ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Эра нарциссов. Мировосприятие современности

Эра нарциссов. Мировосприятие современности


13-09-2019, 20:50. Разместил: Sackshyne

Эра нарциссов. Мировосприятие современности

 

Введение

 

Не смог пройти мимо такой «сочной» темы, как миграция некогда консервативного общества в свободные информационные потоки. Как известно, некоторые двери лучше не открывать. Но раз уж они уже открыты, поздно рассуждать об прошлом в сослагательном наклонении. Любое развитие влечёт за собой изменения, и не всегда эти изменения могут быть в радость. Мы на пороге величайшего перелома. Впервые за долгие столетия мы переосмысливаем и переписываем общепринятые нормы общества, строя совершенно другой мир. Но то, что получится в итоге, может принести не только новые возможности, но и неисчислимые страдания, если мы этим шансом воспользуемся неумело.

 

Казалось бы: судя по заголовку, я кинусь сейчас обличать современные тенденции, критикуя как политику, так и масс-культуру. Однако, мне бы хотелось в данной статье отобразить некую модель современного мировосприятия. Для того, чтобы понять, куда движется общество, и самое главное – чтобы предложить какую-то адекватную альтернативу, необходимо понимание текущего состояния. Древняя мудрость «Человек есть то, куда он смотрит» как раз намекает на то, что мировосприятие является ключевым определением не только нашего «настоящего», но и не в меньшей степени – будущего.

 

Нарциссизм

 

Вводная

 

Прежде чем начать размышления, необходимо дать некую вводную для непосвящённых читателей. И первым делом нужно разобраться с таким непростым понятием, как нарциссизм. Я постараюсь изложить материал как можно более популярным языком, опуская многие тонкости, так что просьба профессионалам – не судите строго, это не научный доклад. Здесь во главу угла ставится «человекопонятное» изложение, а не точность формулировок.

 

Для того, чтобы не создавалось путаницы, мы разделим два разных «пласта» нарциссизма: есть «нормальный» нарциссизм, и его патологические течения (расстройства личности). При этом не значит, что патологический нарциссизм будет протекать как триллер наяву. Но в этой главе я постараюсь показать, что он – нарциссизм – лежит, выражаясь сленгово, «в базовой комплектации» человека. В той или иной степени, он есть у всех, и значительно влияет на наш характер.

 

Сразу же скажу, что взгляды Европы (и наши в том числе) и США – сильно отличаются. Мы не рассматриваем нарциссизм как заболевание. Если Вы полистаете МКБ-10 (принятой в России Международной классификации болезней), то Вы не найдёте там такого диагноза, как «нарциссическое расстройство личности». В противоположность Европе, в DSM-5 (классификация Американской психиатрической ассоциации) – этот диагноз есть. Объясняется это тем, что американская классификация создавалась под мощным влиянием психоанализа, а европейская международная классификация, которая принята у нас, — под влиянием классической психиатрии, где психоаналитические тенденции не учитывались, а больше отталкивались от биологии. Так вот, нарциссическое расстройство биологических корней как таковых не имеет, в отличие, например, от шизоидного расстройства личности — вот это биологическое заболевание, обусловленное генетически.

 

Были попытки увязать нарциссические проявления с генами (психогенетические исследования), особенно крупный цикл работ посвящён «тёмной триаде» (нарциссизм, макиавеллизм и психопатия). В её наследовании действительно были найдены генетические корреляции, но они не настолько значительны. Поэтому, в основном, принято считать, что нарциссизм – это по большей части психологический феномен, генетический и биологический компоненты в его формировании минимальны. Нейрофизиологических исследований нарциссизма мало, и они показывают неспецифические данные. То есть профиль нейрофизиологической дисфункции характерен для многих расстройств личности и многих психических расстройств. Специфики в устройстве мозга людей с нарциссизмом пока найти не удалось.

 

Отталкиваясь от вышесказанного, можно с большой уверенностью перенести нарциссизм в область психологии. Это не расстройство органического типа, не болезнь тела. Но сам нарциссизм является отличной почвой для развития различных патологий. Согласно некоторым исследованиям, нарциссизм – это не тип личности, а черта характера, выраженная у каждого в разной степени. Первым начал научное исследование данного феномена Зигмунд Фрейд. Он предполагал, что у людей есть первичный нарциссизм, который под влиянием неблагоприятных условий перерастает в более сложные формы неврозов и других патологических состояний психики.

 

Разница между расстройством и нормой

 

Здесь я попытаюсь провести черту (делайте скидку на научно-популярный формат) между нормой и патологией. Конечно, это упрощенное объяснение, нам оно нужно будет для понимания материала.

 

Итак, расстройство личности – это устойчивая характеристика поведения человека. В отличие от нормального индивидуума, который может временами вести себя «не так» (под действием эмоций, стресса, давления обстоятельств и т.д.), у девианта уложены надёжные «рельсы», с которых очень трудно «соскочить». Такие расстройства возникают в юношеском возрасте и остаются стабильными на протяжении всей жизни. Устойчивый паттерн определяет социальную дезадаптацию (утрата – полная или частичная – способности приспосабливаться к условиям социальной среды). Человек уже не может приспособиться к гибким, постоянно меняющимся условиям социума. И это всё больше усиливает его отчуждённость от окружающих людей (отход от нормы).

 

Поскольку у нас нет определения нарциссического расстройства, я приведу критерии DSM-5. Эти пункты являются ключевыми в диагностировании патологии. Итак, определение нарциссического расстройства:

 

Нарциссическое расстройство проявляется всеобъемлющей напыщенностью в фантазиях и поведении, потребностью в восторженном отношении и недостатком эмпатии, что можно заметить, начиная с раннего юношеского возраста в различном контексте по пяти или более из следующих признаков: 
  1. грандиозное самомнение; 
  1. поглощенность фантазиями о неограниченном успехе, власти, великолепии, красоте или идеальной любви; 
  1. вера в свою «исключительность», вера в то, что должен дружить и может быть понят лишь себе подобными — «исключительными» или занимающими высокое положение людьми; 
  1. нуждается в чрезмерном восхвалении; 
  1. ощущает, что имеет какие-то особые права; 
  1. использует других для достижения собственных целей; 
  1. не умеет сочувствовать; 
  1. часто завидует другим и верит, что другие завидуют ему; 
  1. демонстрирует высокомерное, надменное поведение или отношение.

