Янки против дикси, или Почему США не стали империей
|
Александр Гончаров *красс* |
Постоянный читатель веб-проекта "Однако". Известен под ником Прохожий *Красс*. Родился в 1965 г. Базовое образование - историк. Среда обитания: небольшой поселок в Курской области. http://agon2005.narod2.ru/ "Сам я никогда не относился всерьез к себе, но я всегда всерьез относился к своим мнениям" (Г. К. Ч.). |
В этом году исполнилось ровно 150 лет со дня начала Гражданской войны в США. В Сети появилось множество публикаций, посвященных этому событию. Отличились и писатели-фантасты, выбросившие в свет целый ряд книг, в которых история делает кувырок и Юг побеждает Север.
Действительно, эта Гражданская война имела судьбоносное значение не только для Северной Америки, но и для развития всего мира в целом. В принципе решалось, появится ли ещё одна империя на нашей планете или нет. Сражались Карфаген с Римом. Сражались Грант с Ли. Сражались янки с дикси...
Американский историк Шелби Фут известен в России всего лишь по одной цитате: «Любое понимание нашей нации должно основываться на изучении Гражданской войны. Она определила нас. Революция внесла свою лепту. Наше участие в европейских войнах, начиная с Первой мировой войны, также внесло свою лепту. Но Гражданская война сделала нас такими, какие мы есть, определила наши хорошие и плохие стороны, и, если вы собираетесь постичь американский характер, вам совершенно необходимо изучить великую катастрофу XIX века. Это был перекрёсток нашего бытия, и этот перекрёсток был адским». Этих слов достаточно для понимания того, как сами жители Штатов относятся к своей войне.
Карфаген победил. Империя не родилась.
Кому-то данный вывод может показаться скороспелым и непродуманным. Но автор имеет право на защиту своей точки зрения, чем и я и не премину воспользоваться.
Однако чтобы полноценно раскрыть заявленную тему, придется окунуться в озеро истории и подвергнуть (о, Боже правый, в который раз!) сомнению расхожие представления и мнения. Меня утешает только то, что я не одинок, есть и другие люди, придерживающиеся подобных взглядов.
Во всех учебниках по истории Нового и Новейшего времени для средней школы (а иногда и высшей) встречается аксиома: «Война велась ради отмены рабства на Юге. За освобождение негров-рабов. Против проклятых рабовладельцев».
Замечательное и искреннее утверждение. Беда только в том, что оно противоречит реальности, фактам и воспоминаниям участников боевых действий.
«Хижина дяди Тома», эта продукция пропагандистской машины северян, до сих пор доводит до слёз читающего обывателя. Север готовился к войне основательно, и мозги промывались от души. Ведь книга Гарриет Бичер-Стоу была издана перед самым началом конфликта. А многие верят именно сему опусу...
Человеку свойственно преклоняться перед художественным произведением. Например, у нас в стране образы Николая Второго и Григория Распутина часто видятся так, как они изображены в фильме Элема Климова «Агония». Но «Хижине» противостоит Марк Твен, а его «Приключения Гекельберри Финна» рисуют несколько другую картину. Да и «Унесённые ветром» Маргарет Митчел нелишне было бы вспомнить...
Войне за освобождение рабов давно уже пора стать сказкой для невежественных недорослей. Конфедеративные Штаты Америки – самостоятельное государство Юга – отнюдь не охватило все «рабовладельческие» штаты. Например, Мэриленд и Делавэр остались верными Северу. Южан к сецессии подтолкнуло незаконное избрание президентом Авраама Линкольна (до этого Юг неоднократно приводил к власти своих президентов). Избрание Линкольна – открытого ставленника буржуазии Севера – стало плевком в лицо южанам. Кстати, отметим, что господин Линкольн совсем не был сторонником освобождения рабов и ярым поклонником негритянского народа.
«Моя главнейшая задача в этой борьбе – спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».
«Я не выступаю и никогда не выступал за социальное и политическое равноправие белой и чёрной расы… за то, чтобы наделить негров избирательными правами или разрешить им быть присяжными, или за то, чтобы допустить их к занятию должностей, или позволить им смешанные браки с белыми… Между двумя расами существуют настолько глубокие физические отличия, что я не верю, что они когда-либо смогут жить вместе на началах социального и политического равноправия».
Эти цитаты немножечко приоткрывают лицо главного борца за свободу негров в США.
Армию южан возглавлял генерал Ли. Перед Гражданской войной он уже рабов не имел. Армию Севера прославил генерал Грант – рабы в его хозяйстве оставались вплоть до окончания войны.
Самое удивительное, что на стороне дикси воевали негры – были достаточно большие подразделения, состоявшие сплошь из негров. При этом негры-солдаты выводились из рабского состояния.
