Исполнитель роли Ивана Грозного в театре Биробиджана:
«Амзохенвей, бояре. Я Шуйского не вижу среди здесь». -
Режиссёр: «Соломон Борисович, лучше говорить «между тут».
Это будет более по-русски».*
(Из еврейского анекдота)
* В каноническом тексте еврейского "Годунова" звучало так: "Азохен вей, товарищи бояре! Что Шуйцмана не вижу среди здесь!"
Признаюсь, люди, когда я узнал, что деньги на фильм об Иване Грозном будет распиливать шустрый выводок Эшпаев, я сразу заподозрил неладное. Прямо скажу, что подозрения мои были порождены нуднейшей экранизацией «Детей Арбата», имевшей кричаще заказной антисталинский характер. В той работе А. Эшпая был использован распространённый в информационной войне приём «точечного воздействия». Смысл его заключается в том, что из какого-то сложного явления вырывается один аспект и на нём строится вся трактовка. Хотите - трактовка pro, хотите - contra. Сталинизм в работе Эшпая был подан в трактовке contra как явление, враждебное России и, конечно же, родной русской (?) интеллигенции. (Наверное, Эшпай даже не подозревал, какие беды нашей стране несла опасность троцкизма у власти и какой жестокой была борьба тех лет).
В своей экранизации А. Эшпай полностью всосал однобокую трактовку автора романа, «великого патриота» А.Рыбакова, непревзойдённого мастера держать нос по ветру. Биография А.Рыбакова - достаточно распространённый пример мутации от пламенного автора романтической «Бронзовой птицы» к непримиримому обличителю советского режима. Мутация эта сопровождалась постоянными упражнениями по поворачиванию носа в соответствие с линией власти, отчего этот орган вырос до непотребных размеров, определяя дух и смысл рыбаковских «произведений». Таким же отвратительно «носатым» получился и фильм А. Эшпая «Дети Арбата». Хотя, казалось бы, можно спросить у сына популярного советского композитора, счастливо прожившего детство и юность в преуспевающей семье: что это он вдруг так злобно покусал «руку дающую»?
Но вернёмся к Грозному Ивану. Андрей Эшпай взялся представить нам образ этого великого человека, причём, как он сказал в одном из интервью, «акцент будет делаться на его внутренние терзания».
Прямо скажу, тут меня дурные предчувствия насчёт «точечного воздействия» совсем одолели. Снимать фильм о внутренних терзаниях исторической личности, конечно, можно. Но если умолчать о великих гражданских делах этой личности, с которыми эти терзания связаны, значит, замыслить что-то носатое. И точно, предчувствия меня не обманули. Но сначала о впечатлениях от режиссёрского мастерства А.Эшпая.
Хотите верьте, хотите нет, но при просмотре первой же серии меня стало мутить. Поэтому мне пришлось сделать усилие над собой, чтобы посмотреть первые семь серий с чисто медицинской целью поставить диагноз. Но больше не могу. Никаких сил нет.
Тут вы, конечно, спросите, с какого перепугу я стал такой чувствительный. Признаюсь – продукт, хорошо сделанный противником, вызывает уважение и намерение хорошенько в нём покопаться. Продукт А.Эшпая сделан нехорошо, и никакого намерения досматривать его до конца и копаться он не вызывает. Диагноз очевиден.
Эшпай клялся от исторической правды ни на шаг не отступить, а получилась в очередной раз ложь.
Я-то, грешный, умом своим утлым полагал, что Московия XVI века на Московию XXI века не совсем похожа. Ни повадкой, ни обычаями, ни законами. Другая тогда жизнь была, товарищи, уверяю вас, и другие были люди. Так сказать, вертикаль власти чётко работала, потому как средство её отладки – палаческий топор – одновременно являлся и действенным воспитательным средством. Посему на Великого князя глядели снизу вверх, а он не ходил, а шествовал, не говорил, а молвил, не ел, а вкушал. Или не так? Если вы думаете, что не так, читайте хроники. Очень полезно будет. Это Эшпай хроник не читал, но за XVI век взялся ничтоже сумняшеся.
