» » » В геноме человека оказалось до 4% генов, заимствованных у неандертальцев.

В геноме человека оказалось до 4% генов, заимствованных у неандертальцев.

7-05-2010, 09:53 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (5 022)

Они нашлись у европейцев и жителей Азии, но отсутствуют у африканцев. Вероятно, около 100−50 тыс. лет назад неандертальцы смешались с выходцами из Африки.

Сотрудники Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге под руководством Сванте Пяабо завершили четырехлетний проект, в рамках которого они составляли карту генома неандертальца.

Для анализа использовалось более 1 млрд фрагментов ДНК, извлеченных из различных костных останков, обнаруженных в Хорватии, Испании, Германии и России. В работе им пришлось использовать специальную методику, позволяющую отделять ДНК неандертальца от ДНК многочисленных бактерий, живших на останках последние 40 тыс. лет. В результате восстановлено более 60% всего генома неандертальца.

Большую часть ДНК, использованную для анализа, исследовательская группа выделила из 400 мг костяной муки. Ее получили из трех женских костей, выкопанных в Хорватии, возраст которых составляет более 38 тыс. лет. Ученые отмечают, что в каждой пробе 95% ДНК принадлежало различным бактериям и микроорганизмам. Авторы исследования утверждают, что они максимально защитили образцы от случайного попадания человеческой ДНК, в том числе их собственной.

Собранные данные позволили соотнести генные последовательности близкого родственника человека с ДНК самого Homo sapiens. «Сравнение этих двух генетических последовательностей дало нам возможность узнать, в чем наш геном отличается от принадлежащего нашему ближайшему родственнику», — сообщил Пяабо.

Уже при первом сравнении обнаружились неожиданные факты, сообщают немецкие исследователи. Вопреки практически устоявшемуся мнению, что неандертальцы и первые люди не скрещивались, в ДНК Homo sapiens есть заимствованные гены. Согласно вычислениям исследователей, от 1 до 4% ДНК современных людей досталось от неандертальцев. «Те из нас, что живут за пределами Африки, несут некоторое количество неандертальских генов», — утверждает руководитель исследования.

Для сравнения ученые взяли пять отдельных геномов современных людей из Европы, Азии и Африки и сравнили их с ДНК неандертальцев. Гены африканца оказались отличными, но со всеми остальными неандерталец оказался в равной степени родства. По мнению Пяабо, приблизительно 100−50 тыс. лет назад неандертальцы смешались с выходцами из Африки на Ближнем Востоке, где время и место их обитания наложились, что подтверждают археологические раскопки. Гены частично смешались, после чего расселение продолжилось. Люди расселились по Европе и Азии, при этом унесли с собой и чужие гены.

Немецкие специалисты полагают, что неандертальцы могли ускорить эволюцию современного человека, который заимствовал некоторые их уже сложившиеся выгодные качества. В частности, общность ДНК коснулась и некоторых генов, связанных с познавательными способностями человека, метаболизмом, строением черепа, ключицы и грудной клетки. Однако исследователи отмечают, что необходим более точный анализ, чтобы оценить роль генов, о которых идет речь.

Предыдущие результаты показали, что сходства ДНК Homo sapiens и неандертальца нет. Но немецкие исследователи утверждают, что тогда гены последних были изучены плохо.

Результаты нового исследования опубликованы в журнале Science.

Источник: infox.ru.

1. » #2 написал: VP (10 мая 2010 11:27)

Встреча людей и неандертальцев произошла на Ближнем Востоке

Люди современного типа и неандертальцы встретились друг с другом на территории Ближнего Востока. Такое предположение высказал директор Института общей генетики РАН, член-корреспондент РАН Николай Янковский, комментируя результаты первой расшифровки полного генома неандертальца, опубликованные в журнале Science.

В исследовании принимала участие группа ученых под руководством Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии. Впервые было проанализировано примерно 60% всего неандертальского генома, также был проведен сравнительный анализ этого генома с геномом современных людей, живущих в разных концах планеты.

