Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » «О категорической необходимости насилия над индивидуумом – чтобы из него получилась свободная личность».

«О категорической необходимости насилия над индивидуумом – чтобы из него получилась свободная личность».


14-11-2012, 14:16 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (10) | просмотров: (1 741)

Известный в Латвии художник, режиссёр – в общем, деятель культуры и просто хороший человек Эрик Силиньш рассказал на своей страничке в Фейсбуке вот такую житейскую историю. http://www.facebook.com/eric.silinsh/posts/523972350948326?comment_id=109282646&notif_t=feed_comment_reply

 

«Сегодня, оказавшись в одной компании (обычные нормальные ребята, работающие на производстве, редко выпивающие), заметил контурную политическую карту мира с границами и предложил латышке (26 лет) в шутку найти Латвию. К моему удивлению, через 2 минуты она вернула мне карту ничего не найдя. Я предложил найти Латвию другой латышке(28 лет) – результат тот же! Тогда я предложил это сделать парню-латышу (24 года) – он испуганно посмотрел на карту и показал на Иран. В шоковом состоянии я передал карту ещё одному латышу (24 года), через полминуты отобрал карту и передал её русской части компании – девушка (20 лет) и два парня (26 и 30 лет) сразу же показали расположение Латвии. Тут мне пришла идея спросить у девушки-латышки, с которой начался спонтанный географический эксперимент, чтоб она показала мне на карте, где находится Россия. Она начала неуверенно водить пальцем по карте и ткнула в Киргизию. Тут уже я не выдержал, и показывая на Латвию, выдал "страшную тайну": "Иева, это Латвия, а вот это (медленно обводя пальцем границы) Россия". На этом я решил закончить экзамен по географии».


Не надо злорадства. Не уверен, что результат аналогичного эксперимента, будь он проведён в России, окажется более приятным для национального самолюбия великороссов. А возможную статистическую погрешность «в нашу пользу» предлагаю списать на генетику – «служанку русского империализма» – и на ряд случайных обстоятельств. Ну, хотя бы на такое объективное обстоятельство, что заветная мечта наших политчиновников о европеизации образования давно уже стала в Латвии былью, результаты каковой были мы и наблюдаем в «экзамене Силиньша». В конце концов, движение к светлой цели в разных обломках империи начали практически одновременно – значит, так же дружно (ну, с поправкой на одно поколение) у означенной цели и должны оказаться. Кто ищет – тот всегда найдёт.

 

Дело не в том, что опростоволосившиеся молодые латыши плохо учились в школе – уверен, что как раз наоборот.

 

Дело в другом. То, что естественно и нормально знать советскому школьнику, столь же естественно и нормально не знать школьнику современному.

 

Стремительная деградация уровня личностного развития через нулевую отметку до прямо противоположного значения случилась, строго говоря, за одно (!) поколение. И эта деградация признана не просто нормой, но, по существу, – успехом прогрессивных реформ, свидетельствующим о преодолении наследия тоталитарного прошлого.

 

Но о тоталитарном прошлом мы тоже ностальгически плакать не будем – мы вместо этого порассуждаем об избавлении от успешного прогрессивного настоящего. Чтобы у нас было будущее.

 

И ключ мы найдём там же – на страничке Силиньша в Фейсбуке. В комментариях к известной уже нам истории русская учительница рассказывает о замечании, которое ей сделали европеизированные коллеги: «У нас детей не принято дрессировать». Уточняем формулировку: мы, мол, европейцы, даём детям радостно и свободно произрастать и «грузим» их знанием только необходимого функционала, а вы, совки, насильно впихиваете в них груды бесполезной информации.

 

И это – очень верное замечание.

 

Мы с вами уже говорили (здесь, например http://www.odnako.org/blogs/show_21645/) о двух проектных подходах – том, который органичен и эффективен для западной цивилизации, и том, который органичен и эффективен для русской цивилизации. Каждый из этих подходов не лучше и не хуже – они просто разные, и местами даже диаметрально противоположные.

 

В плоскости человекостроения разница этих подходов вот в чём выражается.

 

Западный проект объективно нуждается в дроблении общества на простейшие индивидуальные составляющие, в их рациональной сегрегации (а при необходимости – в апартеиде и геноциде в самом прикладном значении) и дальнейшем использовании человеческого материала согласно инструкции. Следовательно, оптимальная рабочая единица – это индивидуум, натасканный на качественное исполнение предписанных функций, строго в функциональных пределах социализированный, руководствующийся минимально необходимым набором инстинктов физиологического и материального самообеспечения и довольствующийся заботливо подготовленной для него картинкой окружающего мира.