И получились у него московские бояре во главе с Великим князем Василием (1-2 серии) – ну вылитые тамбовские братки с приклеенными бородами, говорящие современным стебом. А история Василия и Глинской, мягко говоря, от исторической правды отступила. Не числится за царевой женой супружеских измен. Нет на это указаний, гражданин Эшпай, а примешивать к исторической правде грязное белье – не лучшая режиссёрская находка. Мать Ивана Грозного и без того немало беды натворила, так зачем же на неё лишние небылицы вешать? Ради драматизации её образа в исполнении вашей родственницы? Может быть, но только её похабной игре такой приёмчик не поможет.
Кстати, о быте царского двора. Хотим вам сообщить, что Великая княгиня каждый миг на глазах двора была, и у опочивальни её по ночам дежурили приближенные девки, чтобы воды подать и лохань отнести. Ну как тут поганому любовнику пробраться? Вообще государев быт в фильме вызывает вопросы. У Великого князя к тому времени не только почти все кремлевские соборы уже были построены, но и в палатах давно голимого кирпича не было. Если лень читать документы, то посмотрите картину И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В ней интерьер изрядно показан, и, кстати, этот художник его не из пальца высосал. Поэтому вопрос: откуда эти убогие подвалы, где он с боярами заседает, откуда конюшня, в которой он рождения наследника ждёт и так далее? Это что - игра в сюрреализм или другая форма психического отклонения?
Опять же о быте. Вы хоть представляете себе, что было бы с царевой семьей, если бы она, как в вашем фильме, почти без охраны по монастырям ездила? К вашему сведению сообщим, что царские и боярские выезды не столь от кичливости многолюдными были, сколь по причине большого числа разбойных людей на дорогах. Прасолы (купцы), кстати, даже объединялись в обозы и везли с собою фузеи (крупнокалиберные ружья, способные стрелять картечью). Иначе быть ограбленным.
Конечно, все эти мои претензии смотрелись бы всего лишь злобными придирками, передай режиссёр дух и атмосферу эпохи. Но не передал. Нету в фильме ничего из той особенной, тяжёлой и пронизанной религией жизни Московии. Нету, извините, ни хрена. Зато ряженых – пруд пруди.
Дальнейший разговор о непонимании режиссёром той эпохи просто бесполезен. Он бесполезен ещё и потому, что набранная труппа играет из рук вон плохо. А исполнительницу роли Глинской просто хочется забыть раз и навсегда.
Теперь об образе самого Ивана Грозного. Нам про Ивана Васильевича ещё в средней школе поведали, а главное, недальновидно привили интерес к этой необычной фигуре. Вот из этого интереса прочитал я про него и у Ключевского, и у Костомарова, и у Карамзина и ещё у целой кучи историков и понял одно: могучий был человечище, собиратель земель. А про его личные качества накопилось столько противоречивых сведений, что однозначной трактовки, наверное, и быть не может. Что из этого следует? Из этого следует, что автор, взявшийся за фильм о Грозном, не просто получает свободу в трактовке его личности, но и обязан быть предельно осторожен. А что у А. Эшпая?
Смотрим и видим, что Иван-подросток запечатлен в сцене изнасилования простолюдинки. Откуда это, гражданин Эшпай, ведь большинство хроник говорит о смиренном характере царя в молодости? Или вы действовали по Фрейду, экранизируя несбывшиеся мечты собственной пубертации? Тут к случаю вспоминается фраза Фрейда, сказанная им незадолго до смерти: «Не люблю людей. Большинство из них сволочи».
Ну ладно, наконец, появляется взрослый Иван. И что это за явление? А явление такое: некий пришибленный тихоня, злопамятный и закомплексованный донельзя, шаг за шагом демонстрирует постепенное превращение в садюгу. Вот оно, «точечное воздействие». Именно этот аспект становится лейтмотивом фильма, хотя и подаётся под соусом «душевных терзаний». На первом плане фильма человеческое ничтожество Ивана Грозного, упивающегося насилием, которое ведёт к маниакальности. В конце концов, он уже сладостно предвкушает, как будет варить своих противников в кипятке.