 

Хлёсткая характеристика, не так ли? Но прежде чем мы начнём направо и налево раздавать своим оппонентам диагнозы, отмечу, что врачи более чем осторожны в «общих рецептах». Существуют множество дополнительных факторов, которые формируют окончательный вердикт врача.

 

Итак, с «плохим» нарциссизмом мы определились. А как же быть с «хорошим»? А вот «хорошими» нарциссами, Вы, скорее, восхититесь. Это люди, у которых на первый план в самосознании и межличностных отношениях выходит амбициозность, уверенность в себе. Это весьма конкурентные люди, префекционисты (что часто делает их высококлассными специалистами). Они ставят себе завышенные цели, для них крайне важно самоуважение, и они его тщательно оберегают (для них ниже собственного достоинства опускаться до перепалок и грязных приёмов). Благодаря такому набору черт, эти люди обладают способностями к руководящим должностям. Они склонны к получению позитивной обратной связи от других, ждут признания своих заслуг. Для них важно осознавать, что они достигают поставленных целей, что они успешны. Таких людей много. И в отличие от «плохих» нарциссов, их адаптация в обществе не нарушена, наоборот – они очень хорошо устроились.

 

Подводим черту: адаптированные нарциссы – «хорошие», дезадаптированные – «плохие». Если сделать общий вывод, я считаю, что ключевым различием между «хорошими» и «плохими» нарциссами является отсутствие или наличие позитивной обратной связи (признание заслуг). Именно невозможность получения оценки окружающих, адекватных запросам самого нарцисса, и является тем «ломом», что ломает психику. Это может быть серия неудач (человек действительно заслужил, но награду «прибрал» кто-то другой), или же собственное завышенное самомнение, не соответствующее реальной ценности собственных достижений, но это та самая ахиллесова пята, которая может надломить любого, имеющего нарциссические черты.

 

Формирование нарциссизма

 

На самом деле, причины формирования патологического нарциссизма хорошо изучены. Если говорить обще, они кроются в раннем детстве – возрасте около трех лет. С точки зрения психоанализа, ранние детские травмы в широком смысле слова – это необязательно насилие (чаще всего – пренебрежение, отвержение) – приводят к тому, что человек стремится их компенсировать.

 

В идеале, ребёнок в раннем возрасте должен получить восхищение в ответ на впервые возникающие инициативы (практика поощрения инициатив). Особенно – от своих родителей (обоих, это важно). Если мама-папа не радуются его первому рисунку (даже если это невообразимые каракули), холодны, критикуют, ребёнок не может понять, что с ним не так (его почему-то не любят). Появляется увязка, что любовь нужно «заработать». Как компенсация, начинает развиваться патологическая потребность в обожании и повышенном восхищении окружающих. Поскольку у ребёнка формируется паттерн, что его никто не любит, и эту любовь нужно «вырвать клещами» вместе с одобрением из окружающих, это создаёт всё более разрастающуюся «чёрную дыру» в душе. И чем больше в её топку будут кидать восхищения от тех, кто ребёнку, на самом деле, не важен (просто доноры), тем больше будет нарастать напряжение между нынешним «я» и другим полюсом – маленьким ребёнком, которого мама-папа не любят. Это будет вести к всё большему угасанию эмпатии (умение сочувствовать другим, сопереживать) как таковой в комбинации с ещё большей «жадностью» к внешнему одобрению и восторженным оценкам.

 

Разумеется, если человек сильный, то он, взрослея, превращает это в стимул к развитию, и может достигнуть больших высот (при этом сохраняя фрустрированность). Но есть и другой тип «поломки», прямо противоположный по качеству. Когда ребёнка, наоборот, «задаривают». Он не успевает испытать потребности (нужду) – их тут же предвосхищают и дают ему необходимое «на блюдечке». В результате формируется тип «беспомощного» нарцисса. Поскольку он не смог в детстве усвоить модель достижения (желание – цель – воля – действие), он абсолютно дезориентирован в том, как реализовать свои желания. Единственное, что он может более-менее осмысленно делать – это требовать, жаловаться или канючить, что и переносится в полном объёме во взрослую жизнь: человек продолжает требовать от других людей максимально удовлетворять его потребности (без практической логики «ты – мне, я – тебе»; ему все должны просто потому что). У перехваленных детей патологий встречается гораздо больше. И они не выглядят амбициозными и успешными. Наоборот, они кислые, вялые, вечно всем недовольные, в противоположность людям с «классическим» нарциссизмом (когда человек должен постоянно чего-то достигать, чтобы получить компенсацию).

 

Формы проявления

 

Сразу же оговоримся, что чистые «формы» встречаются крайне редко. Как правило, специалисты имеют дело со смешанными типами. Но для понимания желательна чёткая классификация. Поэтому мы рассмотри типовые проявления «грубым помолом», по единым признакам.

 

Французский психоаналитик Андре Грин в работе «Нарциссизм жизни, нарциссизм смерти» выделяет соматических и церебральных нарциссов. Соматические фиксированы на своём теле. Они культивируют его, ухаживают, регулярно и упорно занимаются в фитнес-центре, соблюдают диеты, проводят омолаживающие процедуры, хорошо одеваются – то есть полностью сосредоточены на внешнем облике. Им жизненно необходимы идеальные волосы, идеальное тело, идеальный образ. Церебральные нарциссы же фиксированы на интеллектуальных достижениях – наука, искусство, общественная деятельность и прочее нематериальное.

