Так называемая «антитеррористическая коалиция», спешно сколоченная США, продолжает наносить авиаудары по территории Сирии. Их география за последние сутки расширилась – теперь бомбы падают на территории провинций Хасаке и Дейр-эз-Зор.
Пока удары наносятся по территориям, контролируемым боевиками, реакция Сирии достаточно сдержанная, несмотря на то, что устроители бомбежек не озаботились какой-либо легитимизацией своих действий. Активного противодействия американцам и их союзникам не ведется по двум причинам. Во-первых, САР сама крайне заинтересована в уничтожении террористов, в том числе, и членов «Исламского государства». Во-вторых, страну поставили в неловкое положение – если она начнет активно противодействовать военной операции «союзников», то ее могут обвинить ни в чем ином, как… в поддержке терроризма. Таким образом, будет создан предлог для того, чтобы перекинуть бомбовые удары уже на Дамаск и другие города, находящиеся под контролем законного правительства.
В сирийском обществе, разумеется, весьма скептически относятся к озвучиваемым намерениям Вашингтона. Особенно с учетом того, что США привлекли в качестве своих партнеров по коалиции всех тех, кто снабжал боевиков всем необходимым и таким образом виновен в создании и укреплении того же «ИГ», а также других группировок. Это – такие реакционные государства, как Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты.
Среди ближневосточных государств наиболее последовательно выступает против незаконных действий «коалиции» Иран. Президент этой страны Хасан Роухани в интервью ВВС подчеркнул, что нанесение воздушных ударов по террористам должо быть согласовано с сирийским руководством и вестись при взаимодействии с Дамаском. Без этого действия США и их союзников выходят за рамки международного права и должны быть осуждены. Роухани также указал на необходимость бороться со всеми террористическими группировками, а не вооружать при этом боевиков других формирований. Продолжение же подобных действий, по его словам, есть большая ошибка.
Правда, в разговоре между главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом и госсекретарем США Джоном Керри последний обещал, что удары не будут нанесены по позициям Сирийской армии и контролируемой ею территории. Конечно, хотелось бы в это верить. К сожалению, невольно вспоминается, что в феврале 2011 года США и НАТО заявляли, что не будут бомбить Ливию, а уже в марте того же года массированные бомбардировки этой страны начались.
В любом случае, Сирия, безусловно, несет ущерб от американских авиаударов, даже если они направлены против террористов. Страдают здания, нефтяные месторождения, объекты инфраструктуры. Через некоторое время, после неизбежной победы, сирийскому народу придется восстанавливать все: и то, что разрушили террористы, и то, что разгромили «Томагавки».
Даже в том случае, если международное право не будет нарушено еще более грубым образом и не сбудутся самые худшие опасения, - получается, что у США разработана новая технология борьбы с неугодными странами. Сначала – дестабилизация обстановки, вооружение террористов и натравливание их на мирные города и их жителей, затем – провозглашение «благородной» борьбы с террористами и бомбардировки территории, где они окопались. В любом случае, Америка за такую политику платит деньгами, а Сирия – жизнями граждан, разрушенной инфраструктурой и неизмеримым человеческим горем.
Но, несмотря на тяжелейший груз, легший на плечи сирийцев, они продолжают одерживать победы. 25 сентября Сирийская армия и отряды народного ополчения освободили промышленный город Адра, находящийся примерно в 18 километрах от Дамаска.
Новейшая история этого города глубоко трагична. В декабре 2013 года он был захвачен боевиками. Не «Исламским государством», подчеркну, а «Джебхат Ан-Нусрой», «Исламским фронтом» и «Сирийской свободной армией», которую США называют «умеренной оппозицией» и намерены вооружать и далее. Эта «оппозиция» учинила в городе, где проживали, в основном, рабочие и госслужащие, чудовищную резню. По свидетельству очевидцев, отрезанные головы людей висели на деревьях. Матерям кидали к ногам тела убитых детей. Трупы убитых привязывали к машинам и таскали по улицам. Тогда Сирия обращалась в ООН, представив факты этой варварской расправы и требуя осудить ее, но в ответ было лишь молчание.
Особенно памятна сирийцам история инженера Низара Хассана, который взорвал себя вместе с женой, двумя малолетними сыновьями и террористами, ворвавшимися в дом. Он пошел на столь отчаянный шаг, потому что понимал, что иначе его близким придется погибать гораздо более страшной смертью.
Тогда Сирийской армии, вступившей в бой с захватчиками, удалось освободить примерно половину города. Затем военная операция затруднилась тем, что боевики использовали оставшихся в живых мирных жителей как живой щит. Но все же, в конце концов, армия освободила Адру. Горожане встречали солдат как героев.
Это и есть подлинная борьба с терроризмом. А то, что осуществляют США с союзниками – не более чем неудачная попытка покрыть собственные преступления против сирийского народа.