Простенько, простенько до заикания. А головы летят наземь в самых натуралистических ракурсах в большом количестве и каждую серию. В общем - моральный урод. Это решение очень облегчает работу режиссёра: отпадает необходимость давать исторические объяснения тому насилию, которое действительно имело место в эпоху Ивана Грозного. Урод он и есть урод, больной человек. Даже самый мрачный период его царствования – опричнина и та никак исторически не трактуется. Возникает даже вопрос: чего это он рассвирепел? Хотя историки едины во мнении: опричнина была средством подавления организованной боярской оппозиции и собирания власти под скипетром государя. А её в фильме нету – оппозиции этой. Ходят какие-то ряженые, шушукаются между собой и не понять зрителю, что всё это ради простой цели делается – отстоять свою независимость от царя, остаться маленькими царьками в своих уделах, остановить собирание земель. И царь сёк им за это головы. Только в фильме он не за это головы сечёт, а черт знает, по какой причине. В реальности же это было жестокое дело. Россию собирать - это вам не мацу кушать, но те зафиксированные документами три тысячи жертв режима Грозного – детский сад по сравнению с пауперизацией народа, имевшей место в то же самое время в Англии. Там погибших пауперов считали десятками тысяч. И уж не будем говорить о жертвах религиозной вражды в той же Европе. Порядок цифр совершенно иной. Показывать жестокость Грозного, не связывая её с жестокостью самой эпохи, с беспощадностью врагов царя – значит намеренно искажать правду или попросту врать.
Кстати, никуда не делся и восходящий от духа А. Рыбакова диссидентский мотивчик. Не только Курбский, но и другие персонажи рвутся на Запад. Ну, Курбский, понятное дело – прообраз генерала Власова. Решил, что работать на агрессора лучше, чем служить жестокому государю. Перед этим выбором во все века встают люди, любящие себя больше родной земли. Из Курбского шляхта сделала первого в нашей истории «правочеловека» с предательской сутью. Теперь его наследников расплодилось как тараканов. Но простолюдинам-то чего ждать от шляхты? Её отношение к русскому быдлу общеизвестно. Однако замысел фильма требует выстроить вектор зарождающихся «прав человека» в направлении Европы. С чем мы и поздравляем режиссёра.
Вот такого уродца создал А. Эшпай на месте Ивана Грозного. Нет в этом уродце ни страстного драматизма могучей личности, ни его порыва огнём и мечом собрать русские земли, ни гремучей ненависти к боярскому эгоистическому сопротивлению, ни смертельных мук православной души за содеянные грехи. Такие вещи этому режиссёру просто непостижимы.
Следует сделать ещё и отдельное замечание. Авторы фильма не напрягали себя работой с документами, что и сказалось на образе царя, имей место добросовестные попытки его нарисовать. Но говорить о добросовестности авторов - понапрасну сотрясать воздух. Я к тому, что сегодня широко известны результаты исследования останков Ивана Грозного, произведенные специальной госкомиссией в 1963 году. В соответствии с ними, в костных тканях царя уровень концентрации ртути превышает норму в 2600 раз, точно так же как у его старшего сына. А вот у неполноценного младшего Фёдора уровень ртути в норме, из чего следует простой вывод, что как царь, так и дееспособный наследник систематически подвергались воздействию ртутью, что приводит к состоянию полубезумия, припадкам бешенства и ведёт к преждевременной гибели. Из исторических же документов известно, что Малюта Скуратов выявил отравителя, коим был лекарь Елисей Бомелия, голландец по национальности. На допросах тот признался, что в течение почти 25 лет постоянно подливал царю в пищу ртутный раствор по распоряжению английского представителя. Там же в качестве английского представителя фигурирует некто Ченселор, завербовавший Бомелию. Сегодня эта частично обоснованная документами историческая версия могла бы многое разъяснить в поведении Грозного. Но кинофильм имеет совсем другие цели. Сходу, отвергая версию об идиотизме А. Эшпая, осмелюсь предположить, что вся эта бодяга – продолжение рыбаковской линии на убиение русского национального сознания. То, что Сталин был кровавым маньяком, они уже постарались доказать. Но как роман, так и фильм действуют разве что на западническую интеллигенцию, которую ведь и убеждать ни в чём не надо. Она всегда любила себя больше родной земли. А вот с широкой аудиторией произошел конфуз. Как показывает передача «Имя России», на фоне либерально-демократической политики нашей элиты авторитет Сталина только вырос.