 

Психолог Теодор Миллон выделяет «амурных» нарциссов, имеющих истеричные черты. Такие люди концентрируются на внешних атрибутах соблазнения, флирта, потакают своим телесным желаниям. Интересное замечание – они склонны к мошенничеству. Прямо-таки портрет среднестатистического альфонса (брачного афериста).

 

Ещё один тип Миллона – элитарные нарциссы (коррелирует с церебральными по Андре Грину). Такие люди жаждут чувствовать себя привилегированными, и поддерживают свой статус фальшивым фасадом, ложными достижениями. Тяга к пачкам орденов на груди и фиктивным высоким воинским званиям (то есть не заслуженным), научным степеням (без реальных достижений), «трём высшим образованиям» без профильного опыта работы – это характерный маркер элитарных нарциссов.

 

Так же классифицируют компенсаторных нарциссов. Их отличительная особенность – низкая самооценка, жажда обожания и восхищения, желание быть в центре внимания. Часто составляют пару с агрессивными нарциссами других типов, выступая в качестве жертвы. Женщины, которых «посылают», бьют, а они зубами держатся за такого муженька, причитая, что любят и жить без него не могут – это как раз подобный тип. Часто становятся жертвами домашнего насилия (в том числе – убийства, когда нарцисс-агрессор, прощупывая очередные границы дозволенного, совершает непоправимое).

 

Особняком стоит самый опасный тип: когда нарциссизм соединяется с другими патологиями. Худший вариант — то, что Отто Кернберг, специалист в области патологического нарциссизма, называет злокачественным нарциссизмом, а психолог Теодор Миллон — беспринципным нарциссизмом — форма, при которой нарциссизм спаян с антисоциальным расстройством личности. Это люди с дефицитом совести, аморальные, доминантные, склонные к обману, высокомерные и не просто манипулирующие другими людьми, а эксплуатирующие их. Если что-то идет не так, они могут мстить. Бесчувственные, жестокие, агрессивные, беспощадные, склонные к ненависти и ревности — они могут быть опасны, совершать убийства.

 

Сколько нарциссов в обществе

 

К сожалению, статистику по расстройствам личности всегда сложно собирать. Это связано с тем, что даже если человек отвечает всем критериям расстройства, он может не попасть в поле зрения специалистов, поскольку у него нет дезадаптации (в случае, если он смог адаптироваться в определённом кругу). Если нарциссы попадают во властные круги, то при всей своей патологичности, могут удерживаться там очень долго, а возможно – и всю жизнь. Они не столько страдают сами, сколько заставляют страдать других людей, как выразился крупный психиатр ХХ века Курт Шнайдер.

 

Сложность так же возникает из-за культурного контекста. Например, в современном Западном мире нарциссизм поощряется (свобода самовыражения), а в каких-нибудь других странах пресекаются малейшие ростки. В связи с этим, данные статистики противоречивы. В некоторых областях мира оно может не встречаться вообще, в других регионах насчитывается до 10%. В среднем максимум фиксируется на уровне 6%, принятая статистическая цифра — это 1% среди всего населения. Среди пациентов в психиатрических клиниках и тюремного контингента таких людей гораздо больше, особенно те, кто поступает с депрессиями, суицидальными попытками, алкоголизмом, наркоманией и психическими расстройствами, которые сопровождают социальную дезадаптацию.

 

Общество и его «психическое здоровье»

 

Вводное пояснение

 

Я привёл определение нарциссизма и его сжатое описание для того, чтобы Вы, дорогой Читатель, смогли присоединиться ко мне, и не только читать, но и размышлять, подмечая отдельные детали. Полагаю, что некоторые из вас уже могут сделать отдельные заключения (например, классифицировать нашу «несистемную оппозицию»). Но цель данной статьи – не только отметить детали, но и подвести общую базу, сведя весь спектр проявлений в некую модель. Поэтому не будем забегать вперёд – наберитесь терпения – мы обязательно обсудим Ваши догадки.

 

Роль личности в обществе

 

Мир социума состоит из людей, отдельных личностей. И как бы мы не пытались отделить свой внутренний мир от внешнего, наш характер оставляет весьма «жирный» отпечаток на нашем «внешнем» (социальном) «я». И все мы, коллективно, так как являемся «винтиками» общества, влияем на него своим поведением, мыслями, поступками, и, таким образом, формируем его. Отсюда делаем первый вывод: настроения и мысли большинства формируют эпоху. Даже если нет горячей поддержки, достаточно молчаливого согласия. Опять же, не все должны быть согласны с текущим положение дел, но если большинство его менять не желают, то эпоха является именно отражением общего настроения людей.

 

Принцип поведения людей в социуме схож со стайными животными: мы сбиваемся в группы, чтобы сообща решить какие-то задачи, не решаемые в рамках единоличных усилий, или же – защититься об более сильных хищников (либо группы мелких). Отсюда формирование общностей – групп единомышленников, которые консолидируются по ключевым вопросам. В результате этого отдельная группа людей показывает те же признаки поведения, обороны и тактики, что и отдельный человек. Мы имеем дело с так называемой «коллективной душой» (или же «эгрегором», если говорить «эзотерически»). И отталкиваясь от этого определения, какие-то наборы типовых признаков личности могут демонстрировать не только отдельные люди, но целые группы, сообщества, и даже полноценные общества – такие, как народы, государства и человечество в целом. Однако, чем крупнее группа, особенно, если речь идёт уже об обществе, а не общности, тем более безликая и усреднённая она становится, теряя характерные «индивидуальные» черты.

