» » » Ученые обнаружили, что возможно грибы обладают разумом

Ученые обнаружили, что возможно грибы обладают разумом

20-07-2014, 21:39 | Необычные явления / Хроника необычного | разместил: Moroz50 | комментариев: (10) | просмотров: (12 642)

Фото пользователя Flickr Tatiana Bulyonkova

Для биологов жизнь этих организмов по-прежнему таит массу загадок

Что такое грибы? Они сочетают в себе качества растений и животных, превращают насекомых в «зомби» и воздействуют на мозг человека. Без грибов не может существовать большинство мировых экосистем. Некоторые учёные полагают, что эти микроорганизмы обладают разумом. Но так ли это на самом деле?

Грибы стали одними из первых живых организмов, которые появились на нашей планете. Они пережили все катаклизмы Земли и сумели выжить в условиях экстремальных температур и радиации. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но при этом сочетают в себе качества и тех, и других. Наука до сих пор не изучила эти организмы до конца, и многие учёные полагают, что грибы обладают разумом — иначе некоторые особенности их «поведения» просто не поддаются объяснению. В конце XX века учёные выделили грибы в отдельное царство (ранее они относились к растениям).

Невидимый мир

Симпатичные подберезовики и подосиновики с яркими шляпками являются лишь верхушкой «айсберга». Под землей располагается грибница (мицелий по-научному) — густая сеть тонких нитей, которая может простираться на расстояние до 35 км. Именно она и составляет основной организм гриба, в то время как отросток, находящийся на поверхности, необходим только для распространения спор. Все паутинки мицелия независимы друг от друга, и если одна из них по какой-то причине погибает, то на её месте тут же появляется новая. Учёным удалось доказать, что разные части грибницы могут обмениваться информацией друг с другом. Но самое удивительное то, что внешне устройство мицелия полностью соответствует графическому изображению сети Интернет.

Примерное графическое изображение связей между сетями Интернета. Изображены только связи между серверами. Фото пользователя Google+ Viktor Ledentsov

Известный миколог Пол Стемец (микология — наука, изучающая грибы) даже выдвинул дерзкое предположение, что «базовая модель интернета существовала во все времена, только пряталась она в земле».

Коллективный разум?

В 90-х годах прошлого столетия идея о коллективном разуме грибов начала всё чаще вызывать интерес у исследователей. А спустя 10 лет — в 2000 году — были проведены эксперименты, результат которых потряс научное сообщество.

Японский биолог и физик Тошиюки Никагаки организовал серию любопытных опытов. Взяв лабиринт, с помощью которого проверяется память и интеллект лабораторных крыс, он у одного входа положил жёлтый плесневелый гриб, а у выхода — кусочек сахара. Physarumpolycephalum (научное название гриба), точно ведомый ароматом «сладенького», моментально выпустил нити в поисках еды. На всех разветвлениях лабиринта нити раздваивались. Как только одна из них попадала в тупик, она разворачивалась и далее безошибочно следовала по «маршруту» более успешного ростка. К концу дня гриб добрался до сахара.

На следующем этапе эксперимента учёный взял отросток Physarumpolycephalum (того же самого, который принимал участие в первом опыте) и поместил его у входа в идентичный лабиринт. Около выхода расположили сахар. На этот раз гриб выпустил всего 2 нити — одна моментально нашла верный путь к лакомому кусочку… а вторая поднялась на «потолок» лабиринта и добралась до сахара напрямую!

В своём третьем эксперименте Тошиюки Никагаки положил гриб на объемную карту Японии — на то место, где был обозначен Токио. Далее исследователь разложил кусочки продуктов на точки, соответствующие основным городам страны. То, что произошло дальше, не поддавалось никаким объяснениям — когда гриб пустил нити к пище, то его паутинка практически со 100 процентной точностью повторила карту железных дорог Японии. То есть этот неизученный организм за несколько часов проделал ту же работу, которой десятилетиями занимались профессиональные инженеры в сфере прокладывания дорог!

Во власти грибов

Однажды учёные заметили, что муравьи семейства Megaloponerafoetens порой выбирают себе очень странную участь — они забираются на верхушку дерева и буквально разбивают голову о его кору. Причиной этого массового суицида, как это неудивительно, стали грибы. А если конкретно, Ophiocordycepsunilateralis – гриба, прозванного учеными «зомби». Его частицы вместе с пищей попадают в пищеварительную систему муравья и в прямом смысле овладевают его мозгом. Муравей отправляется в долгой путь (обычно он не преодолевает таких расстояний), чтобы найти конкретное растение в месте с конкретным уровнем влажности. Там насекомое забирается на лист, находящийся строго от до 30 до 50 сантиметров от земли и, обессиленное длинной дорогой и голодом, умирает. Спустя две недели из его головы появляется гриб, который распространяет свои поры.