Теперь они взялись за Ивана Грозного, при этом они знают, в какое место надо бить. Насилие и жестокость - факт из биографии царя. Объяснять же этот факт с точки зрения исторических обстоятельств здесь никто не собирается.
Остаётся позавидовать англичанам. Они твёрдо придерживаются в своей мифологии версии о том, что современница Ивана Грозного, королева Елизавета Первая, всю жизнь прожила девственницей, отдавая себя служению подданным. Это очень серьёзный фактор влияния на мораль общества. А то, что исторические документы свидетельствуют, мягко говоря, о некорректности этой версии, никого не смущает. Работа с общественным сознанием имеет свои законы.
По этим же законам идёт работа и с русским общественным сознанием, точнее - разрушение основ этого сознания.
Дискредитация таких столпов национальной самоидентификации, как Иосиф Сталин, Иван Грозный и других строителей великой державы, не может не привести к самым трагическим последствиям. Над тем, чтобы вызвать эти последствия, и трудится неутомимый выводок «детей Арбата».
И последнее. Уверен: считать этот фильм художественным произведением оскорбительно для самого понятия «художество», если оно ещё существует в положительном смысле. У американцев есть очень точное определение такого рода качества – fake.
Прямо скажу: дальнейшие серии этого маразма я, как и все мои родные и знакомые, смотреть не буду.
Дмитрий Седов
Источник: "Фонд стратегической культуры" http://fondsk.ru/
Источник: Фонд стратегической культуры.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Мы (С.М. Эйзенштейн и Н.К. Черкасов. - Ред.) были вызваны в Кремль к 11-ти часам. В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет. В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.
Сталин. Вы писали письмо. Немножко задержался ответ. Встречаемся с запозданием. Думал ответить письменно, но решил, что лучше поговорить. Так как я очень занят, нет времени, - решил, с большим опозданием, встретиться здесь... Получил я ваше письмо в ноябре месяце.
Жданов. Вы еще в Сочи его получили.
Сталин. Да, да. В Сочи. Что вы думаете делать с картиной?
Мы говорим о том, что разрезали вторую серию на две части, отчего Ливонский поход не попал в эту картину и получилась диспропорция между отдельными ее частями, и исправлять картину нужно в том смысле, что сократить часть заснятого материала и доснять, в основном, Ливонский поход.
Сталин. Вы историю изучали?
Эйзенштейн. Более или менее...
Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клукс-клан.
Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.
Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.
Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе.
Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.
Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.
Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.
Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.
Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии неверно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.
Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.
Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.
Сталин. Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.
Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее.
Молотов. Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного «Богатыри». Демьян Бедный там издевался над крещением Руси, а дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.
Сталин. Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток.
Об отношении с Востоком Сталин говорит, что, только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар. Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву. Крымские татары также могли это сделать.
Сталин. Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его «Иваном, не помнящим своего родства». Историю мы выбрасывать не можем...
Дальше Сталин делает ряд замечаний по поводу трактовки образа Ивана Грозного и говорит о том, что Малюта Скуратов был крупным военачальником и героически погиб в войну с Ливонией.
Черкасов в ответ на то, что критика помогает и что Пудовкин после критики сделал хороший фильм «Адмирал Нахимов», сказал: «Мы уверены в том, что мы сделаем не хуже, ибо я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре, полюбил этот образ и считаю, что наша переделка сценария может оказаться правильной и правдивой».
На что Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): «Ну что ж, попробуем».
Черкасов. Я уверен в том, что переделка удастся.
Сталин. Дай вам бог, каждый день - новый год. (Смеется.)
Эйзенштейн. Мы говорим, что в первой серии удался ряд моментов, и это нам дает уверенность в том, что мы сделаем и вторую серию.
Сталин. Что удалось и хорошо, мы сейчас не говорим, мы говорим сейчас только о недостатках.
Эйзенштейн спрашивает, не будет ли еще каких-либо специальных указаний в отношении картины.
Сталин. Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя. Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну, что нам показали Глинку? Какой это Глинка? Это же - Максим, а не Глинка. Артист Чирков не может перевоплощаться, а для актера самое главное качество - уметь перевоплощаться. (Обращаясь к Черкасову.) Вот вы перевоплощаться умеете.