 

Мы постепенно приближаемся к теме самой статьи. Чтобы развернуть своё объяснение, я сделаю небольшое пояснение. Я поднял тему нарциссизма, поскольку считаю, что она сейчас играет ключевую роль в развитии современного общества, причём в стадии поворотного момента. Я не хочу тем самым сказать, что раньше нарциссизма не было. Был, но другого качества. Он, по большей части, был созидательным для общества. Конечно, если говорить о личной судьбе, о семейном климате – там всё было ужасно. По крайней мере – ненамного лучше, чем сейчас. Но что касается общества – было негласное правило, что самореализация возможна только в обществе (именно признание обществом твоих заслуг являлось ключевым фактором, дающим нужную компенсацию). Ты должен быть уважаемым человеком, хорошей матерью, добропорядочным христианином. Поэтому внутренний мир с его «грешками» тщательно прятали от посторонних глаз за фасадом фальшивого благополучия. Сейчас же иная эпоха. Люди не прячут «грешки», а наоборот – их используют в качестве элемента эпатажа. Люди всё меньше понимают, что такое служить государству в широком смысле этого слова (польза для общества, что это такое – быть добропорядочным гражданином). Поэтому раньше жертва для общества приветствовалась не только внешне, но и внутренне (понятие героя). Сейчас же открыт «ящик Пандоры» – оказывается, служить больше не надо. И даже больше – нарциссические настроения, распоясавшись, дошли до того, что это весь мир должен человеку – просто по факту его рождения.

 

Инфляция общественной значимости

 

Что это за «ящик Пандоры», о котором я упомянул выше? Если вкратце, мир из парадигмы служения (накопления) мигрировал в парадигму наслаждения (реализации). В своей статье «Общество потребления. Венера против Марса» я подробно раскрыл эту трансформацию – человечество из мира бесконечных войн перепрыгнуло в мир непрекращающегося мирного развития. Это не могло не повлиять на настроения социума и переоценку личных целей для каждого из живущих. Ниже я постараюсь показать две эти полярности.

 

Что такое мир прошлого? Это то, что постоянно воевало, восстанавливалось после войны и тут же готовилось к новой. Захваченные земли, трофеи, жители – все работали на войну. Мир был военным, и общество было подчинено военным задачам, а его элиту составляли военные, прошедшие суровую школу военного планирования и командования.

 

Вся былая аристократия – это военные. Грубо говоря, феодал собрал дружину, отобрал чужую землю с ценностями, и, соответственно, после победы – делится добычей со своими союзниками. В первую очередь – землёй с населяющей её людьми. Так зарождались королевства. Этот главный феодал, которому присягали в верности, становится королём. Его вассалы, верно служившие ему – знатью, аристократами. Соответственно весь этикет, все принципы организации государственной жизни и даже мораль и общепринятые нормы – все они идут родом из воинских представлений. Понятие чести, достоинства, гордости, благочестия, верности и самое главное – служения – они все идут из языческого представлении о воинской жизни и образа идеального воина.

 

Следовательно, сами понимания прежней эпохи были максимально милитаризированными, если можно так выразиться.

 

Этикет, вежливость, беспристрастная сдержанность, которой так славится английская аристократия? Так не на пустом месте оно зародилось: военные никогда не расставались с оружием. И любая бестактность могла закончится кровью обидчика. Следовательно, вежливость, тактичность, умение решать конфликты мирно, цивилизованно – это основа основ аристократического миропонимания. Зато простолюдинам запросто рубили головы за один косой взгляд (это к пониманию «двойных стандартов», так характерных для англосаксонского мира, которые мы, русские, понять и принять не можем). Вежливые они были только на людях, к равным себе (тем, кто тоже мог за саблю схватиться). А вот к тем, кто не мог за себя постоять – дети, женщины (те, за которых не заступятся), простолюдины – с теми они не сдерживались, в полной мере вымещая своё высокомерие и пренебрежение. Это важный момент в понимании западного мышления. В отличие от русской культуры, в основе которой лежит соборность, сострадание, человечность и милосердие к врагу, западная культура пронизана культом силы: страх и ненависть к сильному (особенно если его одолеть нельзя) и брезгливое пренебрежение к слабому. Причём, заметьте, тех, кого у нас называют «западниками», демонстрируют подобные же черты и представления, что и запад. И отношение к русскому у них формируется похожим образом, даже если они сами живут в нашем государстве.

 

Но главное, что я хотел отметить – в основе всей пирамиды власти во главу угла ставилось служение и верность. Чиновники – это не просто наёмные рабочие. Это служащие, т.е. даже в современном разговорном языке сохранились старые формулировки. Предательство на службе раньше практически всегда каралось смертью, ибо предателю веры больше нет. И не важно, была эта служба в армии, или «на гражданке», в коридорах власти. Могу напомнить, что мужской деловой галстук ведёт своё происхождение от шёлкового шнура, висевшего на шее каждого чиновника в Китае. Это было ярким напоминанием того, что, если тебя изобличат в предательстве (коррупция, казнокрадство и т.д.), тебе же на этом шнурке и висеть. Это было не украшение, как сейчас, а вполне конкретное устрашение (таскать петлю на шее, зная её истинный смысл – то ещё удовольствие).

 

Но поскольку сейчас времена изменились, доминирование военных сильно ослабло. И мир, меняясь ментально, столкнулся со странной дилеммой. Старые-то порядки скинули (с песнями, плясками, фейерверками), а новых – «не завезли». Потому что в мирных условиях мы ещё не жили, если брать обозримый кусок истории. То, что раньше держало общество в повиновении и порядке, работать практически перестало. И на сцену вышла не только свобода (что дало мощный толчок развитию социума), но и вседозволенность, хамство и анархия, с которыми бороться мы не умеем – нет нужного инструментария. «Горячие головы» предлагают вернуться в старые стандарты (это призывы к «железной руке», «сталинизму», «истинной вере» и прочее). Но нам это уже не поможет. Как я и сказал – ящик Пандоры уже раскрыт. По легенде, когда Эпиметей (муж Пандоры, и брат Прометея) захлопнул раскрытую крышку, все горести мира уже успели вылететь, а на дне осталась лишь надежда, которой людей лишили, поскольку вылететь она уже не могла.

