В Тюмени и Череповце почти не осталось сирот
Решить проблему социального сиротства возможно если не в масштабах всей страны, то хотя бы в конкретном регионе. В Тюменской области и Череповце это вполне удалось. Например, в Тюменской области осталось всего 19 лишенных родительских прав. Интересно, что в одном случае проблему решили государственные службы, в другом - благотворительный фонд.
Цифры, которые привела на конференции "Государственная политика в сфере защиты детства" Алла Толкачева, начальник отдела семейной политики департамента социального развития Тюменской области, впечатлили аудиторию настолько, что выступавшую просто завалили вопросами. Действительно, если в 2006 году в области были лишены родительских прав более 1400 человек, то в 2011 таких осталось лишь 19. Неужели тюменские родители настолько изменились в лучшую сторону? А может, на самом деле они и не были особенно плохими?
"Нам удалось убедить все ведомства работать сообща. Например, если в полицию поступает сигнал о трудном подростке или неблагополучной семье, эта информация попадает в банк данных, который мониторят работники социальных служб. Они принимают решение, чем можно помочь семье", — рассказывает Алла Толкачева.
На практике это может выглядеть следующим образом. Молодая мама с маленькими детьми не работает, порой пьет. Однако выясняется, что проблема даже не столько в ней, сколько в ее родителях, ведущих антисоциальный образ жизни. Тогда женщине предлагают переехать с детьми в соседний район, чтобы спастись от вредного влияния. Муниципальные власти снимают ей жилье и находят временную работу. В итоге детей не приходится забирать у матери и передавать в детский дом.
В более тяжелых случаях предлагают закодироваться от алкоголизма. А чтобы человеку было легче согласиться на этот шаг, есть стимул в виде программы самообеспечения: семье дают безвозмездную материальную помощь в размере 50 тысяч рублей. На эти деньги можно, скажем, купить домашнюю живность, чтобы разводить ее на продажу, или открыть собственный маленький бизнес вроде частной парикмахерской.
Вообще помочь социально неблагополучной семье не так уж и сложно. Материальная помощь, трудоустройство или пребывание в реабилитационном центре оказываются вполне действенными мерами, меняющими ситуацию к лучшему.
Другое дело, если семья внешне благополучная, а отношения в ней такие, что то и дело доходит до драки. "В этом случае может помочь только психолог, который будет пытаться подобрать ключик к родителям и детям", — уверена Алла Толкачева. В области хорошо развита служба психологической помощи семье. Есть областной центр "Семья", с 2010 года работают несколько психолого-педагогических служб, куда можно на выходных обратиться за консультациями. Причем они действуют не при поликлиниках, а на "нейтральной территории" — в спортивных или досуговых центрах. Так детям и взрослым легче решиться придти на прием — нет барьера "иду к врачу, значит, у меня не все в порядке".
"Жестокое обращение с детьми часто идет от педагогической неграмотности родителей, когда ударить или накричать легче, чем поговорить", — считает Алла Толкачева. Видимо, так оно и есть: за последние годы число фактов жестокого обращения с детьми снизилось в Тюменской области на 49 процентов. Но главный результат работы местной социальной службы такой: 89 процентов детей живут в семьях. На всю область осталось лишь два детских дома.
Сравните это с ситуацией в Череповце, где до 2006 года было девять детских домов на 300 тысяч человек. Неудивительно, что тут начался резкий рост молодежной преступности. Михаил Пименов, руководитель благотворительного фонда "Семья", создавший в Москве первую Школу приемных родителей, рассказал, что когда к нему обратилось руководство череповецкого предприятия "Северсталь", задачу перед ним поставили так: "Хотим, чтобы по городу можно было спокойно ходить".
Сначала возникла идея раздать всем неблагополучным семьям деньги на решение их проблем. Но, как и следовало ожидать, эффекта не последовало: как известно, дармовые деньги добра не приносят. Тогда в Череповце возник свой благотворительный фонд "Дорога к дому". Начали со Школы приемных родителей. За несколько лет удалось закрыть четыре детских дома. Важно, что ни одного случая возврата детей из приемных семей за эти годы не было.
"Потом мы проанализировали, какие самые острые социальные проблемы в городе, и решили начать с роддомов, где было много случаев отказа от новорожденных", — рассказывает Елена Озарецкая, директор благотворительного фонда "Дорога к дому". В каждом роддоме появился дежурный психолог. Вскоре женские консультации включили ставку психолога в свой штат. Задача специалиста - не читать лекцию будущей матери о том, что детей бросать нехорошо, а понять, чем можно ей помочь, чтобы она оставила малыша. В результате в 2011 году число отказов от новорожденных сократилось в два раза по сравнению с 2009-м.
Есть своя программа для трудных подростков. Например, летом они выезжают командой во главе с инструктором на остров в местном водохранилище. Здесь их задача научиться не только разводить костер и готовить пищу, но и налаживать отношения с окружающими.
В ближайшее время благотворительный фонд "Дорога к дому" запустит новый проект. "Местная опека попросила нас разработать программу помощи для тех, кто в несовершеннолетнем возрасте вступает в брак из-за беременности невесты. Ежегодно в городе заключается до 50 таких союзов. Этим семьям часто никто не помогает, даже собственные родители, и у них возникает масса проблем. Значит, создадим специальную службу сопровождения таких семей", — говорит Елена Озарецкая.
У этих двух случаев есть один общий момент: желание тех, кто имеет конкретную власть — губернатора или владельца градообразующего предприятия — изменить жизнь в своем регионе к лучшему. Видимо, это и есть самое главное. Тогда и деньги сразу найдутся. Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: