Начаты летные испытания прототипа беспилотного летательного аппарата "Альтаир"
Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» 5 августа 2016 года сообщил,
что в середине июля в Казани были начаты летные испытания первого
летного прототипа-демонстратора экспериментального разведывательного
беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета
"Альтаир" (НИР "Альтиус-М"), имеющего взлетный вес около 5000 кг и
создаваемого казанским АО «НПО ОКБ имени Симонова» (до недавнего времени
именовалось ОАО «ОКБ «Сокол»; в программе также принимает участие АО
«Группа Кронштадт» - ранее «Транзас», Санкт-Петербург). Прототип
аппарата был построен на казанском АО "КАПО-Композит" (созданном на основе одного из цехов
Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова). О начале испытаний
прототипа БЛА "Альтаир" сообщается в материале Тимура Латыпова и Виктора Османова «Как «соколы» Шойгу в небе Казани подбираются к «хищникам» Пентагона».
Первый прототип-демонстратор БЛА "Альтаир" ("Альтиус-М") в сборочном цеху АО "КАПО-Композит". Казань, 25.03.2014 (с) Кадр программы новостей / militaryrussia.ru
Сенсация авиапрома: ОКБ им. Симонова подняло в воздух первый в
стране тяжелый беспилотник — ушло 5 лет труда и не менее 1 млрд. рублей
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Казани произошло сверхдолгожданное
для минобороны событие: ОКБ им. Симонова подняло в первый полет оружие
современной войны — первый в России тяжелый беспилотник. Он должен
составить конкуренцию американским «Хищникам», способным уничтожать цели
на земле. Военные приближали этот день как могли, ведь, по их мнению,
казанцы подзатянули с выполнением заказа.
«ИНТЕРЕСНО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ НАШИХ ВОЕННЫХ ДУМАТЬ, ЧТО ЭТО РЕАЛЬНО?»
Диковинную двухмоторную «птицу» можно было увидеть в середине июля над
аэродромом Казанского авиазавода. Таких пока не «водится» нигде в
России. По данным «БИЗНЕС Online», это казанское АО «НПО ОКБ им.
Симонова» (до недавнего времени — ОКБ «Сокол») подняло в первый полет
«Альтаир» — первый российский тяжелый беспилотный летательный аппарат
(БЛА). В самом конструкторском бюро эту информацию не комментируют.
Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд.
рублей по созданию БПЛА весом до 5 т ОКБ выиграло еще в октябре 2011
года. Машину с нетерпением, если не сказать, с некоторой нервозностью,
ждут военные, которые в последние три года уделяют беспилотной тематике
повышенное внимание. По нашей информации, будучи в Казани, министр
обороны Сергей Шойгу сделал внушение гендиректору ОКБ Александру Гомзину
за затягивание сроков. О необходимости ускорения Шойгу говорил еще в
2013 году. Тогда зампредседателя военно-промышленной комиссии при
правительстве РФ Олег Бочкарев сообщил, что три российских компании, в
числе которых и «Сокол», работают над тем, чтобы выполнить поручение.
Впрочем, как полагает ведущий российский эксперт в области беспилотных
систем Денис Федутинов, военные не совсем объективны. «Если вспомнить
зарубежный опыт (а минобороны наверняка смотрит на лучшие импортные
примеры), то к нынешнему положению дел США шли более 20 лет — первые
полеты Predator („Хищник" — прим. авт.) и Reaper („Жнец" — прим. авт.)
состоялись в 1994 и 2001 годах, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — А
версии, оснащенные оружием, появились существенно позднее. Мы же
пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и
гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за 5 - 7 лет.
Интересно, что заставляет наших военных думать, что это реально?»
НА КРАЮ КАТАСТРОФЫ
Победа казанского бюро в столь значимом конкурсе до сих пор вызывает вопросы.
Во-первых, в конкурсе казанцы смогли обойти такого авиастроительного
гранда, как ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ».
«Мигари» даже попытались опротестовать решение военных в московском
арбитраже — подали иск к минобороны и «Соколу» с требованием о признании
недействительным размещение госзаказа. В декабре 2011 года претензии
МиГа были названы судом необоснованными.
Во-вторых, ОКБ им. Симонова, конечно, фирма со стажем (образовано в 1959
году, а беспилотной тематикой занялось в 1968-м). Но, не умаляя
достоинств компании, отметим, что это была весьма специфическая работа —
переделка серийных истребителей в самолеты-мишени, а также создание
буксируемых мишеней. И только в 1993 году в серию пошел близкий к
классической БЛА-тематике комплекс воздушной мишени «Дань». Если и были
еще какие-то разработки, то информация о них не разглашается. Впрочем,
например, соруководитель рабочей группы «АэроНэт» в рамках Национальной
технологической инициативы, гендиректор ЗАО «Центр передачи технологий»
Сергей Жуков уверен, что все логично: «ОКБ Симонова — единственное в
России предприятие, которое всегда занималось исключительно беспилотной
техникой, за ним стоит опыт десятилетий», — подчеркнул он в беседе с
«БИЗНЕС Online».