 

В этой матрице латышскому юношеству действительно не нужны лишние знания – например, где находится его родина и кто такие Раймонд Паулс и Паулс Страдынь. Ну, вот такое латышу предначертано место в глобальном штатном расписании. Да и для русского юношества предусмотрена реформа образования – с похожей задачей.

 

Суверенный же русский цивилизационный проект объективно нуждается в свободных, самостоятельно мыслящих и способных к безграничному развитию личностях. Это не потому что мы такие добрые и высокодуховные, а потому что задач и вызовов перед русской цивилизацией всегда громадьё, а людей всегда не хватает. Соответственно, каждый должен отдать родине всё, на что способен, и ещё немножко. Требовать такого от покорных исполнителей, приученных к действиям «от сих до сих», глупо и бесполезно: человек способен на великие свершения только осмысленно и по собственной воле. А когда осмысленность требует от таких свободных личностей построиться в ударные бригады и армейские колонны, скованные жестокой дисциплиной, получаются пятилетки и Май 45-го.

 

Итак, к осмыслению и проявлению воли способна только свободная и развитая личность. И вот тут мы сталкиваемся с парадоксом реальной свободы (а не той, что в «правах человека» и прочей, с русской точки зрения, бессмыслице): свободная личность получается только в результате систематического насилия над индивидуумом.

 

Дело в том, что личностное развитие никаким боком не входит в перечень естественных человеческих потребностей. Более того: задача, скажем, покорения космоса этим потребностям прямо противоречит – а у нас как-то так повелось, что все задачи примерно такого характера. Механизм сознательного отказа от естественных радостей жизни (пожрать, поспать и позабавиться с айпадом) в пользу других ценностей выстраивается как раз в процессе насильственного навязывания ценностей более высокого порядка. То есть – как раз в процессе воспитания и образования.

 

(Причём мы же понимаем, что слово «насилие» в данном случае употребляется не в значении «репрессии» (хотя, бывает, и не без этого), а именно в значении «насаждение вопреки естественности» – с тем, чтобы в результате навязанное стало естественным. Чтобы человек сам, без понуканий, полагал высшим счастьем не заброшенную в пузо лишнюю плюшку, а свершение, которое изменит мир к лучшему и принесёт пользу кому-то незнакомому – хотя бы одному.)

 

Возвращаемся к «экзамену Силиньша». Один из обязательных элементов такого насилия над индивидуумом – принуждение его к обретению «лишних» знаний. Этот императив был положен в основу прусской и русской классической гимназии и доведён до тотального и общеобязательного совершенства в советской школе (http://www.odnako.org/magazine/material/show_16935/). «Лишние» знания – это комплекс системных фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных представлений о мире, тот самый интеллектуальный инструментарий, который позволяет человеку бесконечно познавать и изменять этот мир и себя в нём, и, следовательно, делает его свободной личностью.

 

Вот и вся, собственно, диалектика.

 

Именно такое понимание человекостроения и представляется единственно верным применительно к тому будущему, в котором должны жить наши дети.



Источник: odnako.org.

Рейтинг публикации:

Нравится10




Комментарий от Yary:
(Причём мы же понимаем, что слово «насилие» в данном случае употребляется не в значении «репрессии» (хотя, бывает, и не без этого), а именно в значении «насаждение вопреки естественности» – с тем, чтобы в результате навязанное стало естественным. Чтобы человек сам, без понуканий, полагал высшим счастьем не заброшенную в пузо лишнюю плюшку, а свершение, которое изменит мир к лучшему и принесёт пользу кому-то незнакомому – хотя бы одному.)

Как минимум довольно неоднозначная статья. Во-первых она довольно вольготно обращается с таким термином как "насилие", использует его в довольно специфическом смысле. При этом такая терминологическая уловка вносит серьезные искажения при восприятии статьи. 

А Во-вторых, спорна изначальная база, на которую опирается статья. Действительно ли учеба и обретение знаний "неестественно"? Автор постулирует такую неестественность сопротивлением обучающему процессу. Однако, прежде чем такую аргументацию приводить, необходимо исследовать природу этого сопротивления. Такие исследования приводят нас к тому, что данное сопротивление  - это скорее продукт ранее применявшегося в отношении человека насилия, чем изначально существующий факт. На самом деле здесь наблюдается зацикленная система, когда насилие одновременно является и причиной и методом.
Автор совершает логическую ошибку, забывая учесть уже имеющийся у людей опыт насилия как определяющую их личность и поведение основу. Если же мы учтем этот фактор, то станет совершенно понятно, что насилие не только не рождает свободных людей, но делает их неспособными на адекватность в свободном мире, что собственно и демонстрирует приведенный в статье пример.
Поэтому рождение свободной личности из культуры насилия имеет последовательную этапную природу. И такое развитие происходит как раз не благодаря, а вопреки насилию. Вот и получается что автор статьи приходит к совершенно ложным выводам. 
Суть же современных проблем со свободой очень проста: надо уметь ею распоряжаться, этому надо учиться, при этом избыток свободы там, где ею не умеют распоряжаться имеет без сомнений негативный характер.