Гриб Ophiocordyceps, прорастающий из головы зомбированного муравья-древоточца Camponotus. Фото с сайта scisne.net

Ни для кого не секрет, что существуют грибы, способные воздействовать и на мозг человека. Отведав их, люди начинают испытывать слуховые и визуальные галлюцинации, могут впадать в панику, отчаяние и страх.

Мы знаем о них мало, а они обладают знаниями, недоступными для нас

По оценкам учёных, на планете существует несколько миллионов видов грибов, и большинство из них изучены мало, или не изучены вообще. Мы до сих пор не знаем, почему одни грибы выбирают себе местечко около пней, а другие предпочитают расти только на болоте. Также остаётся загадкой, от чего в рамках одного и того же мицелия гриб может вырасти на поверхности через 2 дня или через 20 лет. Неизвестна и причина возникновения «ведьминых кругов» — так в древней Руси называли окружность, по линии которой всегда вырастают грибы одного мицелия.

Фото с сайта bulbagarden.net

Зато в некоторых областях эти организмы обладают большими «технологиями», чем мы. Например, два биолога из Йельского университета, побывав в лесах Амазонки, обнаружили грибы, способные разлагать пластик. Один из исследователей пытался выращивать Pestalotiopsismicrospora в пластиковом стаканчике, пока тот его не съел. И это при том, что человечество до сих пор не изобрело технологий, способных добиться экологически-чистой утилизации пластика.

А есть и другие грибы — одни питаются исключительно загрязнёнными радиацией продуктами, а другие умеют размножаться и жить в космосе, где нет атмосферы и ничего живого.

Мы без них никуда

В устройстве нашей природы грибам отведена ключевая роль — именно они занимаются разложением биомассы (мертвых растений и животных) и переработкой её в обычную почву. Грибы вступают в симбиоз с большинством известных растений, например берёза и подберёзовик просто не могут существовать отдельно друг от друга. Человек использует грибы во многих целях, начиная от употребления в пищу и, заканчивая медициной. Но в то же время именно эти организмы чаще всего вызывают заболевания в наших телах. Может ли быть так, что не человек, а гриб является хозяином природы?

Источник: КМ.Ру.

1. » #10 написал: chemadan (30 июля 2014 18:01)

x9800,
    Ленин - Гриб,или Радиоволна.
    Было такое))
    "Ленин на броневике возвышается как гриб над грибницей")
    Это конечно чушь полная.Курёхин просто показал,как надо "притягивать за уши"))

2. » #9 написал: chemadan (30 июля 2014 02:46)

Я вот что скажу.
    1)Склонен думать,что это не я ем грибы,это они съедаются мной специально.Грубо говоря, как Ophiocordyceps,который муравья забирает.Только,очевидно, что не все грибы одинаковы,и преследуют одну цель.
    Я надеюсь что поняли правильно мою мысль.Тут слово "съедаются" сказано с неким изворотом.
    Зачем? Думаю делятся знанием.Ведают.

Бывает это,когда я посещаю родной город по осени.
    Полянка-болотце,которую я нашёл когда-то давно,натурально снится.Да-да,зовёт.
    Посещаю её не всегда,так как это большая ответственность.
    Могут быть тяжёлые последствия,если не всё гладко с общим настроем(или расположением планет?).
    Конечно всё это сугубо мои переживания,но.
    Видел я фракталы(мат.часть изучил позже,когда стало интересно,что же за секреты рассказывают Грибы),перемещался в точку "ничто(или "всё")",наблюдал за зависшем временем.
    Но главное,что они мне поВедали - всё едино.
    О Боги,как это сложно объяснить, что значит "всё едино".
    Это одновременно и "ничего нет" и "всё - есть всё",очень тяжело эта информация вливается в сознание,и уже никогда не выходит.
    Органы чувств работают на других частотах,и это реально ощущаются.Другие вибрации,другое восприятие.
    Гриб не наркотик,он гораздо глубже.
    Считаю что это должен видеть/узнать/ощутить/разВедать.
    Совсем не обязательно это должен быть гриб,этого можно достичь и без стороннего вмешательства.