 

Можно подумать, что я категоричен в своих суждениях, и вернуться назад – проще простого. Вот тут мы и подошли к теме изменения общества. Война в былые времена не только несла смерти и разрушения, но и была отличным тренажёрам человеческого духа. Поэтому и понятия воинской чести, доблести, и прочего – так хорошо работали, поскольку исповедовали их люди, собственным носом «нюхавшие порох» и на практике проверившие на себе все эти тезисы. Сейчас всё не так. Настоящей войны стало мало. Современные политики, чиновники, и так называемая элита, произносят те же слова, но сами слабо понимают их смысл. Поэтому вместо настоящих чувств мы всё чаще видим безыскусную имитацию. Это касается не только мирских понятий, но и религиозных. Люди произносят громкие слова, но по ним видно, что они их совершенно не понимают, а говорят так исходя лишь из традиций, обязательств или просто произнесения напыщенных речей в честь какой-то памятной даты, заменяя глубину чувств безудержным пафосом. Слова старые, но прежний смысл из них всё более выхолащивается. Это опасная тенденция нового «фарисейства», которая всё больше поглощает мир. Мир лжи становится не только привычным, но и практически обязательным. Это лишь вопрос времени, когда политики и общественные деятели «новой волны» отбросят старые нормы и правила, считая, что они лишь «для галочки» и полностью себя изжили, однако взамен смогут предложить лишь цинизм, бездушность и беспринципность с круговой порукой. Комфорт и отсутствие каждодневного близкого присутствия смерти всё более размывают фундамент общества. Само общество перестаёт понимать те кирпичики, из которых оно сложено, теряя смысл собственного существования.  Оно утрачивает те достижения и ценности, которые были с такой кровью приобретены нашими предками, строившими для нас лучшее будущее.

 

Свою точку зрения на ощущение мнимого «бессмертия» (и как его производную – ощущение безнаказанности), я изложил в теме «Нужно ли нам бессмертие? Обратная сторона вечности». Если есть желание – можно ознакомиться с данной статьёй. Там я подробно изложил идею, что именно ощущение смерти рядом, практически за спиной, делает нас такими человечными, добрыми и отзывчивыми. В древние времена смерть не прятали, и её вполне хватало (в качестве воспитательного инструмента). В противоположность тем временам, в наш век «гуманизма» людей с детства отгораживают от смерти, пряча её подальше от глаз большинства (дабы не травмировать, как принято считать). Вкупе с отсутствием войны и элементам социального государства (пособия, страховая медицина и прочее), мы живём, в сравнении с прошлыми временами, как в раю. Это отличная питательная среда для таких девиаций, как инфантилизм и нарциссизм. Последний опасен именно низким уровнем эмпатии, делая человека менее человечным.

 

Любая система жизнеспособна лишь в том случае, если грамотно налажены обратные связи. Когда поведение, ведущее к разрушению, подавляются, а то, что способствуют росту, развитию, усилению системы – поощряются, система жизнеспособна и демонстрирует развитие, рост. И наоборот, когда система «идёт в разнос», поощрения и наказания делаются либо «невпопад», либо – с прямо противоположным знаком («наказание невиновных, награждение непричастных» (с)).

 

Нынешняя ситуация такова, что отсутствие адекватной обратной связи, как это было раньше, ставит общество на грань катастрофы. Нет, это не значит, что инструментов у нас совсем нет. Они есть, и они давние по своей природе. Беда в том, что в «военный» период они были маловостребованы, и были хорошо известны только высоким профессионалам. Нынешнее же время требует применять их широкому кругу лиц, повседневно и на постоянной основе. А традиции и компетенция начисто утеряны. Большинство людей, воспитанных на старых постулатах, ныне как младенцы, которые даже не представляют, сколько вокруг них таится опасностей.

 

Что за «давний инструмент», о котором я упомянул? Речь идёт, конечно, о дипломатии. Но нынешнее понимание дипломатии – оно двоякое. Одни считают (и вполне обоснованно, с яркими примерами), что это искусство лжи и манипуляций, что прямо коррелируется с макиавеллизмом разной степени тяжести (это путь нынешнего Запада). Другие же считают, что умение договариваться лежит в основе человеческой природы. Умение не только доносить свою точку зрения до других, но и умение их слушать и понимать – важная характеристика человека цивилизованного, разумного. Необходимо сразу отметить, что большинство населения скорее поддержат «простые решения», поскольку они требуют гораздо меньшей квалификации, если можно так выразиться. Простой человек мало что поймёт в дипломатии, поскольку это требует определённых умственных способностей, багажа знаний и приличного опыта. К тому же, большинство склонны к конформизму, и боятся возразить мейнстриму. А мейнстрим ныне воинственен, считая, что нужно давить неугодное силой.

 

Прогресс нарциссизма в современном обществе

 

Как так получилось, что нарциссизм «распоясался»? Если говорить вкратце, то в основе лежит несколько тенденций. Во-первых, это «качели» самодисциплины общества, которые попеременно выносят нас то в мир «строгости» (например, Викторианская эпоха), то в мир «свободы». Если приглядеться, то все условия «строгости» подавляют не столько индивидуальность, сколько пресекают нарциссические тенденции (дисциплина общества, которая корректирует недостаточную самодисциплину отдельных индивидуумов, склонных к нарциссическим расстройствам). Это была циклическая игра – то ослабляют вожжи, чтобы получить глоток свежего воздуха для нового рывка и развития социума, то – как следует «затягивают гайки», чтобы купировать рост «неадекватов», который всегда сопровождают подобные периоды. Однако, как Вы помните, дорогой Читатель, я отметил интересную тенденцию современности (речь идёт опять о статье «Общество потребления. Венера против Марса»). В процесс этих вековых «качелей» вмешался бизнес (а это уже второй момент), увидев возможность «возделать» нетронутый рынок простых потребителей. Для массовой продажи кастовость общества была помехой, поэтому одним из первых врагов новых «каменщиков» стали прежние запреты и обязательства перед обществом. Признание обществом было заменено на нарциссическое самолюбование – так человек, подверженный нарциссическому расстройству, начал получать компенсацию, которую раньше нужно было тяжко зарабатывать, трудясь на нужды общества.