Комментарии (10) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #10 написал: Yary (14 ноября 2012 17:40)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Экспeрт
    публикаций 198
    комментариев 2276
    Рейтинг поста:
    0
    (Причём мы же понимаем, что слово «насилие» в данном случае употребляется не в значении «репрессии» (хотя, бывает, и не без этого), а именно в значении «насаждение вопреки естественности» – с тем, чтобы в результате навязанное стало естественным. Чтобы человек сам, без понуканий, полагал высшим счастьем не заброшенную в пузо лишнюю плюшку, а свершение, которое изменит мир к лучшему и принесёт пользу кому-то незнакомому – хотя бы одному.)


    Как минимум довольно неоднозначная статья. Во-первых она довольно вольготно обращается с таким термином как "насилие", использует его в довольно специфическом смысле. При этом такая терминологическая уловка вносит серьезные искажения при восприятии статьи.

    А Во-вторых, спорна изначальная база, на которую опирается статья. Действительно ли учеба и обретение знаний "неестественно"? Автор постулирует такую неестественность сопротивлением обучающему процессу. Однако, прежде чем такую аргументацию приводить, необходимо исследовать природу такого сопротивления. Такие исследования приводят нас к тому, что сопротивление как таковое - это скорее продукт ранее применявшегося в отношении человека насилия, чем изначально существующий факт. На самом деле здесь наблюдается зацикленная система, когда насилие одновременно является и причиной и методом.
    Автор совершает логическую ошибку, забывая учесть уже имеющийся у людей опыт насилия как определяющую их личность основу. Если же мы учтем этот фактор, то станет совершенно понятно, что насилие не только не рождает свободных людей, но делает их неспособными на адекватность в свободном мире, что собственно и демонстрирует приведенный в статье пример.
    Поэтому вопрос рождения свободной личности из культуры насилия имеет последовательную этапную природу. И такое развитие происходит как раз не благодаря, а вопреки насилию. Вот и получается что автор статьи приходит к совершенно ложным выводам.
    Суть же современных проблем со свободой очень проста: надо уметь ею распоряжаться, этому надо учиться, при этом избыток свободы там, где ею не умеют распоряжаться имеет без сомнений негативный характер.

       
     


  2. » #9 написал: VP (14 ноября 2012 16:36)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: poisk-istini
    С этим трудно не согласиться. А вот скажите, помогает ли подача материала в военном училище, где требования жестче, чем в гражданских вузах?


    а кто сказал что "из-под палки"? обязаловка (кроме тех кто в с/ч или наряде/карауле) - 100% явка, спрос - да, семинары/зачеты/экзы - по факту строже спрашивают. именно - спрос и оценка знаний = жестче. а вот лекции читают так же, как и везде. и спит народ на некоторых - так же. (благо - есть с чем сравнить...да и сам "сенсействовал")

       
     


  3. » #8 написал: Jon (14 ноября 2012 16:07)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1158
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Sergei gr. USSR
    "откажусь ли от айпада" ради космоса

    противопоставление не верное. Все равно, что спросить в 60-е откажется ли от шариковой ручки ради космоса, думаю, Вы просто упомянули айпад, как пример ненужной игрушки, но это ведь инструмент и его успешно можно использовать и для получения знаний, и для прорывов в космос. Если космос - цель, и айпаду найдется место среди инструментов достижения этой цели. Если цели нет или цель - пиво на диване, то тоже не важно, с айпадом или без.
    Цитата: erborgr
    в вопросах географии женский пол, как правило "плавает",
    это правда, статистически женщины, даже очень образованные, больше плавают в географии. Хотя есть исключения, я, например, с детства обожала разные карты, любая поездка для меня всегда начиналась с карт, а любимой книгой был найденный на чердаке "Атлас командира РКК" от 1935г.
    Цитата: poisk-istini
    Опыт Царскосельского лицея противоречит этой статье.
    напротив.

    Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.

    Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

    Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. Согласно учебной программе, математика в Лицее подразделялась на чистую и прикладную, а физика — на теоретическую и техническую.
    Кроме того, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим).
    Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения — лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали.

    Нагрузка не маленькая, согдаситесь. В статье именно о таком наситлии над индивидумом речь идет, не о физических наказаниях. Хотя, как известно, в лицее были и физические наказания. Никому из учащихся не повредило.

