Мне нисколько не доставляет удовольствия вновь писать о деяниях пана Вакарчука, но в очередной раз вынужден это сделать — молчать сейчас нельзя. Прошедшая вступительная кампания в вузы засвидетельствовала, что отечественное образование переживает страшную катастрофу общенационального масштаба. Катастрофу его открытого и циничного уничтожения, которая накрыла всю страну (независимо от политических предпочтений) и вскоре окончательно поставит ее вне границ думающего о будущем цивилизованного мира.
Самое ужасное, что образование разрушается профильным министром с последовательностью, заставляющей еще раз (как и по отношению к большинству действий «оранжевого» режима) вспомнить бессмертные слова Шекспира: «В этом безумии есть нечто методическое». Создается впечатление, что вакарчуковские «реформы» выполняют единственную, заданную извне, функцию — навсегда похоронить науку и образование Украины, что автоматически ликвидирует остатки конкурентоспособности ее науки и высокотехнологичного производства. А вместе с ними — конкурентоспособность Украинского государства в современном глобализированном мире.
«Клеточная» реформа
Сердцевина вакарчуковской образовательной псевдореформы зиждется на трех китах — примитивизации и идеологизации школьной программы, проведенной на основе феодальной абсолютизации единственной, но далеко не идеальной тестовой оценки знаний, и на нежизнеспособной льготной схеме поступления в вузы. Однако все же главную роль играет именно тестовая система, которую более точно было бы назвать «клеточной» реформой.
Мыслительный процесс является альфой и омегой образовательного процесса. Без него обучение не только теряет смысл, но и становится подобием методик деструктивных культов по подготовке послушных адептов — с атрофированным умением мыслить человек превращается в нерассуждающего зомби с сугубо механическими навыками.
Можно вспомнить, что именно намерение научить учеников мыслить стало причиной внедрения на рубеже XVIII— XIX веков в Российской империи малороссийским дворянином, первым министром народного просвещения графом Петром Завадовским классической системы образования, в которой особое место принадлежало глубокому изучению древних языков.
После окончания николаевского царствования она подверглась резкой критике, и реальным стал отказ от классических подходов в просвещении. Тогда решающий вклад в сохранение и развитие классической системы внес популярнейший политический публицист, редактор «Московских ведомостей» Михаил Никифорович Катков, чьи статьи внимательно изучал сам великий реформатор на троне Александр II. Катков нисколько не обманывался по поводу необходимости для подавляющего большинства учеников латыни и древнегреческого языка, но у него была железная логика, почему они должны стать центром учебного процесса. Мертвые языки и изучение трудов античных авторов на протяжении веков считались лучшим средством для развития креативных способностей к мышлению, своеобразной «тренировкой мозга». Руководитель влиятельнейшей газеты периода великих реформ и последующей за ними охранительной реакции был убежден, что «ребенок не может избрать себе специальность; прежде всякой специальности требуется воспитать ум и развить в нем те основные стихии, которые служат существенным условием для всякого умственного дела».
Можно соглашаться или нет с Михаилом Катковым относительно эффективности применения для «воспитания ума» великих языков прошлого, но нельзя не согласиться с его общей концепцией — главная задача среднего образования заключается именно в развитии навыков самостоятельного творческого мышления.
Нельзя также не согласиться со знаменитым «стражем империи» и в том, что давать узкоспециализированные знания призвано высшее образование, но оно никогда не достигнет поставленной цели, если в школьные годы ученик не получит навыков «гибкости ума».
Вакарчуковская же реформа построена на диаметрально противоположных принципах: учеников не только не учат думать, но и нельзя даже сказать, что обучение свелось к формальному запоминанию. Действующая образовательная система нацелена исключительно на постановку галочек в тестовых клетках, для чего знания мало нужны, а часто (как в гуманитарных дисциплинах) и прямо мешают. Абсолютно прав был выдающийся американский писатель Роберт Шекли, утверждавший: «Для того, чтобы правильно задать вопрос, надо знать большую часть ответа». А министерские составители учебников и тестов не только, как правило, сами не знают правильных ответов, но зачастую делают все возможное, чтобы их не знали и школьники, намеренно навязывая им фальсифицированные факты, ложные выводы и концепции.
Конечно, с такой подготовкой получение полноценного высшего образования невозможно, и только немногие будут в состоянии преодолеть заложенные им тестовые стереотипы, разрушающие подлинные знания. Причем преодолеть это студенты смогут только с помощью оставшихся преподавателей «старой школы», но в исторически короткий период их заменят птенцы Вакарчука (во многом схожие с выпущенными Временным правительством из тюрем «птенцами Керенского», сразу же занявшими в нравственно больном революционном обществе ответственные посты), и тогда процесс станет окончательно необратимым.