 

Изменились не только стандартны общества. Сами люди начали терять стыд, который всегда выступал в качестве «красных флажков», за которые большинство боялось выскочить, чтобы общество тебя не отвергло (самое страшное наказание). Но вот какая штука – красные флажки ограничивают только ментально, и только до того момента, пока за них не выскочишь. И тут ты понимаешь, что тебя эти флажки «гнобили» всю жизнь, а вот теперь ты обрёл «свободу». И более того: новоявленный «проповедник» начинает нести своё нехитрое «учение», как нужно устраиваться в обществе, добиваясь желаемых целей. И один из первых постулатов – плюй на общество, бери от жизни всё что хочешь. Тебе не возразят (вроде как большинство – это «овцы», а значит – это твоя законная добыча, поскольку ты – «волк»). Действительно, раньше неадекватов сдерживал страх и жёсткие порядки (телесные наказания, даже в учебных заведениях практиковались розги), а также весьма суровая пенитенциарная система, не обременённая современными изысками вроде «прав человека» или конституционных прав. Сейчас же люди живут в более цивилизованной атмосфере, и они полностью беззащитны перед асоциальными элементами, в открытую глумящихся над общепринятыми нормами и общественным порядком.

 

В качестве небольшого отступления – старая элита (в основном – европейская) по-прежнему практикует телесные наказания и элементы тирании в воспитании и обучении своих преемников. Видимо, это говорит о том, что они тоже не придумали других инструментов, способных обуздать возможные развития девиаций. Вся классическая система образования «заточена» на создание «правильных» нарциссов. Людей глубоко травмированных, и мечтающих заслужить признание общества (т.е. таким образом получить компенсацию).

  

Третий момент. Нарциссизм расцвёл, потому что нет прежней жгучей надобности объединяться с кем-то для решения каких-то задач. Выросла производительность труда, улучшился комфорт. Мы уже не выживаем. А значит, надобность в обществе для каждого конкретного человека неуклонно снижается (хоть это и иллюзия). А именно необходимость в обществе развивает нас, меняя изначально нарциссическое «я» в полезного для общества индивидуума. В старые времена дома строили всей деревней, и вопросы безопасности и обустройства территории деревни можно было решить лишь сообща. А это принуждало людей находить общий язык не с членом клуба по интересам, а соседями, которые могли совсем не соответствовать твоим представлениям о прекрасных людях. Ныне же люди всё более обособлены, и чем крупнее населённый пункт, тем более сильных эффект этой обособленности. Человек больше взаимодействует с неким безликим «обществом», а не с конкретными людьми. Проблема заключается в том, что слишком большой поток людей из села в период индустриализации основательно «размыл» городскую культуру. Т.е. такие «понаехавшие» слабо адаптированы к культуре новой родины (большой город, где они поселились). И поскольку их культура значительно ниже коренных горожан, проседает общая культура всего общества. Отсюда – ощущение, что общество «ломается», и количество асоциальных элементов становится гораздо больше нормы. Это может провоцировать «нормальных», но достаточно «горячих», граждан решать вопросы «по понятиям», что ещё больше размывает культуру города, увеличивая количество нарциссических расстройств, которые в нормальной обстановке не зародились бы.

 

Четвёртый момент связан с разрушением культурных столпов общества, связанных с авторитетом. Раньше выразителем общества были люди науки, культуры и т.д. Они никогда не могли быть массовыми. Сегодня массовое мнение легко перечеркнёт квалифицированное суждение. Это то, что Yary совершенно верно указывал в одном из комментариев – ныне знание подменяется мнением. Т.е. то, что считает большинство правильным (пусть и ошибочно), является истиной в последней инстанции. Профессионала могут просто затравить за его компетентное мнение, если оно идёт вразрез с мейнстримом.

 

Нарциссизм и общество

 

Рассматривая нарциссов, мы сделали одно замечание – то, что группа, объединённая по определённым признакам, начинает демонстрировать черты поведения, схожие с подобными проявлениями у отдельного индивидуума. Так вот – к чему было это замечание? Постараюсь пояснить «на пальцах».

 

Отличие адаптированных от дезадаптированных в том, что они чувствуют «твёрдую землю» под ногами. Им не нужно защищаться, потому что они и так чувствуют себя сильными. А вот у дезадаптированных всё не так. И именно поэтому такие «ослабленные» единицы сбиваются в общности, которые полностью перенимают их основные черты.

 

Основные группы нарциссов

 

Дело в том, что как бы грубо, высокомерно и глумливо себя не вёл бы девиант, он – человек глубоко травмированный, чувствующий себя незащищённым, подобно раненому зверю (отсюда преобладания таких эмоций, как ярость, уязвлённость, обида). Его «неправильное» поведение есть результат того, что он не может выстроить с обществом нормальных рабочих отношений. И его агрессия направлена именно на общество, которое его не приняло. В том числе – на его отдельных представителей, которые достаточно хорошо адаптированы (неприязнь к «умникам», «очкарикам», «богачам» и т.д.).