       
     


  4. » #7 написал: poisk-istini (14 ноября 2012 15:28)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: wildcat140
    Все остальное нужно. Для глубокого понимания процессов, для кругозора и так далее, но не лигнее точно.

    С этим трудно не согласиться. А вот скажите, помогает ли подача материала в военном училище, где требования жестче, чем в гражданских вузах?
    Т.е. помогает из-под палки или лучше заинтересовать?
    У нас вот учительница по физике заставляла тупо зубрить параграфы, все ненавидели физику. В другой школе, учительница умудрялась из подручных средств делать какие-то "эксперименты". Все любили физику! smile

       
     


  5. » #6 написал: wildcat140 (14 ноября 2012 15:24)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментарий 1221
    Рейтинг поста:
    0
    Вряд ли человек может правильно оценить на будущее пригодятся ли ему какие либо знания или нет. Когда я учился в военном училище(по специальности я инженер электроник) все мы возмущались тому обилию предметов которые нам преподавали. Казалось бы зачем они нужны людям которые должны воевать. Теперь по прошествии многих лет службы я точно скажу что не пригодилась мне только общевойсковая тактика. И то только потому что в горячих точках не воевал. Все остальное нужно. Для глубокого понимания процессов, для кругозора и так далее, но не лишнее точно.


    --------------------
    Я знаю что почти ничего не знаю. Многие не знают про себя и этого.

       
     


  6. » #5 написал: poisk-istini (14 ноября 2012 15:18)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Опыт Царскосельского лицея противоречит этой статье. Там отказались от "насилия" вообще, хотя по тем временем к ученикам руку прикладывали. Это считалось нормальным. Например, в том же пансионе аббата Николя, где применяли педагогические методы иезуитов.
    Или почитать принципы гимназии К. Майя. Много раз их упоминал.
    Насилием (физическим или моральным, что бывает хуже) не воспитать "человека-творца". Вот заинтересовать, личным примером показать, тогда ребенок потянется к "лишним" знаниям сам.

       
     


  7. » #4 написал: Iva (14 ноября 2012 15:12)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Sergei gr. USSR
    всё зависит от знаний,не от образования

    Мне кажется, что дело не только в "объёме" знаний, сколько в способностях получать знания (находить нужную информацию, анализировать её, делать выводы - по возможности) и в наличии жажды новых знаний (любопытстве).
    Если не приучать ребёнка искать ответы самому (работать с информацией, с источниками), а давать готовый ответ из методички, то не сформируется навык - обучаемость.

       
     


  8. » #3 написал: Sergei gr. USSR (14 ноября 2012 14:58)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 2345
    Рейтинг поста:
    0
    erborgr,
    Ещё один,глупый стереотип,всё зависит от знаний,не от образования не путать)),а не от того,мужчина,или женщина,сколько видел парней,с которыми разговаривал,дуб дубом в географии.


    --------------------
    я со всей определённостью могу утверждать: если труд сделал из обезьяны человека, то капитализм делает из него подонка.

       
     


  9. » #2 написал: erborgr (14 ноября 2012 14:52)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1789
    Рейтинг поста:
    0
    Пусть система будет прусской, но лишних знаний (как и денег) по моему разумению не бывает. Правда в вопросах географии женский пол, как правило "плавает", это видимо заложено уже на генном уровне - ведь мужчины много путешествовали и им знать географию надо было хорошо.

       
     


  10. » #1 написал: Sergei gr. USSR (14 ноября 2012 14:51)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 2345
    Рейтинг поста:
    0
    Самое смешно,что всё это так и правильно,да,наверное так и должно быть,но вот подумал и спрашивая себя,а я то "откажусь ли от айпада" ради космоса,и... а вот не знаю,я уже продукт,как бы это не звучало,другой эпохи,как и многие другие,которого воспитала система,и сама жизнь уже не представляется без много того,что сейчас есть. Наверное это печально,но факт. Не знаю..,представить себе сегодняшнюю молодёжь например на ударных "комсомольских" стройка,по призыву "Сделай для Родины" так же смешно,как представить сегодня школьника,который в 9 классе не бухает,нет,исключения конечно есть,но они именно исключения.
    При этом,когда до всех этих "айпадов" рукой подать,вон она граница,вон она Япония,до которой сплавать ничего не стоит,ну и т.д.
    Наверное нет..,не реально уже обратить всё вспять,даже карательные меры не помогу,только обратный эффект дадут,общество интегрировалось в этот мир намного сильнее,чем всем кажется.


    --------------------
    я со всей определённостью могу утверждать: если труд сделал из обезьяны человека, то капитализм делает из него подонка.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map