С тем же успехом «реформой» можно назвать и внедрявшуюся в рейхскомиссариате «Украина» систему по превращению славянского населения в покорную биомассу для обслуживания арийских хозяев. Оккупантами точно так же была разрушена учившая думать советская образовательная система (которая вобрала в себя все лучшее из опыта дореволюционной педагогики), и вместо нее было признано достаточным обучение лишь минимальному количеству навыков для исполнения приказов арийских юберменшей. Что касается высшего образования, то понятно, что оно было безоговорочно запрещено оккупационными властями.
Тестовые реформаторы любят ссылаться на то, что они используют западный (практически исключительно американский) опыт, в котором тесты являлись единственным критерием оценки знаний. Это правда, но только отчасти. Ведущие университеты США (как, кстати, и Великобритании), готовящие элиту нации, отбирают студентов на основе собственных методик, которые позволяют по индивидуальным эссе, декларации целей (statement of purpose), интервью определять глубинный творческий потенциал и мотивированность у будущих студентов.
Украинские шаманы от образования умалчивают, что даже при частичном применении тестирования оно отбросило американскую систему подготовки кадров на периферию воспроизведения человеческого капитала, запрограммировало нарастающее отставание Соединенных Штатов в создании экономики знаний, о чем беспощадно прямо сказал 22 мая 2009 года на собрании Национальной академии наук США президент Обама: «Наши школы продолжают уступать учебным заведениям развитых (а иногда и развивающихся) стран. Наши студенты отстают по математике и естественным наукам от своих сверстников в Сингапуре, Японии, Англии, Нидерландах, Гонконге, Корее и других странах. По некоторым данным, 15-летний американец, сопоставительно с мировым уровнем, находится на 25-м месте в своих познаниях по математике и на 21-м месте по естественным наукам».
Американцы давно отказались от всеохватывающего доминирования неэффективной «фактологической» тестовой системы, и избежать обвала науки им удалось только масштабной кампанией «скупки мозгов» по всему миру. Это было чрезвычайно облегчено распадом СССР (а сейчас — и украинскими «реформами»), что стало причиной массового выезда за рубеж перспективных ученых и просто талантливой молодежи.
Зато показавшая убийственный для образования и науки эффект «клеточная» реформа, умноженная на системное отлучение от мотивированности выбора будущей профессии (абитуриенты, подобно игре в лотерею, мечутся между разнопрофильными университетами с целью получения большего выигрыша), подхватывается и внедряется в Украине с помощью сильнейшего государственно-административного пресса. Причем желание ее тотального внедрения настолько велико, что власть не стесняется растаптывать ряд законов. Скажем, закон о высшем образовании прямо определяет, что форма оценки знаний и зачисления абитуриентов определяется самими вузами.
В результате реформаторского ража вскоре дипломы украинских вузов будут цениться значительно ниже, чем самых захудалых университетов третьего мира, которым хотя бы никто не навязывает заведомо бездарных студентов. Даже руководство «национально ориентированной» Киево-Могилянской академии не менее активно, чем остальные ректоры, выступает против министерского разрушения высшей школы.
Закономерно и то, что «клеточное» реформаторство совмещается с нравственным растлением молодежи, что прямо культивируется школьными программами. Не буду останавливаться на том, что в качестве образцов для подражания преподносятся клятвопреступники, гитлеровские коллаборационисты, преступники против человечности и прочий мусор истории. Понятно, что любой тоталитарный или стремящийся к тоталитарности режим находит в истории близкие ему персонажи и с их помощью выстраивает собственный исторический миф. Но как можно объяснить, что в учебные программы заложены произведения, подобные скандально известной «Красной шапочке» Евгена Дударя, в которой сказочный персонаж-подросток курит, пьет, грабит бабушку и проводит ночь с волком? Неужели тем, что режиму нужна молодежь вне координат морали, готовая принять любую спущенную сверху идеологию?
Данный «шедевр» извращенного сознания напечатан во всех(!) учебниках по украинской литературе для 8 класса, представляется в качестве одного из достижений украинской словесности и обязателен для изучения. Учебники с «Красной шапочкой» (как и всю остальную псевдоучебную макулатуру) утверждал в министерстве замминистра Полянский. Я не буду писать о том, что более трети учебников Минобразования печатает в одном издательстве. Это неинтересно — привычные уже схемы, которые, надеюсь, все же получат при новом президенте должную оценку со стороны соответствующих органов.
О тестовой системе можно говорить еще много, но лучше любых слов о ней свидетельствует невероятно упавший, по единодушному мнению вузовских преподавателей, уровень студентов 2008 г. Можно представить, каков их уровень будет в этом году, когда поступление в высшую школу превратилось в бесстыдную льготно-тестовую коррупционную вакханалию. Министр может сколько угодно твердить, что «тесты ликвидируют коррупцию», но всем известны суммы, за которые гарантируется получение необходимого балла.
