Совет по межнациональным отношениям предложит президенту Владимиру Путину ввести должность омбудсмена по межнациональным вопросам и миграционной политике. Этот вопрос, реализация стратегии межнациональной политики, вопрос гармонизации межнациональных отношений и решения задач в области миграционной политики, а также беспорядки в Бирюлёво, будут обсуждаться на следующей неделе на заседании Совета в Уфе. 

В Совете полагают, что специально назначенному человеку будет проще разобраться и наводить порядок в межведомственных отношениях. При этом омбудсменом должен стать, по мнению членов объединения, авторитетный человек, который бы чётко отслеживал ситуацию и честно говорил о межнациональных отношениях внутри страны.

Член Совета по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев подтвердил, что там давно поднимается тема мониторинга регионов на предмет межнационального мира:

Для этого нужен специальный человек, который мог бы курировать только тему межнациональных отношений и подчиняться напрямую президенту. Я поддерживаю и считаю, что это очень своевременно. Нужно регулярно измерять градус межнациональных отношений в стране.

Некоторые же депутаты считают, что одного омбудсмена для борьбы с незаконной миграцией будет мало и надо создать целое министерство.

Странно, что подобными вопросами Совет по межнациональным отношениям (создание которого прописано в одном из майских указов президента РФ) всерьёз озадачился только сейчас. Ведь согласно всё тому же указу Владимира Путина, разработка мер по созданию эффективных механизмов урегулирования межнациональных конфликтов и проведению системного мониторинга состояния межнациональных отношений должна была закончиться ещё в 2012 году.

Как сказал «Однако» депутат Государственной думы Алексей Журавлёв, сегодняшние миграционные проблемы довольно сложно регулируемы:

— Различные ведомства исполняют лишь некоторые части миграционной политики. Федеральная миграционная служба берет основную роль. Минтруд устанавливает, какие квоты есть на мигрантов. Министерство здравоохранения их лечит. Минобрнауки воспитывает детей мигрантов. И даже руководитель Роспотребнадзора Онищенко, как мы видим, имеет определённое отношение к миграционной политике государства. А координатора — нет. Федеральная миграционная служба не может это делать, это не входит в её полномочия. С неё спрашивают, а руководитель ФМС Ромодановский Константин Олегович  не в состоянии это сделать. Нужен человек, который будет наделен достаточно высокими полномочиями, так называемый миграционный комиссар, который, с одной стороны, может жёстко выдворить из страны, а не как сейчас по месяцам идут эти дела и не понятно в итоге, выдворяют или нет. Прямо скажем, 100 тыс. депортированных по сравнению с 10 млн, которые остались, — ну что об этом говорить! Вот комиссар должен быть наделён полномочиями депортировать.

Тот, кто приехал сюда и хочет жить так, как считает нужным, как у него в стране живут и со своими законами, — от таких быстро избавляться. Тот, кто собирается адаптироваться, интегрироваться в нашу социальную, правовую среду, — пожалуйста, милости просим. Но ведь и их права на сегодняшний день никто не защищает. Есть ответственность по бизнесу, это ещё как-то защищается. А вот права — нет. Многие из мигрантов сегодня в рабском положении, в скотских условиях находятся. Обратиться реально не к кому. Нет такой структуры. Вот говорят, пусть идут в полицию. Ну, слушайте! У нас, прямо скажем, граждане не всегда идут в полицию. Когда уж совсем плохо, тогда только туда обращаются. А уж мигрант, у которого нет никаких прав и свобод, куда он пойдет?!

Так вот, чтобы знать, куда обращаться, когда отобрали все документы и нет денег даже, чтобы покинуть страну, не жить в рабских условиях, мы считаем, что такая должность, как омбудсмен, крайне необходима. И на ней должен быть человек, который хорошо разбирается в миграционных процессах, в межнациональных отношениях, работе правоохранительных органов. И он должен быть хорошо подкован юридически и по международному праву. Сказать, что мы в своей стране введём такую должность и решим все проблемы, — это большое заблуждение. Мы можем это решить только совместно с теми странами, из которых идет поставка трудовых ресурсов. А там, если мы начнём работу с мигрантами, будем постепенно интегрировать их в нашу среду, вот тогда мы можем получить хороший результат. Кто этим человеком может стать? Не знаю. Но думаю, что в Кадровом резерве президента достаточно людей достойных.