На что Жданов замечает, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным. Тут была еще паника с «Весной», и он стал играть дворников - в картине «Во имя жизни» он играет дворника.
Черкасов говорит, что он играл большинство царей и играл даже Петра Первого и Алексея.
Жданов. По наследственной линии. По наследственной переходили...
Сталин. Нужно правильно и сильно показывать исторические фигуры. (К Эйзенштейну.) Вот, Александра Невского - Вы компоновали? Прекрасно получилось. Самое важное - соблюдать стиль исторической эпохи. Режиссер может отступать от истории; неправильно, если он будет просто списывать детали из исторического материала, он должен работать своим воображением, но - оставаться в пределах стиля. Режиссер может варьировать в пределах стиля исторической эпохи.
Жданов говорит, что Эйзенштейн увлекается тенями (что отвлекает зрителя от действия) и бородой Грозного, что Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы было видно его бороду.
Эйзенштейн обещает в будущем бороду Грозного укоротить.
Сталин (вспоминая отдельных исполнителей первой серии «Ивана Грозного»). Курбский - великолепен. Очень хорош Старицкий (артист Кадочников). Он очень хорошо ловит мух. Тоже: будущий царь, а ловит руками мух!
Такие детали нужно давать. Они вскрывают сущность человека.
...Разговор переходит на обстановку в Чехословакии в связи с поездкой Черкасова на съемки и участием его в советском кинофестивале. Черкасов рассказывает о популярности Советской страны в Чехословакии.
Разговор идет о разрушениях, которые причинили американцы чехословацким городам.
Сталин. В наши задачи входило раньше американцев вступить в Прагу. Американцы очень торопились, но благодаря рейду Конева удалось обогнать их и попасть раньше, перед самым падением Праги. Американцы бомбили чехословацкую промышленность. Этой линии американцы держались везде в Европе. Для них было важно уничтожить конкурирующую с ними промышленность. Бомбили они со вкусом!
Черкасов рассказывает об альбоме с фотографиями Франко и Геббельса, который был на вилле у посла Зорина.
Сталин. Хорошо, что мы с этими сволочами покончили, и если бы эти мерзавцы победили, то страшно подумать, что бы было.
Черкасов рассказывает о выпуске советской школы советской колонии в Праге. Рассказывает о детях эмигрантов, которые там учатся. Очень жалко детей, которые считают своей родиной Россию, считают ее своим домом, но родились там и в России никогда не были.
Сталин. Жалко детей, ибо они ни в чем не виноваты.
Молотов. Мы сейчас даем широкую возможность возвращения детей в Россию.
Сталин говорит Черкасову, что он умеет перевоплощаться и что, пожалуй, у нас еще умел перевоплощаться артист Хмелев.
Черкасов сказал, что он многому научился, работая статистом в Мариинском театре в Ленинграде в то время, когда там играл и выступал Шаляпин - великий мастер перевоплощения.
Сталин. Это был великий актер.
Жданов задал вопрос: как снимается «Весна»?
Черкасов. Скоро заканчиваем. К весне - «Весну» выпустим.
Жданов говорит, что ему материал «Весны» очень понравился. Очень хорошо играет артистка Орлова.
Черкасов. Очень хорошо играет артист Плятт.
Жданов. А как играет Раневская! (И замахал руками.)
Черкасов. Я себе позволил первый раз в жизни выступить в картине без бороды, без усов, без мантии, без грима. Играя режиссера, я немножко стыжусь своего вида, и мне хочется укрыться моим характером. Роль - очень ответственная, так как я должен показать советского режиссера, и все наши режиссеры волнуются: как будет показан советский режиссер?
Молотов. И вот тут Черкасов сведет счеты со всеми режиссерами!
Когда ещё только снимавшаяся картина «Весна» подвергалась большим сомнениям, Черкасов, прочитав в газете «Советское искусство» редакционную статью по поводу «Весны», решил, что картина уже запрещена. И тогда Жданов сказал: Черкасов видит, что подготовка «Весны» погибла, и начал браться играть дворников! Затем Жданов неодобрительно говорит о критическом шуме, который поднят вокруг «Весны».