Аморальность и двойные стандарты в управлении образованием за многие десятилетия стали дополнительными угрозами, разрушающими его устои. Такие системообразующие решения, как планирование структуры и объемов подготовки кадров в университетах страны, введение статусов автономных или исследовательских университетов, определение норм финансирования отдельных учебных заведений и др., принимаются не на демократической, критериальной основе, а скрыто, подковерно, по принципу «свой—чужой». Например, таким путем были «протянуты» указы президента о предоставлении особого статуса Львовскому национальному университету им. Ивана Франко и Национальному университету «Львовская политехника», декларирующие нереальное и даже оскорбительное для других украинских университетов соотношение одного преподавателя к пяти студентам. Даже если государство и изыщет значительные дополнительные средства для этих вузов, во Львове фактически невозможно утроить количество квалифицированных преподавателей. Выполнение таких дилетантских указов возможно только при условии трехкратного сокращения студентов в указанных университетах, не говоря уж о том, что подобные решения непонятны, они деморализуют остальную систему высшего образования страны, не относящуюся к категории «своей».
Противников тотального разрушения образования Вакарчук постоянно обвиняет в «пещерном мышлении». Могу министру ответить одно: то, что человек с подобным моральным и интеллектуальным уровнем занимает один из наиболее ответственных постов в правительстве, — это приговор Украине и ее власти.
«Инвалидизация» образования
Не меньший урон образованию наносит и навязанная приказом Министерства образования система льгот при поступлении в вузы. Ее с полным основанием можно назвать «инвалидизацией» высшей школы. Не буду подробно останавливаться на том, что образовался рынок торговли справками — на котором по уже четко установившимся тарифам можно купить льготу любой категории. В результате из невероятного количества льготников, занявших практически все бюджетные места, лишь некоторые имеют подлинные, а не «организованные» перед поступлением документы.
Не стану перечислять и льготы, которые имеют, например, «жители горных районов», в результате чего «горцами» стало невероятное количество галичанских абитуриентов...
Дело в абсурдности самой идеи того, что получение высшего образования обуславливается какими-то льготами. Следует четко, без лицемерной политкорректности и дешевого популизма сказать, что ни одна категория абитуриентов не должна пользоваться льготами при поступлении в вуз. Разумеется, студентам с ограниченными физическими способностями должны быть созданы все условия для обучения после поступления, а нуждающимся талантливым студентам — предоставлены стипендии. Но единственным критерием при поступлении в вуз должны быть исключительно знания и способности.
Вакарчук с присными сумел сделать невозможное — совершить обратный естественный отбор. Государство теперь оплачивает получение дипломов тем, чьи родители в состоянии раздобыть справки о льготах, зато наиболее талантливые поступающие оказались за бортом высшей школы. Понятно, что надолго неоцененные таланты в стране не задержатся — в другом государстве их способности будут оценены, и им создадут все условия для раскрытия способностей.
Хотя, конечно, далеко не все смогут уехать, да и есть много абитуриентов, которые, может, и не представляют собой интереса как будущие ученые, но они стали бы в Украине крепкими профессионалами. Однако их лишили возможности стать прекрасными врачами, юристами, менеджерами и инженерами, заниматься любимой профессией и приносить пользу людям. Зато врачами и инженерами будут «мажоры» разного калибра, которым путь к карьере открыт деньгами родителей. Можно не сомневаться, что они в полной мере усвоят в будущей профессии преподанный в начале жизненного пути урок и тоже будут поступать исходя из того, что все продается и покупается.
Надеюсь, что за десятки тысяч поломанных судеб и общее развращение образования, превращаемое в аморальное торжище, Вакарчук ответит только по закону. Для него самого вряд ли может послужить уроком бесславная и печальная судьба царского министра народного просвещения Николая Боголепова, растоптавшего введенными по его инициативе «Временными правилами» свято чтившуюся до того российскими самодержцами автономию университетов и сделавшего основой образования деньги и сословное положение вместо знаний и таланта. Неудивительно, что точка в карьере и судьбе министра, поставленная бывшим студентом Петром Карповичем, исключенным из Московского, а затем Юрьевского университета за выступления против боголеповской тирании, не встретила осуждения в обществе.
Показательно, что Карпович окончательно принял решение нажать на курок, услышав, как Боголепов на министерском приеме следующим образом ответил на просьбу городского головы Чернигова открыть реальное училище: «Представьте нам удостоверение от более состоятельных помещиков и дворян, что они будут отдавать в училище своих детей. Мы не желаем открывать училища для разночинцев».
