Туареги, национальное меньшинство бывшей колонии Франции Мали, провозгласили независимость, отделив от республики почти 60% ее территории
Туареги, национальное меньшинство бывшей колонии Франции Мали, провозгласили независимость, отделив от республики почти 60% ее территории.
Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:
- Весь фокус в том, что сепаратисты призвали к созданию единого туарегского государства в Центральной и Северной Африке. То есть, Мали – одна из основных, притом крупнейших стран-участниц зоны французско-африканского франка - уже в ближайшие дни может распасться по частям. А следом – и вся зона. И это происходит при странном попустительстве со стороны Парижа, хотя у Франции есть бессрочные договоры о военно-политической взаимопомощи с Мали и другими странами зоны, обладающими сегодня, кстати, современным оружием, в основном американским и британским. А в районах стран-участниц «французской» зоны Центральной и Северной Африки, в том числе в Ливии (Феццан) уже неспокойно. Что грозит не только распадом зоны французско-африканского франка, но и «уходом» Франции из Африки. И, соответственно, резким ослаблением ее роли как мировой державы.
А ведь известно, что все туарегские районы, в том числе в Мали, обладают крупными запасами урана, алмазов, золота, марганца, хрома. Их фактическими или юридическими обладателями являются французские компании. И правительства этих стран не позволяли другим инофирмам «вторгаться» в закрома. Но как поведут себя в этом вопросе туареги?
Франция, помнится, всегда оперативно наводила «порядок» почти во всех своих африканских экс-колониях. Причем совсем ещё недавно – в Кот-д’Ивуаре. И, для сохранения своих экономических и военно-политических позиций в этих странах, она не разрывала отношений с новыми тамошними режимами. Но малийские военные, недавно пришедшие к власти в Бамако и, что важно, нацеленные на борьбу с сепаратистами, были отвергнуты Францией. Причем одновременно с США и Великобританией.
Более того, Париж вместе с Вашингтоном и Лондоном прекратил оказание экономической помощи Мали. Единственными державами, официально помогающими ей, оказались… Россия и Китай.
То есть, республика осталась без средств для борьбы с сепаратистами. В то время, как организации поддержки туарегов давно существуют в США, Великобритании, ряде исламских стран Ближнего и Среднего Востока. Франция же, располагающая должной юридической базой для вмешательства в ситуацию в Мали (кстати, как и базами военными в соседних Сенегале, Чаде, Нигере, Кот-д’Ивуаре, Джибути, Центральноафриканской республике, Габоне) - сдаёт свои позиции в столь обширном регионе.
И причина не только в том, что страны или компании-конкуренты хотят, провоцируя сепаратизм туарегов, овладеть французскими ресурсными позициями в Центральной Африке. Главная причина глубже: англосаксонской «элите», скорее всего, надоели великодержавные позиции Франции, основу которых составляет «Французское СНГ», зона французско-африканского франка. В этой связи вспоминается давняя поддержка со стороны США антифранцузских группировок на зарубежных французских территориях, а также в эксфранцузских Джибути, Республике Коморских островов, Тунисе, Марокко, Мавритании, Мадагаскаре, Сенегале, Камеруне.
Напомню и о том, что Францию, обладающую почти половиной южнотихоокеанских островов, под давлением США не принимают ни в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), ни в свободные торговые зоны Карибского региона и Южной Америки. Хотя и там Франция обладает многими территориями. Зато США включены и в эти зоны, и в АТЭС.
Некоторые западные и африканские СМИ сообщают, что Вашингтон, поддержанный Лондоном, чуть ли не запретил Парижу военно-политическое вмешательство в Мали. Чтобы ускорить передел в Африке и мире в целом. Потому, по этим оценкам, не исключено, что вскоре активизируются сепаратисты и на зарубежных французских территориях.
Подтверждает это такой факт. «Французское СНГ» в последние годы существенно расширилось за счет включения в зону французско-африканского франка бывших колоний Великобритании (Гамбия, Сьерра-Леоне), Бельгии (Бурунди, Руанда), Испании (Экваториальная Гвинея), Португалии (Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипе).
Вдобавок, всё большее влияние получает, в ходе предвыборной президентской кампании во Франции, Марин Ле Пен - дочь известного французского националиста Ле Пена. Их часто именуют «первыми деголлевцами» нынешней Франции, ибо они - за укрепление «Французского СНГ», созданного Шарлем де Голлем. И за включение французско-африканского франка в реестр мировых валют.
Разве всё это может импонировать США и их союзникам?..