» » » Обнаружена самая небольшая землеподобная планета в зоне обитаемости

Обнаружена самая небольшая землеподобная планета в зоне обитаемости

19-04-2014, 14:40 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 860)

Обнаружена самая небольшая землеподобная планета в зоне обитаемости

В пяти сотнях световых лет от нас здравствует экзопланета всего на 10% крупнее Земли. Причём располагается она именно там, где возможно существование жидкой воды. И таких планет в этой системе может быть несколько...

Не счесть наших рассказов-алмазов о находках землеподобных планет в зоне обитаемости. Но почти все найденные тела — в том числе из-за ограниченности технических возможностей космотелескопа «Кеплер» и наземных инструментов — много больше Земли, что заставляло учёных оговариваться: поскольку нам неизвестно, какие именно условия царят на планетах тяжелее нашей, но много легче газовых гигантов, постольку мы не можем уверенно заявлять о том, что тамошние условия подходят для жизни земного типа.

И в этом был резон. Таких планет, «суперземель», в Солнечной системе нет, и мы до 2018 года не сможем узнать состав их атмосферы. А они между тем вполне могут быть покрыты океанами огромной глубины (до сотни километров), не имея ни континентов, ни даже островов. Ясно, что если в таких условиях жизнь и возникнет, то её изучение в обозримой перспективе малореально. Ну а все планеты, которые ранее удавалось обнаружить в зонах обитаемости, по меньшей мере на 40% превосходили наш голубой шарик размерами, что и создавало ту самую «проклятую неопределённость».

Кеплер-186f — самая маленькая из известных планет, находящихся в зоне обитаемости другой звезды. Предшествующий рекордсмен был не на 10, а на 40 процентов больше нашей Земли, что порождало сомнения в наличии на нём суши. (Иллюстрация Danielle Futselaar.)

В этом смысле новая работы группы астрономов во главе с Элизой Кинтаной (Elisa Quintana) из Института SETI чрезвычайно важна: учёные наконец-то отыскали в зоне обитаемости планету, по размерам чрезвычайно близкую к Земле!

Это Кеплер-186f, отстоящий от нас на 500 световых лет. Как видно из названия, это пятая планета системы небольшой красной звезды Кеплер-186. Для карлика светило сравнительно ярко и горячо: спектральный класс M1 помещает звезду в «высшую лигу» красных карликов. Тем не менее её зона обитаемости, разумеется, уже, чем у Солнца, — в силу меньшей светимости. Хотя планета Кеплер-186f расположена всего в 0,36 а. е. от родительской звезды, она получает лишь 32% от того излучения, что падает на Землю.

Погодите-ка, скажет читатель, но ведь это почти столько же, сколько имеет исключительно суровый Марс. О какой обитаемости может идти речь?!

Дело в том, что планета в далёкой звёздной системе не во много раз меньше и легче Земли, как упомянутый Марс, а, напротив, в 1,1 раз больше, а по массе, скорее всего, превосходит нас. Если её состав повторяет земной, то есть планета состоит из силикатов и железа, то масса её в 1,44 раз больше, что даёт надежду на наличие у неё плотной атмосферы и гидросферы. Существование мощной газовой оболочки поможет далёкому миру не остыть, подобно четвёртой солнечной планете. Как подчёркивают исследователи, чтобы иметь среднюю температуру поверхности выше 273 К, планете нужно от 0,5 до 5 земных уровней углекислого газа (разброс цифр зависит от количества азота в тамошней атмосфере). В то же время гравитация Кеплера-186f недостаточна, чтобы создать и удержать толстую оболочку из лёгких газов, которая могла бы сделать планету не землеподобной.

Хотя в системе Кеплер-186 пока найдена лишь одна планета в зоне обитаемости (зелёное кольцо), моделирование показывает, что между ней и близкими к звезде четырьмя планетами могла возникнуть ещё пара экзопланет. (Илл. NASA Ames, SETI Institute, JPL-CalTech.)

Впрочем, нельзя не заметить, что даже такая температура необязательна для обитаемости: при атмосфере в несколько раз плотнее земной температура замерзания воды может значительно снизиться, и тогда океаны Кеплера-186f не замёрзнут и ниже точки в 273 К.

Представители группы Элизы Кинтаны уверены, что речь идёт о планете в зоне обитаемости, хотя и во внешней её части. Более того, в отличие от многих других тел в зоне обитаемости вокруг красных карликов, Кеплер-186f лежит достаточно далёко от звезды, чтобы всё ещё избегать приливного захвата — ситуации, когда планета всё время повернута к светилу лишь одной стороной. То есть там, как и на Земле, день регулярно сменяется ночью надо всей планетой, что, по мнению ряда астрономов, также имеет значение для обитаемости.

Кстати, проведя моделирование устойчивости наблюдаемой планетной системы, авторы работы пришли к выводу о возможности существования ещё пары незарегистрированных планет между четвёртой (Кеплер-186e) и пятой (Кеплер-186f). С учётом того, что пока все пять тел системы близки к Земле по размерам, во внутренней части обитаемой зоны Кеплера-186 также может находиться небесное тело с жидкими океанами.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Science, а его препринт готов к вашему вдумчивому пролистыванию здесь.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Источник: compulenta.computerra.ru.