль Orion
Ракета Atlas V впервые была запущена в 2002 году. Первая ступень ракеты оснащена российским двигателем РД-180, работающим на керосине и кислороде, вторая ступень имеет водородный двигатель Rocketdyne RL-10.
Главным кандидатом на использование Atlas V является космический корабль Orion, разрабатываемый для НАСА компанией Lockheed Martin. Для того, чтобы доставить на низкую околоземную орбиту это более чем 20-тонный (со служебным модулем) аппарат, потребуется самая мощная версия ракеты носителя: Atlas V HLV грузоподъемностью до 29 т. Но сих пор этот вариант ракеты, с двумя дополнительными пристыкованными сбоку первыми ступенями, не использовался.
Разработка ракеты-носителя Atlas V HLV началась в 2006 году, и спустя два года она стала доступна для коммерческих запусков. По заявлению производителей срок с момента заказа до получения ракеты-носителя не будет превышать 30 месяцев. Также ведется работа по замене российского двигателя на западный аналог, в частности двигатель Rocketdyne RS-6, который планировалось использовать для перспективного носителя Ares V.
Поиск возможности использования коммерческих ракет-носителей для НАСА во многом является вынужденной мерой, так как после отмены программы Constellation американское космическое агентство лишилось перспективы получить собственную тяжелую ракету Ares V.
Предполагалось, что Ares V сможет выводить на низкую околоземную орбиту рекордные 188 т груза, а к Луне – свыше 70 т. Однако прекращение разработки фактически лишило НАСА возможности реализовать многие проекты, такие как пилотируемый полет к астероиду. Возможно разработка Ares V все же будет продолжена, а пока самая тяжелая американская ракета - это коммерческая Falcon Heavy компании SpaceX, способная выводить на низкую околоземную орбиту более 53 т груза. Правда SpaceX разрабатывает собственный космический корабль и вряд ли "одолжит" носитель для Orion-а.
Как сообщает официальный сайт предприятия, ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» — это российское предприятие, являющееся ведущим разработчиком и производителем жидкостных ракетных двигателей. Основано в 1929 г. Основная продукция — двигатели для нижних ступеней ракет (в том числе и стратегических межконтинентальных, как вы догадываетесь, оборонного назначения). НПО «Энергомаш» также является разработчиком самого мощного на Земле жидкостного ракетного двигателя РД-170/РД-171 с тягой порядка 750 тонн. Производимый НПО «Энергомаш» двигатель РД-180 cчитается одним из лучших двигателей по своим параметрам и одним из самых надежных в мире.
В НПО «Энергомаш» приняты и используются следующие условные обозначения жидкотопливных ракетных двигателей (ЖРД): кислородные ЖРД – класс РД-1ХХ; долгохранимые (азотная кислота, азотный тетроксид) ЖРД – класс РД-2ХХ; фторные ЖРД – класс РД-3ХХ; ядерные РД – класс РД-4ХХ; перекисьводородные ЖРД – класс РД-5ХХ; ядерные ЭУ – класс РД-6ХХ; трехкомпонентные ЖРД – класс РД-7ХХ. Около 60 мощных ЖРД разработки НПО «Энергомаш» были сданы в серийное производство и эксплуатировались или продолжают эксплуатироваться в составе межконтинентальных баллистических ракет и космических ракет — носителей.
Кроме того, предприятие поставляет двигатели РД-180 в США для ракет-носителей Atlas V, а также двигатели РД-171 на Украину для носителей «Зенит», которые используются для запусков по программам «Морской старт» и «Наземный старт». Энергомаш также разрабатывает двигатели РД-191 для семейства перспективных ракет-носителей «Ангара».
km.ru
....
По контракту американские ракетостроители получат более сотни российских двигателей. А всего за поставки РД-180 в Соединенные Штаты Россия заработает миллиард долларов. При этом производство половины двигателей американская сторона уже оплатила.
Две трети деталей простой и надежный РД-180 получил “по наследству” — от созданного ранее еще более мощного двигателя РД-170. Остальные части были разработаны специально для американского “Атласа”. Готовый двигатель может быть установлен на ракету менее чем за три 8-часовых смены. Для сравнения, для установки своего американского двигателя рабочим Lockheed Martin требовалась неделя. При этом РД-180 вырабатывает на 15-20 процентов больше энергии, чем любые другие двигатели подобного типа и размера.
В настоящее время корпорация Lockheed Martin выпускает по совместной технологии “Энергомаша” и военно-воздушных сил США новую тяжелую ракету “Атлас V”. Внешне она очень напоминает российский “Протон”. Базовую модель “Атлас V” составляют оснащенная двигателем РД-180 центральная ступень и верхняя ступень “Центавр” американского производства. Внизу центральную ступень окружают связанные в общий пакет пять твердотопливных ракетных ускорителя фирмы Gencorp Aerojet. Еще более мощная ракета Atlas V-Heavy использует уже три связанных вместе центральных ступени, что обеспечивает тягу, необходимую для вывода на орбиту самых тяжеловесных кораблей.
chayka.org
Теперь по поводу якобы имеющейся ракеты Falcon Heavy. Ее еще нет. А будет ли, вопрос пока не ясен:
Первая подобная ракета должна будет взлететь в начале 2013 года
Компания SpaceX во вторник ( 6 апреля 2011 ) представила проект новой сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, которая будет способна выводить на низкую орбиту в два раз больше груза, чем все существующие тяжелые носители. "Мы закончили проект ракеты, которая будет способна выводить на орбиту 53 тонны", - заявил глава компании Элон Маск. Конструктивно Falcon Heavy представляет собой всё ту же Falcon 9 с двумя отделяемыми боковыми разгонными ступенями, представляющими собой, так сказать, модификации первой ступени Falcon 9. Длина РН составляет 69,2 м, а вес — 1 400 т. Она должна стать первой ракетой в истории, способной при необходимости забирать топливо из баков ускорителей. Сначала Falcon Heavy выработает то, что есть в отделяемых бустерах. При этом бак центральной двигательной установки будет оставаться практически полным.Первый запуск новой ракеты большой грузоподъемности может состоятся в 2012-2013 годах, сообщает spacex.com.
Справка:
Конструкция Falcon 1 позволяет выводить лишь до 700 кг, и то лишь на низкую околоземную орбиту, тогда как грузоподъемность Falcon 9 составляет почти 10 тонн в случае необходимости доставить груз на низкую околоземную орбиту.
Сравните с возможностями Протона:
В апреле 2001 года в первый полет отправилась новая ракета — "Протон-М", являющаяся принципиальной модификацией заслуженного "Протона". Теперь на околоземную орбиту можно вывести 22 тонны
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+