Кхм-кхм...Прошу прощения,отвлёкся=)

2)Склонен думать что грибы обладают сознанием(или знанием),но не все об этом говорят.Вывод для себя сделал такой потому,что видел явления,которые изучает/изучила официально признанная(и не только)наука.
    Собственно,я пришёл на этот ресурс лет 5 назад,после того как,меня отбросило в прошлое(явно прошлое и далёкое,потому на своей шкуре ощущал "отмотку"),и я ощущал там образный контакт,то есть как рукопожатие,только без физических ощущений,с неким Образом(привычное зрение не работает,там все ощущения слиты воедино,и знание льётся со всех фронтов одновременно,неделимо.Поэтому сказать - рептилоид это были или нет - не могу=)).Пришёл в поисках свидетельств о предыдущих жителях планеты.Так же я находил информацию о фракталах и о квантовой связанности.Всё ПОСЛЕ того как.

Добавлю.
    Я адекватный взрослый человек,живущий со своей семьей.Не шизофреник.
    То что я ощущал будучи в грибном опьянении - реальные ощущения.
    Так ведь делали шаманы всех культур,не с проста же...Южная Америка - родина Кубенсиса - самого сильного Гриба из этой линии..А вдруг не с проста?

3. » #8 написал: СерЖермен (25 июля 2014 20:22)

Название статьи- разумно сказать - для дебилоидов,кто так запутался в квантовой неопределенности,сам этого не понимая.
    Разумно все вокруг.
    И единственное ,что создано природой,как исключение из этого правила-человек.
    Он похож на столб,вокруг которого пляшут разумные существа,но подойти-боятся.
    Как сказал Адамс -
    "То,что с нами до сих пор никто не связался-есть доказательство разумности Вселенной."
    И думаю,что некоторые не поймут смысл этой фразы.
    Грибы-это домены-накопители информации в самой развитой сети Земли.Информация о состоянии внутренней структуры Земли,самый быстрый интернет, и к тому же-каркас Земли.Они управляют не только фауной, но и флорой.
    Именно поэтому,большинство грибов,или доменов,или опухлей -необходимо собирать людям и животным,освобождая энергетические потоки от задержек.Грибы насыщают ценными витаминами деревья,человека,насекомых,животных.Ядовитые грибы-концентрированное "добро" или лекарство.
    Если прежде всего представлять нейронную сеть,в которой образования в форме грибов выполняют функции задержки текущего материала -информации,а каждое такое чудо содержит данные о Земле,в виде определенного расположения неполной таблицы Менделеева,то пользы будет гораздо больше от съедания информации,или считывания данных. wink

4. » #7 написал: Galaxycon (25 июля 2014 19:15)

Скоро грибы будут создавать альянс с бактериями и случайно обнаружат что у человека есть разум.

5. » #6 написал: amga (21 июля 2014 20:31)

Я старый человек и поэтому застал целую эволюцию развития научного мнения о разуме существ. Было время даже по связи уровня разума и размеру черепа писали диссертации.

С начала говорили, что животные обладают исключительно инстинктами.
    Потом начали говорить о наличии у животных "элементов разума"
    Совсем недавно начали говорить об "определенном уровне разумности"

Вот теперь дело и до грибов и паразитов дошло.

Впереди еще множество открытий науки в этой области. Самое главное предстоящее открытие, на мой взгляд, это то, что разум находится совсем не там, где его усиленно ищут, пытаясь тыкать электродами в мозг несчастных подопытных.

Разум - это виртуальный программный комплекс, тесно связанный с объектом (существом, растением, микробом). Естественно, что для каждого существа он различный по своим возможностям и разрешенным функциям. Этот комплекс обладает возможностью суммирования путем объединения в единую сеть (по типу интернета) Отсюда и удивительные возможности колоний муравьев и бактерий, и (уже наконец увиденные) явные признаки управления высокоразвитыми существами (например бактерии брожения вызывают часто непреодолимое желание покушать сладкого), а вирус бешенства у диких животных гонит их к человеку (с полной потерей всякой природной осторожности)

Более того. Разумом обладает не только так называемая "живая природа" но и не живые (по нашему пониманию) образования (камни, планеты, звезды)

6. » #5 написал: hunto_r (21 июля 2014 13:35)

x9800,
    в принципе любая цель биологического паразита (в т.ч., кстати, колонии вирусов) - управлять своей жертвой незаметно и, возможно, вызывать реакции отторжения на информацию о нём на эмоциональном уровне.