Правда, было бы несправедливым считать, что Вакарчук и Боголепов полностью схожи. При всей ошибочности политики погибшего в 1901 году министра он берег каждую казенную копейку — при нем априори были бы невозможны коррупционные скандалы, ставшие обыденностью в украинском министерстве. Например, Боголепов стал инициатором создания на казенные средства общежитий при университетах, и самые яростные его критики не могли не признать безупречной честности в расходовании средств на эту цель. Ни в царские, ни в советские времена, ни в годы независимости Украины никто не мог бы представить себе, какого размера достигнут «откаты» в Вакарчуковском ведомстве... И, конечно же, невозможно представить, чтобы Боголепов, дважды бывший ректором Московского университета, незаконно годами оставлял бы за собой, вопреки закону, место ректора при переходе на работу в правительство.
В этом году по причине действий министра вузы лишились малейшей возможности отобрать для обучения талантливую молодежь, что нанесет невосполнимый урон прежде всего подготовке научных кадров, для которых особенно важны нестандартность мышления и творческий подход.
Сторонники геростратовского реформаторства любят ссылаться (во всем остальном демонстрируя клиническую русофобию) на то, что в России тоже действует тестовая система, но забывают о том, что она принципиально отличается от украинской. Тестирование проходит в самих школах и не ломает учебный процесс (что делает их не издевательством над учениками, а разновидностью выпускных экзаменов). Но самое главное — ведущие вузы (в основном университеты), нацеленные в первую очередь на подготовку научных кадров, принимают абитуриентов не по результатам тестов, а после полноценных вступительных экзаменов.
Хотя теория «пассионарности» Льва Гумилева нещадно критиковалась как идеалистическая, но весь опыт истории подтверждает ее верность. По мнению Гумилева, народ с недостатком пассионариев (людей, обладающих врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды) обречен уступить свое место в мире народу с более высокой пассионарностью. Согласно гумилевской классификации, n — нормальный баланс взаимодействия со средой (ему соответствуют не способные к творчеству «обыватели»). И можно четко определить, что одаренная молодежь, вытесненная льготниками, имеет потенциал до n+6 («творцы»), в то же время студенты-льготники — это n-1 («планктон») и n-2 («нежить»). Две последние категории — это люди, ни на что самостоятельно не способные (тем более — к научному творчеству), они могут достичь успеха только за счет внешней поддержки и оттеснения более способных и нравственных членов социума. Более точно невозможно охарактеризовать не знающий, что такое честь и мораль, планктон нежити с купленными льготами, налетевший на бюджетные места.
«Контрольный выстрел» министерства
Однако и тестовое, и льготное разрушения кажутся вандалам от образования недостаточными. Чтобы окончательно уничтожить высшую школу, они апрельским постановлением Кабмина резко сократили государственный заказ на подготовку специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук в наиболее важной сфере — по техническим и естественным специальностям, которые и определяют развитие всей экономики. Приведу только несколько цифр по ведущим техническим вузам Украины, из которых становится очевиден масштаб проблемы: НТУ Украины «ХПИ» — сокращено 165 мест специалистов и 135 магистров; НТУ Украины «КПИ» — соответственно 177 и 145; Донецкий национальный технический университет — 80 и 210; Харьковский национальный университет радиоэлектроники — 85 и 36; Национальный горный университет — 46 и 65; Одесский национальный политехнический университет — 75 и 40; Запорожский национальный технический университет — 84 места специалистов и магистров; Национальный авиационный университет — 154 места специалистов и магистров; Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» — 90 мест специалистов и магистров.
О последствиях этого решения лучше всего сказал ученый с мировым именем, ректор НТУ Украины «КПИ» академик Михаил Згуровский, чье обращение к правительству похоже на крик отчаяния: «Подготовка специалистов по фундаментально-естественным и инженерным специальностям определяет научно-технологический потенциал любой страны мира. Современные формы интеграции науки, образования и инноваций базируются на подготовке нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей отечественной экономики, осуществления инновационной деятельности в рыночной по условиям развития экономике, построенной на знаниях. Исходя из необходимости реализации этих заданий, становится непонятным сокращение объемов государственного заказа по квалификационным уровням «специалист» и «магистр» для вузов по естественным и техническим направлениям... Особенную тревогу вызывает 50%-е сокращение планов приема в докторантуру и 15%-е в аспирантуру. Это запрограммированно снизит образовательный и научный потенциал нации. Данные шаги никоим образом не улучшат экономическое состояние страны, а, напротив, сделают невозможным ее экономический и общественный подъем (выделено мной. — Д. Т.)».
Абсурдность министерского секвестра стала настолько очевидной, что Кабмин тремя месяцами позже вынужден был отменить свое собственное апрельское решение. Президенту и его правительственным протеже, любящим пародировать (иначе их государственное управление назвать трудно) американские стандарты, стоило бы узнать, что Барак Обама считает одним из главных государственных приоритетов кардинальное увеличение госпомощи в проведении научных исследований. Это должно вывести экономику из кризиса и не дать Вашингтону утратить завоеванные геоэкономические и геополитические позиции.