В-третьих, финансовое состояние компании накануне конкурса было
катастрофическим. Если в 2006 - 2009 годах ОКБ устойчиво наращивало
оборот, то в 2010-м оно получило чистый убыток в 38,9 млн. — больше, чем
тогдашний уставный капитал бюро — 36,2 млн. рублей. Обычная фирма была
бы вынуждена объявить себя банкротом, но с «Соколом» такого не
произошло. А на следующий год она получила заказ от минобороны, и уже в
2012-м показала впечатляющий рост выручки — 616,9% — со 126 млн. до 907
млн. рублей. В 2013-м выручка выросла на 97% до 1,79 млрд. рублей, а
чистая прибыль — в 14,6 раза, с 9 млн. рублей до 131 миллиона.
Есть предположение, что на успех ОКБ повлиял патронаж его основателя, а
впоследствии главного конструктора фирмы Сухого, авторитетнейшего
Михаила Симонова, который не терял связь со своим детищем, более того,
помог его акционировать и до смерти (2011 год) был бессменным
председателем совета директоров ОКБ (с апреля 2014 года бюро носит его
имя).
«ПЕРНАТЫЕ» АКЦИОНЕРЫ
Небезынтересно то, что в «жирный» для ОКБ 2013 год Татарстан, столь
трепетно относящийся к своему участию в знаковых предприятиях оборонки,
решил расстаться с акциями компании. Минземимущество РТ продало за 35,3
млн. рублей остававшийся у государства блокпакет в 25% плюс 2 акции
компании АО «Сокол-Инвест». На сегодня структура акционеров ОКБ выглядит
следующим образом: «Сокол-Инвест» — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%,
физические лица — 5,4%.
Обе компании-владелицы весьма любопытны. «Сокол-Инвест» (зарегистрирован
по тому же адресу, что и ОКБ, а руководит им заместитель генерального
директора бюро Владислав Лачугин) был создан в 2003 году с участием
правительства РТ и московского Лиос-банка. Инициатором создания этой
компании выступало минэкономики РТ, предложившее привлечь инвестора для
освоения серийного производства высокотехнологичной, наукоемкой
продукции, имеющей экспортный потенциал. Минземимущество РТ внесло в
уставной капитал новой компании пакет в 69,6% акций ОКБ. При этом
уставник новой компании был распределен в пользу банка — он имел 75%
акций «Сокол-Инвеста», блокпакет в 25% контролировал Татарстан. Однако с
партнером вышла накладка — через два года ЦБ отозвал у Лиос-банка
лицензию из-за рискованной кредитной политики, которая привела к
значительной потере размера его капитала, утрате ликвидности и
платежеспособности. Однако московский банк указан во владельцах
компании. Из наиболее свежего списка аффилированных лиц ОКБ следует, что
100% акций «Сокол-Инвеста» находится в депозитарии АИКБ «Татфондбанк»,
который выступает номинальным держателем.
«Фалькон Эйр» (в переводе с английского falcon — «сокол» — прим. ред.)
выглядит еще занятнее. Имена его генерального директора Рустема
Сулейманова и собственника Диляры Махизяновой ничего не скажут
общественности. Но выясняется, что они — партнеры влиятельного
бизнесмена Рустэма Магдеева. У Сулейманова есть доля в ООО «Солид
Билдинг Девелопмент», где Магдеев — основной владелец, а у Махизяновой
есть доля в ООО «Климриэлт», где главный акционер — Эльбрус Рустэмович
Магдеев (вероятно, сын). В середине 2000-х Магдеев-старший был
помощником в то время премьер-министра РТ Рустама Минниханова. И,
видимо, Магдеев остается влиятельной фигурой. К примеру, 9 июня 2014
года президент РТ выложил в своем аккаунте в «Инстаграме» несколько фото
с 50-летнего юбилея Магдеева, который отмечался в спа-центре Luciano.
Отметим, что и председатель совета директоров ОКБ — выходец из
правительственных кругов РТ: выпускница Харьковского института инженеров
коммунального строительства Наталья Даниленко некоторое время
возглавляла в министерстве экономики и промышленности РТ отдел
оборонно-промышленного комплекса НИИ и КБ. Судя по отчетности ОКБ, с
2011 года она не только сменила в председательском кресле Симонова, но и
стала и. о. начальника финансово-экономического отдела бюро.
УДАРНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ГАЗПРОМОВСКИЙ
Как бы то ни было, получение контракта на «Альтиус-М» стало для ОКБ
этапным моментом, констатирует Федутинов, позволившим выйти на
качественно новый уровень. Итогом НИР стала постройка
прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета.
Внешний вид аппарата обнародовали на фото с одного из посещений Казани
премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Известно о машине немного, и
все это примерные данные. Планер выполнен из композитных материалов.