Сталин интересуется, как играет артистка Орлова. Он одобрительно отзывается о ней как об актрисе.
Черкасов говорит, что это - актриса большой работоспособности и таланта.
Жданов. Орлова играет хорошо.
И все вспоминают «Волгу-Волгу» и роль почтальона Стрелки в исполнении Орловой.
Черкасов. Вы смотрели «Во имя жизни»?
Сталин. Нет, не смотрел, но мы имеем хороший отзыв от Климента Ефремовича. Ворошилову картина понравилась.
Ну, что же, тогда, значит, вопрос решен. Как вы считаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову), - дать возможность доделать фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну? - и добавляет: передайте об этом товарищу Большакову.
Черкасов спрашивает о некоторых частностях картины и о внешнем облике Ивана Грозного.
Сталин. Облик правильный, его менять не нужно. Хороший внешний облик Ивана Грозного.
Черкасов. Сцену убийства Старицкого можно оставить в сценарии?
Сталин. Можно оставить. Убийства бывали.
Черкасов. У нас есть в сценарии сцена, где Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.
Жданов. Это было в Тверском Отроч-монастыре?
Черкасов. Да. Нужно ли оставить эту сцену?
Сталин сказал, что эту сцену оставить нужно, что это будет исторически правильно.
Молотов говорит, что репрессии вообще показывать можно и нужно, но надо показать, почему они делались, во имя чего. Для этого нужно шире показать государственную деятельность, не замыкаться только сценами в подвалах и закрытых помещениях, а показать широкую государственную деятельность.
Черкасов высказывает свои соображения по поводу будущего переделанного сценария, будущей второй серии.
Сталин. На чем будет кончаться картина? Как лучше сделать еще две картины, то есть 2-ю и 3-ю серии? Как мы это думаем вообще сделать?
Эйзенштейн говорит, что лучше соединить снятый материал второй серии с тем, что остался в сценарии, в одну большую картину. Все с этим соглашаются.
Сталин. Чем будет у нас кончаться фильм?
Черкасов говорит, что фильм будет кончаться разгромом Ливонии, трагической смертью Малюты Скуратова, походом к морю, где Иван Грозный стоит у моря в окружении войска и говорит: «На морях стоим и стоять будем!»
Сталин. Так оно и получилось, и даже немножко больше.
Черкасов спрашивает, нужно ли наметку будущего сценария фильма показывать для утверждения Политбюро?
Сталин. Сценарий представлять не нужно, разберитесь сами. Вообще по сценарию судить трудно, легче говорить о готовом произведении. (К Молотову.) Вы, вероятно, очень хотите прочесть сценарий?
Молотов. Нет, я работаю несколько по другой специальности. Пускай читает Большаков.
Эйзенштейн говорит о том, что было бы хорошо, если бы с постановкой этой картины не торопили.
Это замечание находит оживленный отклик у всех.
Сталин. Ни в каком случае не торопитесь, и вообще поспешные картины будем закрывать и не выпускать. Репин работал над «Запорожцами» 11 лет.
Молотов. 13 лет.
Сталин. (настойчиво.) 11 лет.
Все приходят к заключению, что только длительной работой можно действительно выполнить хорошие картины.
По поводу фильма «Иван Грозный» Сталин говорил, что если нужно полтора-два года, даже три года для постановки фильма, то делайте в такой срок, но чтобы картина была сделана хорошо, чтобы она была сделана «скульптурно». Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию.
Говорили, что Целиковская хороша в других ролях. Она хорошо играет, но она балерина.
Мы отвечаем, что в Алма-Ату нельзя было вызвать другую артистку.
Сталин говорит, что режиссер должен быть непреклонен и требовать то, что ему нужно, а наши режиссеры слишком легко уступают в своих требованиях. Иногда бывает, что нужен большой актер, но играет неподходящий на ту или иную роль, потому что он требует и ему дают эту роль играть, а режиссер соглашается.
Эйзенштейн. Артистку Гошеву не могли отпустить из Художественного театра в Алма-Ату для съемок. Анастасию мы искали два года.