Для понимания, насколько важна для новой администрации поставленная задача, приведу отрывок из упоминавшегося ранее выступления в Национальной академии наук США, характерного своей откровенностью и конкретностью поставленных целей: «Америка должна быть лидером. И сейчас нам пора вновь выйти вперед. И сегодня я хочу поставить эту цель: мы вложим более 3% ВВП в научные исследования. Мы будем не просто соответствовать; мы превзойдем уровень, достигнутый в разгар гонки по космическим исследованиям. И мы для этого будем инвестировать в фундаментальные и прикладные исследования; создавать новые стимулы для частных инновационных разработок; поощрять достижения в области энергетики и медицины; улучшать математическое и естественнонаучное образование... Капиталовложение, о котором я говорю сегодня, обеспечит нам успех на следующие 50 лет... Эта работа начинается с исторических масштабов вложения в фундаментальные и прикладные исследования, в новейшие лаборатории современных университетов, в испытательные площадки фирм-новаторов и многое другое».
Президент Соединенных Штатов действует как подлинный национальный лидер, думающий в перспективе десятилетий. Показательно, что аналогичные меры еще раньше начал реализовывать президент России Дмитрий Медведев, проводящий последовательную политику кардинального увеличения государственной поддержки научных исследований и системного развития сферы образования.
Насколько контрастно их политика смотрится по сравнению с телодвижениями украинских властителей, отнимающих последние гроши у образования и науки и с царской щедростью тратящих народные средства на бездарные идеологизированные мегапроекты наподобие капищ «голодомора» или «Мистецького арсенала»... Еще совсем немного, и можно будет с полным основанием ставить памятник погибшим украинским образованию и науке. Увы, лишь отдельные представители науки и высшей школы набираются мужества выступить против творящегося преступления, которое лишает Украину будущего. Остальные своим молчанием вольно или невольно становятся соучастниками... Как будто о них сказал американский президент, объясняя, почему американская наука оказалась в преддверии острого кризиса: «Мы были свидетелями того, как подрывалась научная честность и политизировались научные исследования — в соответствии с заданными идеологическими программами».
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Недели 2 назад смотрел какую то передачу к 1 сентября. Так там говорили что в Украине на 1 учащегося ПТУ приходится 10 студентов ВУЗов. Так что работающих не по специальности после окончания ВУЗа у нас на Украине далеко за 50 %. Нет у нас просто столько мест для менеджеров, юристов, банкиров(самые популярные специальности куда все сдуру ломятся). Вот и встречаеш потом народ с 1-2-3 высшими образованиями где угодно - автомойка, шахта, стройка,барыжат на рынке, продавцы и т.д. Неспорю что основное внимание нужно уделять высшему образованию, но и за специальное тоже забывать нельзя.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Уважаемая редакция! Что касается меня, то ностальгии по советской системе образования у меня нет и в помине! Речь идет о совершенно других вещах. Речь идет об огульном ломе системы образования ( я не говорю о "советской" системе, а об образовании так таковом!). И именно такой огульный лом, без огладки на все и вся я и не приемлю и, смею Вас заверить, не только я. Вы говорите, что вопрос об изменении системы образования надо обсуждать. Тут Вы правы и такое обсуждение давно идет и идет , практичеки, на всех кафедрах украинских Вузов. Только один момент: это СОВЕРШЕННО не интересует чиновников! А это БЕДА! Посему ждем января, может (хотя и вряд ли) что-то изменится хоть на некоторое время. Ведь на самом деле нельзя обсуждать вопросы развития образования в отрыве от того государства, которое решили облагодетельствовать реформами. Это вопрос системный и понятно, что в нежизнеспособном государстве хорошей системы образования по определению быть не может! Так что вернулись на исходник!
ЗЫ. Кстати, работа 10% выпускников ВУЗов не по специальности определяется не системой образования, а их востребованностью государством как специалистов с разумной оплатой их труда, т.е. состоянием экономики данного государства. И труп государства однозначно определяет труп образовательной системы! Если оценивать нынешнее состояние системы образования на Украине, то могу с уверенностью сказать, что в данный момент практически все 100% выпускников моей специальности, если находятся в Украине, работают где попало! Лучших выпускников на Украине уже нет (речь идет о работающих по специальности). И это их личный выбор! Так что выводы делайте сами! Но это уже не тема для коммента, а нечто иное. Что бы не заработать медаль "За срач в комментах" (копирайт www.versii.com) закругляюсь.
С Уважением А.Гопман!