Длина — 11,6 м, размах крыла — 28,5 метров. Продолжительность полета —
до 48 ч, дальность — 10 тыс. км, потолок — 15 километров. Что касается
целевой нагрузки, то, как сообщал главный конструктор ОКБ Александр
Гомзин, ее вес достигает 2 т, в том числе это «оптико-электронный
модуль, который разрабатывает казанское АО «Государственный институт
прикладной оптики». Пока непонятно, прообразом какой машины можно
назвать «Альтаир» — разведывательной или ударной. «Напрашиваются вполне
очевидные параллели с разведывательно-ударными аппаратами — американским
БЛА Reaper и израильским БЛА Heron TP (Eitan), — отмечает Федутинов. —
Так что, скорее всего, „Альтаир" будет представлять собой аппарат,
предназначенный для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом
обладающий некоторыми ударными возможностями».
Для «Альтаира» предусмотрено и гражданское применение. По словам
Гомзина, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ПАО
«Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга
газопроводов. «Стандарт «Газпрома» предусматривает два раза в неделю
проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это
примерно 120 тысяч километров, — рассказывал Гомзин. — Очень большой
объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов
долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации. А если включить
в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными
характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение.
Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на
пилотируемых воздушных судах». Гендиректор отметил, что в газпромовской
программе используются многие решения темы «Альтиус-М». Также ОКБ
представило проект по созданию единой информационно-управляющей системы в
арктической зоне России.
Впрочем, до того как машина начнет летать, все это лишь благие
пожелания. Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в
2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В
итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. Как полагает
Федутинов, это означало и переход от НИР к следующему этапу —
опытно-конструкторским работам (ОКР). Любопытно, что спустя месяц
заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о том, что в
России создан тяжелый БПЛА. «Беспилотник способен решать информационные
задачи, а также выступать в качестве средства поражения», — уточнил
Борисов, но не назвал фирму-разработчика. Но, как предположил тогда
Федутинов, Борисов, скорее всего, имел в виду именно «Альтаир».
«БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШАГ»
Можно предположить, что первого полета с нетерпением ждали не только
из-за того, что это важный технический этап программы, но и ввиду
нюансов ее финансирования. По данным источников «БИЗНЕС Online»,
военные, не видя конкретного результата, стали придерживать денежки (а
Шойгу в 2013 году и вовсе пригрозил останавливать работу с создателями
робототехники, которые будут не согласны с ужесточением сроков
разработки). Отметим, что по итогам 2014 года чистая прибыль ОКБ упала
сразу на 99%, или в 107 раз, с 397,4 млн. до 3,7 млн. рублей. Выручка
снизилась на 33,1% до 1,197 млрд. рублей.
Но по итогам «подлетного» 2015-го предприятие несколько поправило свои
дела. Чистая прибыль увеличилась с 3,7 млн. до 7,3 млн. рублей. Выручка
выросла на четверть с 1,2 млрд. до 1,5 млрд. рублей. При этом
поступления от ОКР увеличились в 3,7 раза до 923 млн. рублей, выручка от
НИР сократилась на 355 млн. рублей до 1 млн. Одновременно ОКБ получило
27 млн. субсидий от минобрнауки РФ и 50 млн. рублей — от минпромторга РФ
на реализацию НИР и ОКР по приоритетным направлениям промышленности. К
слову, в ОКБ неплохо получают, во всяком случае, в отчетности указана
средняя зарплата в 63 тыс. 122 рубля...
И пока «Альтаир» окончательно не встанет на крыло (руководство ОКБ
заявляло, что опытная эксплуатация начнентся в 2019 году), денег
понадобится еще немало. «Испытания — итеративный процесс, тесно
связанный с доработкой аппарата и доведением его характеристик до
обозначенных заказчиком в техническом задании, — отмечает Федутинов. —
Не исключено, что, как и в случае с созданием пилотируемых летательных
аппаратов, здесь будет построено несколько летных экземпляров. Что
касается длительности проведения работ, то она зависит от сложности
разработки. В данном случае сложность определяется новизной создаваемой
техники». Согласно отчетности ОКБ, объем запланированных на 2016-й работ
— 1,6 млрд. рублей: ОКР и НИР — 907,5 млн.; изготовление серийной
продукции — 516 млн.; прочих работ — 140 млн. рублей.
По всей видимости, итоги первых испытаний «Альтаира» будут представлены
высшему руководству страны уже в сентябре, на одном из закрытых
мероприятий главного военно-промышленного смотра России — форуме
«Армия-2016». И можно быть уверенным, что нынешний успех ОКБ военные
конвертируют для него в звонкую монету, а успех несомненен.
«Беспилотников такого класса в России еще не было, и то, что машина
поднята в воздух, это безусловное достижение, — говорит Жуков. — Это и
большой психологический шаг, и перспектива достаточно быстро
по-настоящему поставить машину на крыло. Достигнутый уровень заставит и
других подтянуться. Так что событие очень значимое. Считаю, для Казани и
Татарстана это большая честь».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+