В итоге авторы статьи пришли к выводу, что от 1% ло 4% своего нынешнего генома человек унаследовал именно от неандертальцев. "Впервые была оценена доля, которая, возможно, является наследием неандертальцев, она не превышает 4% от всей длины. Если это так, то значит у людей, живших тогда, и неандертальцев были контакты с появлением плодовитого потомства, частью которого мы являемся", - отметил Янковский.

По его словам, эти 4% были обнаружены в геноме людей, живущих десятки тысяч лет в Европе и в Азии, но их не было в геноме потомков людей, которые никогда из Африки не уходили. "Участки генома, сходные у человека и неандертальца, оказались одинаковы у жителей Франции и Папуа-Новой Гвинеи, но у "коренных африканцев" их не было совсем. Это значит, что гибридизация произошла, когда человечество еще не успело разбрестись в Европу и Австралию. Это "расползание из квашни" происходило на территории Ближнего Востока - больше просто негде, и значит, именно там впервые встретились люди и неандертальцы", - сказал ученый.

Он напомнил, что неандертальцы, равно как и люди, появились в Африке, но первые ушли в Евразию более 300 тыс. лет назад, а вторые - менее 100 тыс. лет. "Неандертальцы уже населяли те земли, в которые пришел из Африки человек современного типа. Не исключено, что неандертальцы были более приспособлены к жизни в более северных зонах, чем наши прямые предки, только вышедшие из субтропиков и те участки генома, которые мы унаследовали от них, скорее всего, связаны с теми или иными адаптивными особенностями", - отметил Янковский.

Постоянный адрес статьи:

2. » #1 написал: VP (7 мая 2010 12:57)

Ученые: все современные люди немного неандертальцы

Современные люди несут часть генов неандертальцев. К такому выводу пришла международная группа учёных из 56 человек, которая исследовала окаменелые останки неандертальцев, найденные около 20 лет назад в одной из пещер Хорватии.

Несмотря на то, что этим останкам более 40 тысяч лет, исследователям удалось расшифровать около 60 процентов генома неандертальцев. Результаты исследования показали, что от 1% до 4% генома современного человека происходят от неандертальцев, со ссылкой на французскую Le Figaro сообщает "Интерфакс".

Это меняет представление об эволюции homo sapiens. До сих пор среди учёных была распространена точка зрения, согласно которой неандертальский человек (homo homo neanderthalensis) появился на просторах Евразии 450 тысяч лет назад. Затем представители этого вида исчезли, и спустя 25-30 тысяч лет сформировался современный тип человека, распространившийся с африканского континента.

Однако эта теория оказалась не совсем верна. Согласно результатам исследований ДНК, проведенных учёными, неандертальцы пересекались и контактировали с предками современных людей. Профессор генетической антропологии Эвелин Эйер пока, правда, настроена настороженно к новой гипотезе исследователей, в виду некоторых технических аспектов, таких, как возраст молекул ДНК, подвергавшихся исследованию.

По её мнению, ещё рано делать выводы, и учёным необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы подтвердить правильность их гипотез.

Тем не немее, учёным явно удалось сделать новый шаг в изучении происхождения человека, а также впервые удалось расшифровать ДНК останков, чей возраст превышает десятки тысяч лет.

Правда, совпадение между геномами современного человека и неандертальцами оказалось меньше, чем между человеком и шимпанзе. Антропологи из Уэйнского исследовательского университета в Детройте (штат Мичиган) в ходе проведенной ими работы с использованием метода компьютерного анализа пришли к выводу, что 97 важнейших генов человека и шимпанзе совпадают на 99,4%. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что шимпанзе должны быть включены в род homo, наряду с homo neandertalensis (неандертальцами) и другими ископаемыми видами человека. На основании данных, полученных при изучении ДНК человека и шимпанзе, ученые заявляют, что около 5-6 миллионов лет назад у этих двух видов был один общий предок, но потом их эволюционные пути разошлись.

УЧЕНЫЕ ДОКАЗАЛИ ПРЕВОСХОДСТВО ЛЮДЕЙ НАД НЕАНДЕРТАЛЬЦАМИ

Ученые представили результаты подробного анализа генома неандертальцев, которые не только служат доказательством их скрещиванию с современным типом людей, но и показывают, эволюция каких именно генов позволила человеку одержать верх в борьбе с неандертальцами за право населять Землю, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science.