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Прежде, чем что-то говорить, хочу напомнить, что тестовая система была введена в США в 30-х годах 20-го века в момент выхода страны из депрессии. В то время стране требовались хорошие исполнители ранга среднего мененджмента. О творческом подходе к выполнению своих обязанностей речи вообще не шло! Такой подход позволил достаточно быстро удовлетворить потребности быстро растущей экономики страны. В этом смысле да, такой подход к образованию отказался успешным. Осталось прибавить, что ведущие университеты США, воспитывающие элиту, НИКОГДА не ставили тестовую систему, как превалирующую. Тестовая система контроля знаний всегда была уделом формирования менталитета исполнителя, но не творца!
Теперь о советской системе образования. Хочется напомнить дискутирующим, что они сами являются продуктом этой системы! Думаю, что все они полагают себя людьми мыслящими, а следовательно эта система не отбила у них возможность мыслить и творчески подходить к решению самых разнообразных проблем! Так что, методы оболванивания советской системы на Вас не сработали? Или Вы оказались уникальными людьми с иммунитетом к советскому оболваниванию? Есть еще один момент. Напомню о массовом выезде советских специалистов в самых различных областях в 90-е года на запад, где они были приняты с распростертыми объятьями и им предоставлялись все условия для дальнейшей ТВОРЧЕСКОЙ работы. Это я знаю не понаслышке, поскольку подавляющее количество специалистов, с которыми мне пришлось работать в 80-е, из Москвы, Киева, Питера и т.д. оказались в США, Англии, Франции..., где очень быстро заняли лидирующие позиции. На то время в границах бывшего Союза осталимсь считаные люди. (я говорю о своих контактах и не претендую на обобщения). Я не являюсь ярым сторонником и защитником советской системы образования, но мне претит категоричность суждений по вопросам образования. Любой человек, чья профессия заставляет его ТВОРЧЕСКИ подходить к решению проблем, на своем опыте знает, что категоричность только вредит, а посему она бесплодна и разрушительна. А сегодня мы и имеем дело с КАТЕГОРИЧНОЙ ломкой всей системы образования, насильственной и бездумной ее перестройкой под форматы американской системы образования первой половины прошлого века, направленной на воспитание исполнителей среднего звена, причем тоже весьма сильно устаревшей. В современных условиях даже посредственного исполнителя не обучишь!
Этим летом был в России, пообщался с коллегами из высшей школы, и с ужасом обнаружил те же ЕГЭ, Болонскую систему и т.д. И возникла горькая мысль: - И Россия туда же!
Так что Дмитрий Табачник знает о чем пишет и под его статьей, по крайней мере под большинством ее утвеждений могу подписаться! И на последок. Свежий пример маразма в высшей школы Украины: в этом году все государственные места в нашем университете на специальности "Туризм. Мененджмент туризма" заняты инвалидами (!).
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Для начала неплохо было бы определить, а что этим образованием мы стремимся сделать. С точки зрения государства американская система образования действительно очень не плоха, она позволляет формировать элиту, то есть тех, кто будет править, и быдло всех остальных, тех кем будут править. Первым действительно следует давать максимально полное образование, вторым максимально фрагментированное.
Но если мы ставим совсем другие задачи, то и решать их надо несколько по другому. Но только государство этим заниматся не будет, у него другие задачи, совсем другие.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Растко Мочник (Rastko Mocnik) - профессор социологии культуры в Университете Любляны, Словения. Основатель «Institutum Studiorum Humanitatis» – Европейского центра гуманитарных исследований.
Зачем защищать государственное образование и здравоохранение
Редакция «Novi Plamen»: Движение за сохранение общественного здравоохранения и Союз обществ пенсионеров Словении в 2007 году провели дискуссию о проблемах и перспективах приватизации здравоохранения в стране. Несмотря на невнимание словенских СМИ к данному факту, был организован сбор подписей и проведен ряд других мероприятий. И хотя в Словении властям удалось продавить приватизацию социального сектора, для некоторых других стран еще не поздно начать публичные дебаты. Текст социолога Растко Мочника в научно-популярной форме объясняет теоретические и практические мотивы движения.
Нынешнее правительство приватизирует здравоохранение и намерено распространить частный сектор на все уровни образования, заверяя нас в том, что создание частного здравоохранения и образования станет лишь «дополнением» к существующим государственным системам и что в случае частного здравоохранения это «дополнение» поможет улучшить проведение операций, а также и предоставление прочих услуг. В случае частного образования «плюрализуется» предложение услуг образовательных.
