Призрак бродит по Европе. Но не коммунизма, а американских рейтинговых агентств. Греция — банкрот; еврозона того и гляди распадется; JP Morgan совершает «ошибки» на миллиард долларов; у нового поколения нет будущего (работы). Однако военизированное крыло западной элиты, представляющей 0,1% населения, оккупирует Чикаго, превращенный в полицейский город-государство по Оруэллу, для обсуждения «умной обороны».
В Афганистане «умная» НАТО фактически встала на путь унизительного бегства. Понятие «умная оборона» фактически используется вместо фразы «нет денег». Лишь пять из 28 государств-членов НАТО тратят на вооруженные силы 2% своего ВВП, как того требует альянс. Одно из них — сюрприз! — Греция. Вот еще одно краткое пособие по вооруженному до зубов неолиберализму. Сначала Грецию более или менее вынудили купить дорогие подводные лодки у французов и немцев; затем заставили сокращать бюджет. Можно назвать это натовским планом гуманитарной помощи «Продовольствие в обмен на подлодки».
США оплачивают не менее 75% счетов НАТО — еще одно убедительное подтверждение того, что НАТО является европейским филиалом Пентагона. Однако в 2011 году члены Европейского Союза потратили на оборону не менее 180 млрд. долларов. Но теперь все. Денег больше нет. Так что поддерживать боеспособность альянса — задача Пентагона.
И он с удовольствием за нее возьмется. Как и ожидалось, в минувшее воскресенье НАТО в оккупированном Чикаго одобрила план (а правильнее сказать — идею президента США Барака Обамы и его союзников) осуществления первого из четырех этапов развертывания американского противоракетного «щита» в Европе.
На практике это означает размещенный в Средиземном море американский боевой корабль, вооруженный ракетами-перехватчиками, и натовскую систему радаров, установленных в Турции и управляемую из штаб-квартиры в немецком Рамштайне. Гигантской базой Рамштайн командует американский генерал. Теперь, как сообщает турецкая газета Zaman, его заместителем станет турецкий генерал. Это тот пряник, который Турция получает за ведение кампании в пользу смены режима в Сирии.
Верящие натовской пропаганде о том, что система ПРО не направлена против России, а предназначена для защиты от «нехороших» иранских ракет, могут вместе с Алисой отправляться в Страну чудес. Начальник российского Генштаба генерал Николай Макаров уже предусмотрительно заявил, что Россия в ответ развернет ракеты малой дальности «Искандер» в Калининградской области, недалеко от границы с Польшей. НАТО закончила «холодную войну», но «холодная война» у НАТО в крови.
Среднепрожаренный, без кетчупа
Пропагандистская позиция Белого дома по Афганистану состоит в том, что Обама призвал афганского президента Хамида Карзая «осуществить реформу избирательного законодательства, бороться с коррупцией и склонять талибов к урегулированию». Белый дом, мягко говоря, принимает желаемое за действительное: считать, что насквозь коррумпированная система Карзая займется «реформами» — то же самое, что полагать, будто саудовская королевская династия строит демократию по Джефферсону. Если бы в Афганистане было проведено некое подобие «реформы избирательного законодательства», местные союзники Вашингтона проиграли бы любые выборы. И не Карзай склоняет талибов к урегулированию, а наоборот.
Так что же может спасти западную цивилизацию? Чизбургеры. С французским картофелем-фри (а не «картофелем свободы»*).
Предполагается, что новая чизбургерная дипломатия, начатая в Овальном кабинете Обамой и новым президентом Франции Франсуа Олландом, должна спасти Грецию, восстановить еврозону и дать новый импульс американской экономике как раз накануне президентских выборов в США. Почему грозная американская бургерная сеть Five Guys не додумалась до этого раньше?
Вот расчет Обамы. Если в ноябре победит мой соперник из стана республиканцев Митт Ромни, все будет еще хуже. Мне нужны рабочие места. Мне нужно восстановление экономики. Мне нужно, чтобы эти чертовы европейцы навели порядок у себя дома. Я не могу сидеть и ждать, пока они решат греческую проблему; мне нужно выиграть выборы.
Вот расчет Олланда. Я победил на выборах. Я обещал рабочие места и экономический рост. Теперь мне нужна собственная «коалиция добровольцев» — во имя роста; иначе все мы проиграем крайне правым. Mon Dieu, как «Анжела» (она же канцлер Германии Ангела Меркель) может этого не понимать?
Для франко-американского дуэта эта ситуация обоюдовыгодна. Экономическая политика Олланда — это фактически экономическая политика команды Обамы. Возможно, они изложили новые правила игры «Анжеле» в ходе безмятежной встречи лидеров «восьмерки» в Кэмп-Дэвиде — будучи защищены от реального мира армией, которая может за пять минут осуществить «смену режима» в любой точке земного шара.
Проблема в том, что ни Барак, ни Франсуа не проконсультировались с богом рынка — равно как и с банками Европы и Америки. Хозяевам Вселенной нет дела до Греции, колыбели демократии, — они хотят вернуть свои деньги.
Обама торопится. Возможно, у итальянского Верховного примирителя Марио Монти — выходца из Goldman Sachs — достаточно авторитета на рынках для того, чтобы убедить Берлин и тройку (Европейский центральный банк, Европейскую комиссию, Международный валютный фонд), что либо Европа будет расти, либо денег не получит никто. Но, кроме того, Обаме нужен стратегический политический союзник. Это явно не суровая «Анжела», одержимая идеями жесткой экономии.
Я бы предпочел стейк
Проблема в том, что эти чизбургеры вымочены в нефти. Иранской нефти. Обама выступает в роли сторонника жесткой линии по иранскому вопросу в основном по предвыборным причинам. В ближайшие пять месяцев он мог бы задавать тон в этих дебатах, если бы европейцы не приступили с 1 июля к осуществлению своего бойкота иранской нефти — по сути, следуя его директиве. Его ужасает неизбежное следствие: резкое повышение цен на нефть. Тогда можно будет сказать «прощай» восстановлению европейской экономики и, соответственно, переизбранию Обамы.
Именно это добавляет смаку переговорам, которые пройдут на этой неделе в Багдаде между Ираном и группой «5+1». С точки зрения команды Обамы, наилучший из возможных сценариев — это... давайте договоримся о продолжении переговоров.
Это дало бы Обаме возможность указать Европе — через Олланда — на то, что нужно забыть о нефтяном бойкоте: по крайней мере на время ведения переговоров и по крайней мере на ближайшие полгода. В конце концов, пакет сверхжестких санкций продолжает действовать — и, безусловно, досаждает населению Ирана гораздо больше, чем его лидерам.
Самое главное для команды Обамы — добиться победы 4 ноября. Что принесет плоды — чизбургерная дипломатия или контратака Митт Ромни, обещающего сделать устроить барбекю с тоннами иранского кетчупа?
Пепе Эскобар — автор книг «Глобалистан: Как глобализированный мир растворяется в жидкой войне» (Globalistan: How the Globalized World is Dissolving into Liquid War, Nimble Books, 2007) и «Блюз красной зоны: воспоминание о Багдаде времен «рывка» (Red Zone Blues: a snapshot of Baghdad during the surge). Его последняя книга — «Обама делает Глобалистан» (Obama does Globalistan, Nimble Books, 2009)
* Автор намекает на пропагандистскую кампанию 2003 года в США, в ходе которой призывалось именовать картофель-фри не French fries («французский картофель»), а freedom fries («картофель свободы»), так как Франция отказалась поддержать войну в Ираке (прим. пер.)