Pavel-Ch, ну, конечно это очень смешно. Человек же нынче, в плане цивилизации, не часть природы, а какой-то чуждый ей завоеватель, убивающий её, медленно, но верно. (По чьему интересно замыслу?)
    Это я к тому, что в мире всё едино, если смотреть на мир диалектически. А информация между живыми существами передаётся не только шаблонными методами...

Жизнь течёт только здесь и сейчас ...

7. » #4 написал: Pavel-Ch (21 июля 2014 11:24)

при очередном разговоре с грибами главное с дозой не переборщить...

8. » #3 написал: kazakh (21 июля 2014 07:19)

Я сейчас очередную "глупость" или миф скажу))) То что грибы разумны, не понимает лишь тот, кто с ними никогда дел не имел. Скажу больше общение между всеми растениями, грибами и животными не просто возможно, а реализовано в природе давным давно, накопление знаний тоже. Мне не приходилось общаться с грибами, пока, но с растениями запросто. Так вот растения "говорят", что грибы это самая древняя цивилизация на земле и знаний кладезь у них. Честно говоря переварить, то, что идет от растений сложно, не говоря уже про грибы. Много раз говорил и повторяю, этот мир един. То, что сейчас происходит, это результат того, что люди за завесой "повседневных проблем" этого не видят.

9. » #2 написал: Dron (21 июля 2014 06:48)

Вот интересный текст. Не совсем о грибах по современной классификации, но о грибоподобных слизевиках.

Среди акразиевых внимание ученых неоднократно привлекал почвенный слизевик диктиостелиум округлый. Эти существа, в отличие от миксобактерий, длительное время могут жить поодиночке и даже избегают при этом общества себе подобных, выделяя особые химические вещества-репелленты, заставляющие сородичей держаться на почтительном расстоянии друг от друга. Но так происходит лишь до тех пор, пока слизевики не испытывают недостатка в пище. Когда же запасы ее истощаются, они начинают подавать химические сигналы прямо противоположного значения, нечто вроде «Собираемся вместе!», устремляются по направлению друг к другу и в считанные часы образуют плотную живую массу, состоящую подчас из десятков тысяч одноклеточных существ. Эта масса теснящихся клеток, именуемая псевдоплазмодием, какое-то время движется как единое целое, но спустя несколько часов начинает преобразовываться в конструкцию, весьма напоминающую плодовое тело миксобактерий. Правда, у диктиостелиума это образование по форме похоже не на «цветущее дерево», а скорее напоминает гриб с ножкой и шляпкой. Но принцип остается тем же: большая часть амебоидных клеток (из «головного» конца псевдоплазмодия) спрессовываются в ножку гриба, тогда как прочие, гораздо менее многочисленные, оказываются в составе «шляпки» и превращаются здесь в споры. Клетки, сформировавшие ножку, заканчивают на этом свое существование, а споры из шляпки по окончании периода «спячки» вновь возвращаются в почву и начинают делиться, порождая новые поколения себе подобных.

Таким образом, и здесь, подобно тому, как это происходит у миксобактерий, вольвокса, зоотамния, продолжение рода (через сохранение собственной жизни) оказывается привилегией немногих избранных. Что же касается остальных индивидов-клеток, число которых в данном случае исчисляется десятками тысяч, то в отношении них невольно напрашивается мысль о «самопожертвовании», обреченности по законам социума на гибель ради успеха общего дела – выживания последующих поколений. Разумеется, это не более чем метафора, основанная на аналогиях с событиями, возможными лишь в содружестве мыслящих индивидов, которые способны планировать свои поступки в соответствии с требованиями морали и этики. Но метафора эта полезна в том отношении, что позволяет в наглядной форме представить себе реально существующее диалектическое противоречие: с одной стороны – сотрудничество каждого с каждым; с другой – конкуренция за место под солнцем, выливающаяся в жизненный успех немногих индивидов за счет гибели большинства других, уже «отдавших общине свою долю деятельности».

10. » #1 написал: x9800 (21 июля 2014 03:15)

Помнится мне дикий бенефис Курехина по "Культуре". Он доказывал, что личность Ленина была замешена личностью гриба. То есть Ленин был грибом. И лицо ведущего, который очень старался не заржать.