"Эта первая версия неандертальского генома воплощает наши давние мечты - впервые в истории мы можем определить генетические признаки, которые отделяют нас от всех остальных организмов, включая генетически самых близких", - сказал Сванте Паабо, исследователь из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии, возглавлявший работы. Его слова приводит пресс-служба Американского общества содействия развитию науки.

Группа Паабо вплотную занимается изучением ядерной ДНК неандертальцев с 2006 года, для чего разработала целую серию уникальных методик по извлечению, очистке и расшифровке генетической информации, поступающей из ископаемых останков этого типа людей. Представленные в статье результаты базируются на изучении останков трех людей, обнаруженных в пещере Виндижа в Хорватии.

Как отмечает РИА "Новости", по представлениям ученых, им удалось расшифровать примерно 60% всего неандертальского генома. Для того, чтобы корректно сравнить его с геномами людей современного типа, ученые провели расшифровку пяти геномов людей, имеющих различное происхождение: восточно- и западноафриканское, европейское (Франция), азиатское (Китай) и океанское (Папуа Новая Гвинея). По признанию ученых, генетические различия между различными расами и этническими группами современных людей вполне могут превышать их генетическое отличие от неандертальцев.

Сравнив между собой геномы с помощью различных статистических подходов, ученые установили, что люди африканского происхождения в меньшей степени отличаются генетически от неандертальцев, чем все остальные. Авторы исследования уверены, что это может служить прямым доказательством имевшему место в прошлом скрещиванию неандертальцев и людей современного типа.

Скорее всего, это скрещивание наиболее активно происходило в Средней Азии - первом регионе, где люди, покинувшие африканский континент, встретились с неандертальцами. Согласно популяционным моделям, даже небольшого скрещивания было достаточно, чтобы оставить след в генетическом облике современных людей, переживших впоследствии бурный демографический рост.

По оценке ученых, содержание генов неандертальского происхождения в ДНК современных людей может составлять от 1 до 4 %. "Это, разумеется, любопытно, осознавать, что некоторые из нас несут в себе фрагменты неандертальской ДНК, однако, лично для меня более важным был поиск положительного естественного отбора людей по сравнению с неандертальцами после их отделения от общего предка на основе расшифрованных генетических последовательностей", - сказал Паабо.

Для этого ученые в ходе анализа выявили участки генома, встречающиеся у всех людей современного типа, однако не встречающиеся у неандертальцев. Эти участки, согласно представлениям ученых, могли сформироваться в результате естественного отбора и эволюции популяции людей, именно они и обеспечили превосходство людей над неандертальцами в их противостоянии за территории.

Авторы исследования выявили 212 подобных участков ДНК, среди которых 20 обладают наиболее ярко выраженными признаками положительного естественного отбора (преимущественного выживания их обладателей по сравнению с теми, у кого данных генов нет). Эти участки, в частности, содержат гены, мутации в которых приводят к умственным нарушениям: синдрому Дауна, шизофрении, аутизму и другим. Другие гены в этих 20 участках отвечают за метаболизм, строение черепной коробки, ключицы и грудной клетки.

"В случае всех этих генов и генетических фрагментов требуется еще много дополнительной исследовательской работы, это только намеки на те гены, которые теперь будут активно изучаться другими научными группами", - подытожил Паабо.

Прочтение ДНК неандертальца сняло с человечества обвинение в геноциде

Учеными представлен черновой вариант расшифровки генома неандертальца. Из него окончательно следует то, что неандертальцы смогли передать нам свои гены, а не пали жертвой кроманьонцев.

В журнале Science опубликованы результаты совместной работы группы исследователей из Германии, Испании и США. Специалистам нескольких научных институтов удалось установить последовательность около 14 из 22 тыс. кодирующих белки генов, а также выявить 88 участков, которые отличают неандертальца от современного человека.

Эд Грин, один из авторов исследования, с муляжом черепа и костей неандертальца.

Источник: AP

Собранный массив данных не мог не пролить свет на один из главных вопросов, были ли неандертальцы истреблены, вытеснены или же в итоге они благополучно смешались с нашими предками-кроманьонцами?