Альберт Хиршман ещё четверть века назад показал, почему введение частного сектора разрушает сектор общественный и наносит вред обществу в целом. Богатые слои сосредоточат в своих руках частный сектор, чтобы иметь возможность требовать более качественные услуги. А поскольку они и так уже больше других влияют на государственную политику, их переориентация на частный сектор приведет к тому, что государство начнёт «избавляться» от ставших обузой общественных нужд: раз у прочих меньше денег, незачем особо беспокоиться и об их мнении. Качество государственных услуг будет снижаться, а частных — повышаться. Те, кто смогут себе это позволить, будут пользоваться частными услугами, государственные же услуги в скором времени превратятся в единственный выход для нуждающихся беднейших слоев. Это, в свою очередь, увеличит и закрепит социальное неравенство. Появятся богатые, а значит и образованные, здоровые, высококвалифицированные и способные влиять на общественные процессы с выгодой для себя. Остальные вынуждены будут становиться все менее образованными, все менее здоровыми, подготовленными, а значит возможность выражать свои политические интересы для них будет сужаться до тех пор, пока не исчезнет вовсе — оттого сегодня и распространяется все сильнее аполитичное отношение к социальной борьбе.
Хотя в соответствии с общей схемой вышеописанные долгосрочные последствия введения частного сектора и сумерек сектора общественного могли бы быть отсрочены, наше правительство действует так, будто желает всего этого достичь незамедлительно. Частные медицинские учреждения уже привлекают общественные финансы, но это будут делать ещё и частные школы. Правительство поощряет приватизацию отдельных видов здравоохранения, в том числе и тех, которые не могут существовать без системы государственной поддержки — ведь общественный сектор теперь должен считать и экономить деньги! Частные медицинские услуги, таким образом, буквально паразитируют на общественном секторе: по гипотезе правительства приватизированные службы, чтобы зарабатывать больше, станут больше работать. В реальности для общественного сектора это означает больший объем работы и меньшую заработную плату (из-за увеличения количества бедных больных). Здесь реалии словенской приватизации медицинских услуг отличаются от модели Хиршмана: по теоретической модели должен разрушится только общественный сектор, в Словении же приватизация приводит к разложению общественного здравоохранения, а вместе с ним и его паразита — частного сектора.
Разграбление общественных богатств
В образовании общественные финансы потекут в частные школы, призванные «плюрализовать» предложение образовательных услуг. На данный момент эта плюрализация ограничивается появлением католических и вальдорфских школ. Можно, однако, ожидать появления и какой-либо иной частной религиозной школы — вероятно, исламской или православной, возможно, что и протестантской. Поэтому заявленная «плюрализация» означает только увеличение идеологического контроля над некоторыми группами молодых людей. Если более конкретно, то по словенской модели приватизации образования государство станет давать общественные деньги религиозным организациям, которые будут вместо него, но более строго и последовательно (опираясь, в отсутствие общественного контроля, на свои догматы), идеологически взращивать молодые поколения (хотя и не обязательно более эффективно – ввиду, например, отсутствия контроля над СМИ). Таким образом, вкладываемые в них государством общественные финансы, призванные вывести образование из плачевного состояния, начнут закладывать национал-патриотические и державные принципы в общественное сознание. Это, конечно, приведет к неполитическому выражению социальной напряжённости, т.е. не к социальной борьбе, а к её «культурализации» — религиозному фундаментализму, ксенофобии, этническим войнам и прочим «столкновениям цивилизаций».
Правительственная концепция, на первый взгляд представляющаяся формулой «общественные средства – в частные карманы», как мы уже видим, не так проста. К сожалению, последствия не ограничиваются только разграблением общественных богатств. Нам даже не нужно гадать, к чему приватизация может привести в будущем — достаточно просто посмотреть на результаты, полученные в образовании до сих пор. Частная «высшая» школа, помимо названия, не имеет ничего общего с университетским образованием. И уже хотя бы поэтому оказывает разрушительное воздействие: коммерческие школы имеют узкую специализацию, зависят от других центров интеллектуального производства, передают навыки, а не знания, но в то же время – благодаря «невидимой руке» рынка – имеют возможность делать вид, что придерживаются критериев, необходимых для настоящих университетов. Университеты же не выступают против них, но как раз напротив: само присутствие коммерческих «высших» образовательных учреждений и неолиберальная риторика правительства являются достаточными условиями для того, чтобы на университет распространился эффект коммерциализации. Теперь университеты не нуждаются в фундаментальных исследованиях, а гонятся за краткосрочными и прикладными; учебные курсы все чаще становятся узкоспециализированными и ориентированными на рынок; исследования — более ограниченными (применение заученных навыков, а не творческий подход) и рутинными. Приватизация образования, с одной стороны, создает коммерческую карикатуру на университеты, а с другой — ускоряет распад настоящих университетов, что не исключает в будущем конфликтов, связанных с их упадком.
Коммерциализация высшего образования приведет к снижению интеллектуального потенциала всего общества, распространению средневекового мракобесия с одной стороны и сверхэксплуатации когнитивного капитализма – с другой.