Сталин. Артист Жаров неправильно, несерьезно отнесся к своей роли в фильме «Иван Грозный». Это несерьезный военачальник.
Жданов. Это не Малюта Скуратов, а какой-то «шапокляк»!
Сталин. Иван Грозный был более национальным царем, более предусмотрительным, он не впускал иностранное влияние в Россию, а вот Петр - открыл ворота в Европу и напустил слишком много иностранцев.
Черкасов говорит о том, что, к сожалению и к своему стыду, он не видел второй серии картины «Иван Грозный». Когда картина была смонтирована и показана, он в то время находился в Ленинграде.
Эйзенштейн добавляет, что он тоже в окончательном виде картину не видел, так как сразу после ее окончания заболел.
Это вызывает большое удивление и оживление.
Разговор кончается тем, что Сталин желает успеха и говорит: «Помогай Бог!»
Пожимаем друг другу руки и уходим. В 0.10 минут беседа заканчивается.
Добавление к записи Б.Н. Агапова, сделанное С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым:
Жданов сказал еще, что «в фильме имеется слишком большое злоупотребление религиозными обрядами».
Молотов сказал, что это «дает налет мистики, которую не нужно так сильно подчеркивать».
Жданов говорит, что «сцена в соборе, где происходит «пещное действо», слишком широко показана и отвлекает внимание».
Сталин говорит, что опричники во время пляски похожи на каннибалов и напоминают каких-то финикийцев и каких-то вавилонцев.
Когда Черкасов говорил, что он уже давно работает над образом Ивана Грозного и в кино и в театре, Жданов сказал: «Шестой уж год я царствую спокойно».
Прощаясь, Сталин поинтересовался здоровьем Эйзенштейна.
Записано Б.Н. Агаповым со слов С.М. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова.
Мы смотрели этот фильм, смотрели и его первую серию. Первая серия лучше, хотя тоже вызвала критику. Я сейчас по ассоциации сличаю этот фильм с фильмом «Иван Грозный» Эйзенштейна (вторая серия) и с фильмом Пудовкина «Адмирал Нахимов». Получается общее впечатление, что постановщики и режиссеры очень мало работают над предметами, которые хотят демонстрировать, очень легко относятся к своим обязанностям. Я бы сказал, что иногда эта легкость доходит до преступности. Люди предмет не изучают, дело не представляют, а пишут сценарий. Это недобросовестное отношение.
Возьмите хороших постановщиков, режиссеров, того же американца Чарли Чаплина. Два-три года человек молчит, усиленно работает, добросовестно изучает технику, детали дела, потому что без деталей никакое дело не может быть изучено, и хорошего фильма без деталей сделать нельзя. Детали надо изучать. И вот хорошие постановщики, режиссеры годы работают над фильмом, два-три-четыре года, потому что очень щепетильно и добросовестно относятся к своему делу. У нас есть, например, поэты, которые в месяц могут две поэмы написать, а вот возьмите Гете, он 30 лет работал над «Фаустом», до того честно и добросовестно относился к своему делу. Легкое отношение к делу со стороны авторов некоторых произведений является основным пороком, который приводит режиссеров и постановщиков к выпуску таких фильмов. Взять хотя бы фильм «Адмирал Нахимов». Пудовкин - способный постановщик и режиссер, дело знает, но на этот раз не удосужился как следует изучить дело. Он решил так: я - Пудовкин, меня знают, напишу и публика «глотнет», всякий фильм будут смотреть. Изголодались люди, любопытства, любознательности много и, конечно, будут смотреть. А между тем теперь у людей вкусы стали квалифицированнее, и они не всякий товар «глотнут». Люди начинают отличать плохое от хорошего и предъявляют новые требования. И если это дело пойдет дальше, а мы, большевики, будем стараться развивать вкусы у зрителей, я боюсь, что они кое-кого из сценаристов, постановщиков и режиссеров выведут в тираж.
В фильме «Нахимов» тоже имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное - танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чем угодно с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть, потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы. Одним словом, недобросовестное отношение к делу, за которое человек взялся, к делу, которое будет демонстрироваться во всем мире. Если бы человек себя уважал, он бы этого не сделал, он бы по-другому фильм поставил. Но Пудовкину, видимо, неинтересно, как о нем будут отзываться зрители и общественное мнение.