Любопытно, что в газетах южан негры назывались слугами, а в изданиях северян – всегда рабами.
Рабство на самом деле на Юге постепенно шло к своему закату и его, конечно, отменили бы, но постепенно, без горестей и проблем как для белого, так чёрного населения. Но это не входило в планы капиталистов Севера.
На Юге, в отличие от Севера, сформировался симбиоз различных народностей и рас. Не всё было благополучно, случались и эксцессы. Однако что-то объединило всех южан во время войны. Это был Дух Империи, Дух Свободы, Дух Сотрудничества, Дух Патриотизма.
На Севере же восторжествовал душок торгашества и наживы.
На Юг янки ополчились, прежде всего, по экономическим причинам. Сырьё северные заводчики получали с южных плантаций – экспорт хлопка из Диксилэнда был существенной статьей дохода для США. Как там – «капитал готов ради прибыли на любые преступления»? Юг попыткой борьбы за свою самость обрёк сам себя...
Ещё до войны на деньги северных капиталистов формировались аболиционистские пропагандистские сообщества, куда стекалось всё -- от обычных карьеристов до сумасшедших террористов (вроде Д. Брауна). Кто-то усиленно оплачивал их деятельность, в том числе и по переправке негров с Юга на Север.
Юг войну в 1865 г. проиграл. И это было неизбежно. Южане не могли применять тактику выжженной земли (как Шерман). Кредиты им банально никто не давал. Мировое сообщество оказалось на стороне янки. Как же, как же, нельзя поддерживать презренных рабовладельцев! Англия, правда, потрепыхалась, но тоже поняла свою выгоду. Имперский Юг Британской империи был не нужен. Российское правительство во главе с царём Александром Вторым также стало помощником Севера (ах, мы же своих крепостных освободили…)
Всё же честно признаем, что имперский дух Юга сломала не Гражданская война, а Реконструкция (когда Юг разграбили как обыкновенную завоёванную территорию). Северные капиталисты получили доходы, негры – свободу и одновременно кабалу, похуже рабства в иных случаях...
Как нормандцы в 1066 г. хлынули в Англию вместе с Вильгельмом – бывшие мошенники, бедные рыцари и даже парикмахеры стали британскими дворянами, -- так и с Севера на Юг после 1865 года набежала толпа мелких спекулянтов и прощелыг. Маргарет Митчел замечательно описала эту ситуацию: «Общество, в котором вращалась теперь Скарлетт, было весьма пёстрым. Некие Гелерты, побывавшие уже в десятке разных штатов и, судя по всему, поспешно покидавшие каждый, когда выяснялось, в каких мошенничествах они были замешаны; некие Коннингтоны, неплохо нажившиеся в Бюро вольных людей одного отдалённого штата за счет невежественных чёрных, чьи интересы они, судя по всему, должны были защищать; Дилы, продававшие сапоги на картонной подошве правительству конфедератов и вынужденные потом провести последний год войны в Европе; Хандоны, на которых были заведены досье полицией многих городов и которые, тем не менее, с успехом не раз получали контракты от штата; Караханы, заложившие основу своего состояния в игорном доме, а теперь рассчитывавшие на более крупный куш, затеяв на бумаге строительство несуществующей железной дороги на деньги штата; Флэгерти, закупившие в 1861 году соль по центу за фунт и нажившие состояние, продавая ее в 1863 году по пятьдесят центов за фунт; и Барты, владевшие самым крупным домом терпимости в северной столице во время войны, а сейчас вращавшиеся в высших кругах «саквояжников»... Богатые семьи янки посылали своих сыновей на Юг для освоения новых мест, а офицеры-янки после выхода в отставку навсегда поселялись в городе, которым они с таким трудом сумели овладеть...»
Империю задушили в зародыше. Воздвигся Новый Карфаген с его культом доллара и наживы любым путём...
Ныне, когда рассуждают об имперской политике США в XXI веке, забывают, что на самом деле она всего лишь кажимость. Американцы не завоёвывают новые территории, не несут «бремя белого человека», даже не стараются утвердить по-настоящему столь любимые ими права человека. У них нет имперского мышления. Только изобретаются самые разнообразные способы честного и нечестного отъёма ресурсов у одураченных народов.
Для США война – бизнес и всё. И кровь пересчитывается только на доллары. И определяется прибыль...
А дальше – пустота, вокруг которой вращаются ФРС, Авраам Линкольн, Барак Обама, лозунги-приманки и мир потребления... за чужой счёт. Такова цена за поражение дикси. И всё человечество платит по чужим долговым распискам.
На весь же мир надвигается Новая Реконструкция. По уже апробированным рецептам. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|