» » » Первое открытие Востока: подледное озеро в Антарктиде заполнено мертвой водой

Первое открытие Востока: подледное озеро в Антарктиде заполнено мертвой водой

10-02-2012, 07:59 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (6) | просмотров: (4 981)

Антарктическое подледное озеро Восток не спешит открывать перед учеными свои тайны. В первых пробах воды, которые уже изучаются в лабораториях, бактерий почти не обнаружено. А те, что есть, - вполне обычные, земные, "налипшие" на образцы уже на поверхности. Впрочем, до дна озера, а именно там, по прогнозам ученых, может быть жизнь, еще полкилометра. Как добраться туда - новая задача для ученых. Причем, велика вероятность, что и на глубине абсолютно ничего не найдется.

Научный мир ждет сенсаций. Через девять месяцев ученые "разбурят" лед из знаменитой теперь на весь мир антарктической скважины и отправят образец застывшей реликтовой воды геохимикам и микробиологам, чтобы ответить на главный вопрос: есть ли жизнь в глубинах Востока.

"Вряд ли что-то мы там обнаружим сверхъестественное. За четыре миллиарда лет существования жизни это сверхъестественное бы проявилось", - уверен директор Института микробиологии имени С.Н. Виноградского, член-корреспондент РАН Валерий Гальченко.

Но ожидания подледного чуда все равно накрывают ученых с головой. Победу России в антарктической гонке в эти дни обсуждают в Европе.

Специалисты российского Института арктических исследований подтвердили 8 февраля, что они действительно пробили ледовый покров и достигли озера Восток.

Да они сделали это! Они стали первыми людьми, кто проник в среду, скрытую подо льдом Антарктики, и это настоящий технологический прорыв.

Исследователи уже получили образцы замерзшей воды озера Восток. Количество бактерий в нем минимально. Лед, расположенный выше, содержит пузырьки воздуха, который накапливался там в течение миллионов лет и может быть токсичен для организмов, возможно обитавших в озере. Если это так, то озеро Восток - единственное место на земле, где есть вода, но нет жизни.

Но это для многих ученых как раз совсем неочевидно. Толщина воды под скважиной 600 метров. Давление - 400 атмосфер. Однако жизнь нашли и в более глубокой Марианской впадине. Жизнь не убьют ни подледные минус два градуса, ни отсутствие света. Зато способен уничтожить агрессивный кислород - в озере его тысяча триста миллиграммов на литр. В такой среде известные на Земле организмы жить не могут.

Но ведь там, где Солнце последний раз видели еще в миоценовую эпоху, возможна внеземная жизнь. Этих еще доселе невиданных земными глазами обитателей подводных глубин уже нарекли оксигенофилами за большую любовь к кислороду. Эти бактерии, несмотря на любовь к кислороду, появились, однако, еще в докислородную эпоху.

Ученые верят: больше всего шансов обнаружить оксигенофилов у донного грунта и в осадочных породах. Но за те 15 миллионов лет, что Восток потерял связь с внешним миром, бактерии могли не только выжить, но эволюционировать в какие угодно формы жизни. Ученые, склонные к катастрофическому мироощущению, ждут теперь воплощения самых кошмарных голливудских сценариев.

"Вредных микроорганизмов там не будет. Это я точно могу сказать, потому что там нет организмов, на которые они могли бы нападать. Поэтому сохраниться они не могут", - пояснил Валерий Гальченко.

Реальное проникновение в озеро произойдет в следующем году.

На обычном миллиметровом тросе для ловли рыбы в озеро опустят транспортировочный модуль с исследовательскими зондами. Поверхность зондов обработают гамма-излучением и озоном. На зондах установят видеокамеру кругового обзора и два лазера, работающие на разных длинах волн. Они станут искать в воде любые молекулы, вплоть до аминокислот.

Если это получится, значит, жизнь в озере есть. Или, по крайней мере, была. И еще ученые не сомневаются, - воду из озера можно смело пить. По вкусу и шипучести она должна напоминать минералку с газом. И при этом вполне безопасна, несмотря на возможное присутствие в ней загадочных и не исследованных пока оксигенофилов.