Дело о геноциде: мы невиновны

Неандертальцы были другим биологическим видом, хотя и близким современному человеку,— этот факт можно считать доказанным твердо. А вот по поводу того, являются ли они нашими предками, споры велись вплоть до недавнего времени.

Первый обнаруженный археологами череп неандертальца

Источник: We_El

В XIX веке, когда первые останки Homo sapiens neanderthalensis (неандертальца) были только обнаружены, палеонтологи придерживались мнения о том, что найдены предки современных людей. Очень близкое анатомическое строение и возраст в несколько десятков тысяч лет поначалу только подтверждало эту гипотезу. Однако позже ряд дополнительных археологических данных заставил ученых поменять свою позицию.

К концу XX века исследователи в массе своей стали считать, что неандертальцы все же были независимой ветвью и какое-то время на планете сосуществовали два разумных вида. Причем вполне возможно, что существовали далеко не мирно. Как минимум один скелет неандертальца нес на себе следы использовавшегося кроманьонцами метательного оружия, поэтому среди всех прочих гипотез рассматривалась и версия о едва ли не первом в истории человечества геноциде,— другой вид наши предки могли просто перебить или загнать в труднодоступные и скудные районы.

Неандерталец против шерстистого носорога

Источник: BBC

Но еще позже, сначала в 2005-м, а потом и весной 2010 года, генетики выделили несколько мест в геноме людей, которые указывают на заимствование генов откуда-то со стороны. То есть, со значительной вероятностью, именно у неандертальцев. А самое полное и новое исследование, о котором идет речь в настоящей статье, версию об ассимиляции подтверждает, попутно снимая с Homo sapiens sapiens обвинение в полном истреблении разумных существ.

Дело о ложной улике

Не может не возникнуть вопроса о том, почему неандертальцев считали вымершими окончательно. В пользу этой версии говорили не только многочисленные останки (самые «молодые» из них насчитывают свыше 20 тысячелетий) сами по себе, но и анализ ДНК. Неужели до последнего времени исследователи изучали не ту ДНК или допускали грубые ошибки, раз новые данные одних генетиков противоречат старым данным других генетиков?

Как пояснил в своем блоге антрополог Джон Хоукс, который занимается именно анализом эволюции человеческого генома, предыдущие исследования были посвящены митохондриальной ДНК. То есть генетическому материалу не человеческих клеток как таковых, а митохондрий, расположенных внутри клеток энергетических станций.

АТФ-синтетаза - это образование, которое синтезирует молекулы АТФ, клеточного горючего, за счет электрического напряжения. В матриксе, внутри митохондрии, происходит часть реакций, необходимых для расщепления глюкозы - на этом рисунке с сайта wikipedia.org показано внутреннее устройство "клеточной электростанции".

Митохондрии, как считают биологи, когда-то давно были бактериями, поглощенными обычными клетками и ставшими своего рода симбионтами.

Симбиоз и симбионты

Симбиозом биологи называют взаимовыгодное совместное существование двух разных видов, например человека и кишечных бактерий. Симбионты— участники процесса симбиоза.

Митохондрии получают от клетки готовое питание и взамен выдают энергию – их в некотором смысле можно уподобить кишечным бактериям, помогающим организму переваривать пищу. А так как когда-то митохондрии жили отдельно, то и ДНК у них своя, не имеющая с ДНК самого организма почти ничего общего.

Изолированность митохондриальной ДНК (мДНК) вкупе с ее небольшим размером позволяет восстанавливать картину перемещения народов в прошлом,. но, как отмечает Хоукс, с определенной погрешностью. Митохондрии неандертальцев, по его мнению, скорее всего, оказались просто-напросто не столь эффективны, как кроманьонские, и со временем они были вытеснены в процессе естественного отбора.

Митохондрии наследуются вместе с яйцеклеткой, и каждый из нас (с поправкой на очень редкие мутации) несет точно такие же митохондрии, как и его мать, бабушка и прабабушка. А вот обычные гены, естественно, распространяются как по материнской, так и по отцовской линии. Пока ученые не могли посмотреть на весь геном, короткая мДНК легко могла сбить с толку.

0.html