 

Это первая условная группа, объединяющаяся по ключевым признакам. Это люди, выступающие против общества как системы, которую они признают своим врагом. Этих нарциссов можно классифицировать как диссидентов. С ними нельзя договориться (их устроит только полная капитуляция противника), их нельзя встроить в общество в виду деструктивности их целей. Единственный способ, который позволит обществу устранить их угрозу – это изоляция, либо – нивелирование их влияния. Они полны решимости, хорошо мотивированы, но у них нет чётко обоснованной цели. В основном – это каша из обвинений вперемешку с самооправданиями, а сама идея – просто набор малосвязанных лозунгов. Даже поверхностный анализ говорит, что ими движет эмоциональные отклики (обиды, ощущение собственной недооценённости, протест против правил общества, которые, как им кажется, оставили их на обочине). Такие индивидуумы склонны к революциям, поскольку эволюционную гонку, в виду своей дезадаптированности, начисто проиграли.

 

Данную группу наполняет «сборная солянка» из разных типов. Общая объединяющая их характеристика – мирным способом они ничего не добились (не смогли встроиться в общество), и их протест – это стихийное проявление обиды. А значит, подсознательно они ищут примирения с обществом, поскольку не отрезают себя от него (иначе бы не пытались его что-то доказать и «исправить»). Проблема заключается в том, что для обоснования своих деструктивных действий и мыслей возводятся целые замки псевдологических конструкций, которые базируются на изначально неверных постулатах. И излечение без пересмотра этой базы практически невозможно (большая опасность рецидивов). Это самый трудный этап, нарцисс будет упираться ногами и руками, потому что ему придётся признать, что не только он был введён в заблуждение, а то, что он сам долгое время агрессивно вводил в заблуждение других. Для людей достаточно интеллектуальных и имеющих хоть какой-то вес в обществе, это настоящий крах, потеря авторитета (как результат признания собственной неправоты). И, считая, что такая цена просто немыслима, они, даже понимая всю глубину собственных проблем, оттягивают неизбежное как можно дольше.

 

Вторая группа нарциссов – «небожители». Как правило, это «элитарные нарциссы». Они не стремятся встроиться в общество, поскольку считают себя причастными к особому – высшему – кругу. Их отличительная особенность заключается в том, что вместо того, чтобы напомнить о себе обществу (в виду обид, как это происходит с диссидентами), они наоборот – избегают «простолюдинов», считая, что даже мимолётная беседа может понизить их статус. Такие нарциссы стремятся в различные братства, тайные общества. Особенно сильно их тянет в мистику и «эзотерические» учения. Важное отличие от просто ищущих – им важны атрибуты, «умные слова», а не сама суть того или иного учения. Прямой угрозы для общества они не несут, пока не начнут играть во власть (но это редчайшие исключения). Большинство из них предпочитает не сталкиваться с жестоким миром реальности (а значит – и с его членами, разбивающими прекрасные построения своими глупыми вопросами по существу), а строить планы о далёком будущем и придаваться каким-то абстрактным разговорам и «мистическим» ритуалам, не несущих каких-либо изменений в реальном мире. В целом, для общества они не опасны, но разрастание такой группы тоже не желательно, поскольку может «оттягивать» долю интеллектуалов, которых можно было бы занять полезным для общества делом. В связи с этим стоит уточнить, что есть «стихийные» нарциссы данной группы, а есть – «обращённые». Так вот, стихийные успешно связываются бессмысленной деятельностью (и это хорошо), а вот обращённые – это вырванные из общества вполне здоровые кадры, что является нежелательным.

 

Третья группа является составной, поскольку здесь «трудятся» в симбиозе два подтипа – это «звёзды» и «тусовщики». Тут «кучкуются», как правило, компенсаторные и амурные нарциссы. Все, кто активно ищут массового обожания, мимолётной славы, известности. Им нужны полные залы, ревущая толпа на стадионах, приход, восторженно внимающий каждому слову, и так далее. Основные «пастбища» подобных нарциссов – рок- или поп-концерты, МЛМ-презентации, а также – проповеди. Отличительная особенность «звёзд» – нарцисс данного типа не просто не боится сцены (или больших залов), а наоборот – чувствует себя как рыба в воде. Толпа наоборот придаёт ему сил. Эти качества, в сочетании с упорным трудом и талантом, могут сделать нарцисса выдающимся актёром, политиком, общественным деятелем и т.д.

 

Более «спокойные» члены этой группы – «тусовщики»: предпочитают не глубокие философские темы и серьёзные разговоры, а вечеринки, всевозможные «позитивные» собрания (современные протестантские проповеди, МЛМ-«сходки», массовые гуляния и прочие), где все «на позитиве», и говорят друг другу только комплименты. Они, в виду собственной неуверенности, сами не любят купаться в лучах массового внимания, но ощущение причастности их очень хорошо «заряжает». Они с удовольствием посещают такие массовые мероприятия, но уже в качестве зрителей, толпы.

 

Данная группа как таковой угрозы для общества не представляет. Кроме роли «отстойника», связывающего бессмысленной деятельностью крупные массы нарциссов и отвлекая их от деструктивных действий, данный тип является хорошим генератором харизматичных лидеров, умеющих работать с массами. Это, конечно, штучный товар, но очень высокого качества. В качестве негативного момента – ещё больше он рождает популистов, которых лично я считаю весьма опасными нарциссами, на грани психопатии (отсутствие совести, беспринципность, полный «букет» макиавеллиевских черт, и острая потребность в эксплуатации). Более того, благодаря изощрённому манипулированию, и лишённые всяких «тормозов», они действительно могут поднимать массы на реализацию деструктивной деятельности. К счастью, большинство из них думают о мелкой (в рамках общества) выгоде, а не в рамках смены парадигмы. Они скорее вредители, чем разрушители. Противодействие им в рамках общества, к сожалению, достаточно сложно. Массовое просвещение малопродуктивно в нынешних условиях, прежнего «давить сапогом» не реализуешь. Остаётся только формирование общественного мнения. Их же собственные приёмы можно использовать и против них. Ещё лучше – связать бессмысленной борьбой с подобными же «лидерами», но из другой «секты».