1. » #6 написал: кастан (11 февраля 2012 11:21)

Опять облом,продолжения НЕЧТО не будет.

2. » #5 написал: VP (10 февраля 2012 15:25)

Трутнев передал Путину первую пробу воды из подледного озера Восток

МОСКВА, 10 фев - РИА Новости. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев передал премьер-министру РФ Владимиру Путину первую пробу доисторической воды из подледного озера Восток в Антарктиде.

Колбу с металлической крышкой и ручкой и желтоватой жидкостью Трутнев привез в небольшом металлическом чемоданчике. На крышке колбы написано: "Озеро Восток, возраст более миллиона лет, глубина 3769,3 метра, дата 5.12.11, Антарктида".

Это первая проба, анализы ее еще пока не делались, отметил министр.

По его словам, этой воде более одного миллиона лет. Однако, по мнению ряда экспертов, ей может быть от одного до тридцати миллионов лет.

Путин поинтересовался у Трутнева, пил ли он эту воду.

"Нет", - ответил он.

"А было бы любопытно: динозавры пили и Трутнев", - пошутил премьер.

Трутнев рассказал о большом открытии российской экспедиции. В ней участвовали 33 человека, работа велась в тяжелых условиях при температуре минус 80 градусов, пробурить пришлось почти четыре километра. Экспедиция только приехала, сказал министр.

Путин сказал, что сотрудников экспедиции следует как-то наградить. "Это большое событие, нужно подумать, как отметить этих людей", - отметил он.

Трутнев пообещал представить предложения.

Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, которая была изолирована от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в исследовании изменений климата в последние тысячелетия.

Бурение скважины к озеру началось еще в 1970-х годах, когда о существовании озера, открытого в 1996 году, еще не было известно. Первоначально целью ученых были палеоклиматические исследования. Бурение скважины к озеру, открытому в 1996 году, было приостановлено в 1998 году, до разработки технологии, предотвращающей его загрязнение. В 2006 году после восьмилетнего перерыва бурение было возобновлено.

Несколько дней назад ученым удалось проникнуть в озеро. Технология взятия проб предусматривает, что в момент проникновение в озеро давление воды в нем вытолкнет на 30-40 метров вверх по скважине столб легкой заливочной жидкости, состоящей из фреона и керосина. Затем вода в скважине замерзнет, и в декабре 2012 года ученые вернутся, чтобы выбурить "свежезамерзшую" озерную воду и получить свежие образцы воды, по которым можно судить о химическом составе озера и его возможных обитателях.

Начальник управления по мониторингу загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета Валерий Мартыщенко пояснил РИА Новости, что Трутнев передал Путину не "актуальные" образцы воды из озера, а воду, растопленную из последнего керна, полученного непосредственно перед проникновением в озеро.

"Это вода из последнего керна, по всей видимости, который был вытащен из скважины, с последнего горизонта. И это действительно вода из озера Восток. Но полный анализ этой воды можно будет делать только тогда, когда будет выбурена свежезамороженная часть", - сказал собеседник агентства.

По данным ученых, последние сотни метров ледника, сквозь который шла скважина, действительно представляют собой замерзшую озерную воду, однако из-за того, что она замерзает крайне медленно - по 1 сантиметру в год - судить по ней о самом озере нельзя, для этого нужна "свежезамороженная" вода.

3. » #4 написал: Swarm (10 февраля 2012 15:20)

публикации 12002

Какие еще 4 миллиарда лет?

4. » #3 написал: asdfg (10 февраля 2012 11:34)

бред, просто рано делиться с кем то информацией. Слишком интересная информация))

5. » #2 написал: geoman (10 февраля 2012 09:14)

Стратегический запас чистой, насыщенной кислородом, пресной воды. Для землян в целом.

6. » #1 написал: badboychik (10 февраля 2012 08:10)