То же самое мы можем сказать в целом о приватизации: одновременно с введением нового типа общественных отношений, жестоких и несправедливых, базирующихся на неравенстве, эксплуатации и ожесточённой борьбе, будут разрушаться существующие позитивные формы общественных отношений и вырастать все новые препятствия на пути их восстановления и развития.
Перевод с сербскохорватского Евгения Лискина
Статья опубликована в журнале Novi Plamen, май-июнь 2007, № 3-4, стр. 17.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 428
комментария 854
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Никогда не соглашусь, что СИСТЕМНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ образование может быть заменено отрывочными, манипулятивными сведениями из СМИ.
Никто не отрицает роли СМИ, родителей, ближнего окружения ребенка на формирование его взглядов и ценностей. Конечно мы также можем переложить функцию формирования целостной системной картины мира и самостоятельного мышления на семью и родителей. Но тогда образование вообще теряет смысл и ценность. Набор механистических специальных знаний при наличие развитого мышления и навыков самостоятельного обучение приобретается в короткие сроки, и совершенно некорректно тратить на это 10 лет школы а потом еще 6 лет высшего образования. А с точки зрения развития личности, потеря государственным образованием
Современная система направлена на формирование людей, как ТУПЫХ ВИНТИКОВ МАШИНЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПОТРЕБЛЕНИЮ. Вы совершенно не правы, когда говорите о потере образованием ее функции. Это не потеря, а трансформация, ставящая своей целью снижение интеллектуального развития с целью упрощения манипулятивных влияний. И эта система включает в себя и образование и СМИ, и прочие механизмы влияния.
Нет смысла идиализировать советское образование. Оно было идиологизированным и предвзятым. Однако, государственная система была заинтересована в высоком уровне интеллекта, так как нуждалась в развитии науки и техники. Образовательная же система общества потребления не нуждается в интеллекте, да и технический процесс тоже перестал быть ценностью. Не зря мы можем видеть застой в науке, исследованиях космоса. Зачем, если можно с помошью манипулятивных техник доказать что новый сникерс на 25 процентов питательнее? Реальный научно-технический (да и любой другой) прогресс подменяется иллюзорным. Вы еще не поняли что летать на Луну не надо? Зачем, если можно создать иллюзию. Для "общества жрущих свиней" этого достаточно. :( ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРАЗУМЕВАЮТ НИЗКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, и эти цели очень хорошо реализуются современной системой образования. А то что это путь к уничтожению человечества - игнорируется.
Мы все видим тупик Западного Образа Жизни, смеемся над их глупостью, возмущаемся их действиями, противимся их ценностям, надеемся, что этот колосс в ближайщее время развилится. Но мы в упор не видим, как незаметно вирус общества потребления проникает в нашу страну, наши души. И то что происходит в нашем образовании - это болезнь, заражение. Не хотите советской системы образования? Да не вопрос. Давайте делать иное. Но что что создается сейчас - во сто крат хуже!
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Мыслительный процесс является альфой и омегой образовательного процесса. Без него обучение не только теряет смысл, но и становится подобием методик деструктивных культов по подготовке послушных адептов — с атрофированным умением мыслить человек превращается в нерассуждающего зомби с сугубо механическими навыками.
Во как! Следует отметить, что это не только Украинский процесс. Не буду утверждать, что сознательно, но тестовая (читай механизирующая и лищающая ситмулов и навыков к самостоятельному мышлению) система внедряется где только можно. Причем этот механизм оболванивания был успешно протестирован в США, а теперь мы то ли по глупости, то ли по злому умыслу внедряем эту систему на постсоветском пространстве.
Необходимо срочно возвращаться к более свободным формам оценки и обучения, иначе все станем лакеями. И в первую очередь в России, как региональном, идейном и культурном центре постсоветского пространства.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
http://www.shutterstock.com/pic-36358345/stock-photo-european-chimera-of-ukraine
-famous-chimera-house-in-present-time-is-a-guest-house-of-ukrainian.html
Чем-то это заставляет вспомнить о "культе самолетов", как это назвали этнографы.Если кто не знает - то коротко. Во время войны американские самолеты базировались на островах в Тихом Океане. В самой глуши туземцам перепадали шоколадки и консервы.Война окончилась. И появилась новая религия. Туземцы стали делать рации из бамбука и вызывать самолеты. Они видели, как это делали радисты. Построили ВПП для самолетов.Это реально стало их новой религией. При этом они перестали сажать батат.И племена эти стали вымирать.Они ждали самолеты, которые привезут шоколадки.На некоторых атоллах и вымерли уже совсем.На других поняли, что это не боги.И вернулись к посадкам батата. Теперь их численность начинает восстанавливаться.
Флаги ЕС в Киеве мне напоминают рации из бамбука.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 428
комментария 854
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Полное совпадение с тем, что происходит у нас с одобрения родного правительства.
Выполняют заказ обкома?