 

Четвёртая группа – «серые кардиналы». Здесь мы сталкиваемся с нарциссами, которые демонстрируют самые низкие уровни эмпатии. Для них люди – это пешки, а мир – это шахматная доска. Они склонны к макиавеллизму, а нередко – разным формам психопатии, которые развиваются на почве нарциссизма. Пожалуй, самый опасный тип. Они предпочитают действовать тайно, «под ковром», из-за чего их трудно выявить. В отличие от диссидентов, которые хотят лично участвовать в битве и разбивать носы, выражаясь метафорически, «серые кардиналы» предпочитают действовать в тени, уходя от прямых столкновений. Их маниакальные наклонности могут вести к неисчислимым жертвам, если в их руках будет сосредоточена власть. Психопатические наклонности формируют тягу к жертвоприношениям, а не просто убийствам с холодным расчётом (для достижения целей). Несмотря на их безэмоциональность, они склонны к ритуальным действиям и псевдомистическим декорациям (например, псевдорелигиозные культы). Этот тип, как правило, нередко выступает «мозгом» и идеологом революций эсхатологического толка (то есть сначала разрушить до основания старое, а потом уже – строить новое). Для общества они практически не вычисляемы, поскольку редко пропагандируют свои взгляды (хотя бывают и исключения, при определённом сочетании патологий). Единственное, что оно – общество – может сделать, чтобы обезопасить себя – быстро реагировать и закрывать свои слабые места. Мозг без мускулов мало что сможет. Так же положительным моментом является то, что такой тип не является массовым в спокойное время. Это штучный товар, к тому же, они тяготеют к управлению (т.е. деспотии), а не к объединению с себе подобными, т.е. не создают больших групп. Хотя и могут формировать ситуативные союзы. В рамках общества они являются генераторами деструктивных сект.

 

Угрозы для общества

 

Как видно из вышеприведённого обзора, основную опасность представляют только две группы – диссиденты и «серые кардиналы». Как, наверное, уже заметил наш дорогой Читатель, диссиденты очень напоминают нашу «внесистемную оппозицию». И это недалеко от истины.

 

Дело в том, что в противоположность западному обществу, где формирование политической власти шло через открытые прения и многопартийность, в России всё не так. У нас изначально была большая проблема с социальными лифтами (что очень хорошо подметил Алекс в своей статье), поэтому все, кто имел желание реализоваться в политике, шёл активно во власть. А вот внутри уже этой самой власти формировались различные группы влияния, которые ведут политическую борьбу в тени. Есть хорошая поговорка по этому поводу: «Кремль один, а башенок много». В виду этого, как таковой оппозиции у нас не формируется. Любой реалист понимает, что изменить что-то можно лишь в том случае, если ты окажешься во власти. И поэтому такой «одобрямс» внизу, а в противоположность этому – такие серьёзные битвы разворачиваются наверху, в коридорах власти.

 

Исходя из этого, можно предположить, что наша «внесистемная оппозиция» - это вовсе не оппозиция в западном понимании, а самые настоящие диссиденты. А как те же США обращаются с диссидентами, можно убедиться на примере «Оккупай стрит» (Occupy Wall Street), или ныне – на примере «Оранжевых жилетов» во Франции. Деньги, которые выделяются нашей «оппозиции» - они не на «развитие демократии» или гражданского общества, а только для дестабилизации. Их кураторы совсем не дураки, и прекрасно понимают качество данного «материала».

 

Раз есть вызовы и опасности для общества, оно обязано на них ответить. И работа в этом отношении, как я вижу, ведётся. Во-первых, активно освещаются «взгляды» и «мысли» диссидентов. Причём – без купюр. Им дают эфирное время, активно интервьюируют, что ещё больше разжигает их нарциссические черты, показывая истинное лицо нашей «внесистемной оппозиции». Со временем, у нормальных людей выработается условный рефлекс на их деятельность.

 

Другая опасность, которая, как мне кажется, слабо купирована – это популизм. К сожалению, нынешняя выборная модель без него не сможет обойтись. Ну в самом деле, не со скучными же цифрами выходить на трибуны митингов. Отсюда негласное правило – эту нишу не трогать. В результате дешёвый популизм активно цветёт. И если на федеральном уровне власть более-менее устаканилась, то что касается местного самоуправления – тут всё много печальнее. Многократно проворовавшиеся и «завалившие» все прежние обещания избираются раз за разом, что негативно сказывается на настроениях народа («ничего не меняется», «власть ничего не делает»).

 

Особняком стоит группа «серых кардиналов», но вот здесь как раз большую роль играют спецслужбы – это их епархия. И на данный момент могу сказать, что работают они в России очень хорошо.

 

Заключение

 

Понимаю, что тема обширна, и я не могу всё запихнуть в одну статью. Поэтому оставляю такое предложение. Если будет интересно дальнейшее изложение, я сделаю что-то вроде продолжения. Я так и не коснулся современного «лица» общества в разрезе нарциссических тенденций современности. Но в рамках одной статьи это будет уже перебор. Поэтому – жду пожеланий и предложений.

 

В качестве заключения я хочу подвести итог. Мы рассмотрели нарциссизм как расстройство, и как феномен современного общества. Я попытался высветить основные тенденции, которые формируются под влиянием нарциссизма, выпущенного на волю, и которые влияют на нынешнее развитие общества. Это всего лишь статья-обзор, которая высвечивает явление, а не разбирает его «по косточкам». По большей части, это некий задел для будущих дискуссий, а не целостный научный труд, имеющий исчерпывающие изложение.

 

Буду рад критическим комментариям и замечаниям.

 

 

Автор: Sackshyne |

 

* При цитировании и копировании ссылка на ОКО ПЛАНЕТЫ обязательна.


Вернуться назад