Или другой фильм - «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на опричнину.
Россия, раздробленная на феодальные княжества, т. е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма - вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте» - тем более что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду. Наконец, третий фильм - «Большая жизнь». То, что там изображено, это, конечно, не большая жизнь. Все взято для того, чтобы заинтересовать нетребовательного зрителя. Одному нравится гармошка с цыганскими песнями. Это есть. Другому нравятся ресторанные песни. Тоже есть. Третьему нравятся некоторые рассуждения на всякие темы. И они есть. Четвертому нравится пьянка - и в фильме есть рабочий, которого нельзя заставить проснуться, если он не учует запаха водки и не услышит звона стаканов и тогда быстро вскакивает. И это есть. Любовные похождения тоже есть. Ведь различные вкусы у зрителей. О восстановлении тоже есть немного, однако, хотя это фильм о восстановлении Донбасса, там процесс восстановления Донбасса занимает лишь одну восьмую часть, и дано все это в игрушечной смехотворной форме. Просто больно, когда смотришь, неужели наши постановщики, живущие среди золотых людей, среди героев, не могут изобразить их как следует, а обязательно должны испачкать? У нас есть хорошие рабочие, черт побери! Они показали себя на войне, вернулись с войны и тем более должны показать себя при восстановлении. Этот же фильм пахнет старинкой, когда вместо инженера ставили чернорабочего, дескать, ты наш, рабочий, ты будешь нами руководить, нам инженера не нужно. Инженера спихивают, ставят простого рабочего, он-де будет руководить. Так же и в этом фильме, старого рабочего ставят профессором. Такие настроения были у рабочих в первые годы Советской власти, когда рабочий класс впервые взял власть. Это было, но это было неправильно. С тех пор сколько времени ушло! Страна поднята на небывалую высоту при помощи механизации. Угля стали давать в 7-8 раз больше, чем в старое время. Почему? Потому что весь труд механизировали, потому что врубовые машины ведут все дело. Все приспособления вместе составляют систему механизации. Если бы не было механизации, мы бы просто погибли. Все это достигнуто при помощи машин.
Что это за восстановление показано в фильме, где ни одна машина не фигурирует? Все по-старому. Просто люди не изучили дела и не знают, что значит восстановление в наших условиях. Спутали то, что имело место после Гражданской войны в 1918-1919 годах, с тем, что имеет место, скажем, в 1945-46 годах. Спутали одно с другим.
Говорят теперь, что фильм нужно исправить. Я не знаю, как это сделать. Если это технически возможно, надо сделать, но что же там останется? Цыганщину надо выкинуть. То, что восемь девушек, случайно явившихся, повернули все в Донбассе, это же сказка, это немыслимая штука. Это тоже надо исправить. То, что люди живут в страшных условиях, почти под небом, что инженер, заведующий шахтой, не знает, где поспать, все это придется выкинуть. Это, может быть, и имеет место кое-где, но это нетипично. Мы целые города построили в Донбассе, не все же это взорвано было. Если назвать этот фильм первым приступом к восстановлению, тогда интерес пропадет, но это, во всяком случае, не большая жизнь после Второй мировой войны. Если назвать фильм - «Большая жизнь», то его придется кардинально переделать. Вам придется еще новых артистов ввести (хотя артисты неплохо играют). Весь дух партизанщины, что-де нам образованных не нужно, что нам инженеров не нужно, - эти глупости надо выкинуть. Что же там останется? Так фильм выпускать нельзя, 4 700 тыс. рублей пропали. Если можно будет исправить, исправляйте, пожалуйста. Но это очень трудно будет, все надо перевернуть. Это будет по существу новый фильм. Вы смотрите, мы предложили Пудовкину исправить фильм «Адмирал Нахимов», он потребовал 6 месяцев, но не успеет, видимо, так как придется все перевернуть. Он легко подошел к такой большой проблеме, а теперь фильм у него не готов еще, и он по существу переделывает его. Здесь тоже придется все перевертывать. Пусть попробуют, может быть, удастся.
Автор: Редсовет "ДЗВОН" http://www.za-nauku.ru/
"Дуэль"