Нравственное падение Америки ("Le Monde", Франция)
Пугающее помутнение разума
При виде того, как растет мощь китайского соперника, США охватила тревога, и вот дядюшка Сэм пытается сам себя успокоить. Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) и Роберт Каган (Robert Kagan), влиятельные эксперты в области геополитики, опубликовали недавно в Нью-Йорке каждый по статье, опровергая мысль о том, что в стране начался упадок. Эти люди, которые в политике являются полной противоположностью друг друга, в этот раз пришли к согласию по поводу того, что военному и экономическому превосходству США ничто не угрожает.
По мнению же Криса Хеджеса (Chris Hedges), бывшего военного корреспондента газеты New York Times, опасность вполне реальна. И ее основное измерение – вовсе не международное, а внутреннее. В своей книге «Империя иллюзий» Крис Хеджес погрузился в Америку зрелищ, в крайности мужественности, которую проповедуют с телеэкранов, и в безумие менеджеров, требующих от рабочих, чье положение становится все более непрочным, поддержать ценности разнузданного либерализма. Мрачная картина, которую еще более омрачает пресса, потворствующая этому стремлению к наращиванию своей мощи, а также университеты, которые находятся на службе элит, а не знания.
Во всем этом нет ничего нового. Однако Крису Хеджесу удалось дать нам почувствовать это пугающее помутнение разума. Он начинает с кэтча, этого зрелищного вида спорта с накачанными телами и опереточными драками между «хорошими» и «плохими» персонажами, роль которых на ринге играют борцы. Это немного напоминает телесериал «Огни любви», однако данное зрелище ориентировано на мужской рынок. Оно является отражением развинченного общества, в котором арбитр неспособен заставить людей соблюдать правила. В чем же мораль этого зрелища? «Обманывай или погибнешь», - резюмирует Крис Хеджес.
По его мнению, эта фальшивая близость к реальности обманчива и усыпляет бдительность телезрителя. Несомненно, постановочные бои, в которых самые богатые вступают в схватку с самыми бедными, вдохновляются последними новостями, как это показывает Крис Хеджес, рассказывая о различных скетчах, разыгрываемых гладиаторами. Однако в финале этот спектакль остается триумфом воли, утверждая идею, что поражение является личным делом каждого и нельзя обвинять в этом разнузданную систему. Конечно, все это «блеф», никто на самом деле не верит в этих никудышных борцов. Иллюзия совершенна. Зритель верит и не верит в обман и погружается таким образом в культуру, которая затушевывает любые истины.
Бывший семинарист Крис Хеджес полностью раскрывается, когда он посещает "Sin City", город греха Лас Вегас, «коррумпированное и намеренно развращенное сердце Америки», говоря его словами. Он отправился туда на ежегодный салон порнографии. Его рассказ становится настоящим кошмаром. Патрис Ролдан (Patrice Roldan), бывшая звезда этого жанра, рассказывает ему о своих злоключениях в этой гнусной вселенной. Рассказ омерзителен. Жестокость и презрение к женщинам практически без границ. Естественно, у этого разврата есть свои последствия.
Неграмотность и нищета
Крис Хеджес напоминает, что фотографии, сделанные американскими солдатами в иракской тюрьме Абу-Грейб, были сделаны по образу порнографических. Пленников принуждали изображать сексуальные акты. И здесь вновь используется «язык безжалостного мира».
Более сложная культура, которая передается в письменном виде, могла бы дать людям необходимые инструменты для того, чтобы усомниться в этой широко распространенной иллюзии. Однако в США растут неграмотность и нищета. Картинки остаются утешением для населения, чье положение ухудшается.
Можно было бы считать, что такое понимание не выдерживает критики. Однако рассказ Криса Хеджеса представляет собой удивительный слоеный пирог. В нем чередуются сцены «американской горячки» и размышления над обществом зрелищ, подпитываемые многочисленными длинными цитатами из различных авторов. В частности, для обличения этого морального упадка, автор обращается за поддержкой к философу Джону Ролстону Соулу (John Ralston Saul), биологу Джареду Даймонду (Jared Diamond), теоретику коммуникаций Нейлу Постману (Neil Postman) и многим другим. Это столкновение букв и картинок. И это уже совсем не показная борьба.