Америка впереди планеты всей – это общеизвестно. Америка усиленно рекламирует и насаждает везде и всюду свой образ жизни, свое понимание демократии. Стоит на другом конце мира чихнуть какому-либо местному диссиденту, как Америка тут же несется ему на помощь с криками наперевес о нарушении прав человека, отсутствии свобод и демократии и необходимости внедрения в данной конкретной точке пространства американских идеалов.
Подобную систему действий понять легко, но интересно другое: насколько сами американцы верят в пропагандируемые по всему миру американские идеалы, свободу и демократию. С этой точки зрения очень интересен американский кинематограф и литература.
Если отложить в сторону мелодрамы, то оказывается, что Америка в своих фильмах на весь мир демонстрирует полное отсутствие демократии и свобод для граждан, потрясающие нарушения прав человека, колоссальный разгул преступности в стране, причем эту преступность невозможно сдержать законными средствами, и многое другое, но все – весьма отрицательное.
Общеизвестный пример: популярный сериал «Секретные материалы». Отложив в сторонку разнообразные идеи о невероятном, слабовероятном и очень вероятном, но не слишком возможном, в сухом остатке остается описание государства с коррумпированным правительством, которое, кстати, даже не очень-то и управляет, так как основные решения принимаются «группой товарищей». Эксперименты на людях, убийства неугодных и несогласных, нарушения законодательства, конституционных прав человека и многое другое – такой предстает Америка. И лишь отдельные патриоты не дают ей окончательно скатиться в яму.
«Если наступит завтра» – фильм по роману Сидни Шелдона. Сливки общества, определяющие как финансы, так и политику государства – и нет ни честности, ни верности, ни любви. Лишь слепая жажда наживы, удовлетворение от обмана, «легальное» нарушение законов. Зато мошенники необычайно обаятельны.
Очаровательный фильм «Хвост виляет собакой» – ради избрания на второй срок, президент США идет на прямой обман всей страны, санкционирует убийства и прочие нелицеприятности. Что интересно, PR-технологии, продемонстрированные в фильме, вполне реальные.
«Смертельное оружие» – ощущение, что вся Америка набита наркобаронами, мафиозными структурами, нелегальными военными формированиями и так далее. Полицейские же не слишком озабочены соблюдением законности. Представители охраны правопорядка самостоятельно определяют что есть закон и в любой момент способны применить насилие.
И так далее. Мафия и продажные чиновники, нищета и издевательства над детьми, жестокость, ложь, насилие, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие защиты со стороны государства, безнравственность, необразованность, безответственность – список можно продолжать долго. С книжных страниц и с экранов выплескивается отнюдь не сладкая Америка.
Но что характерно: в большинстве случаев вслед за живописанием американских реалий (или того, что авторы считают реалиями) немедленно указывается, что все американское все равно гораздо гораздее, чем чье-то другое. Хотя бы потому, что оно американское. А Америка – страна свободы и демократии. И при этом опять через страницу-другую будет написано, что в основном под свободой подразумевается свобода умереть от голода в грязной подворотне.
Возможно, именно поэтому в Америке так процветают психоаналитики. Противоречие между жизненными реалиями и пропагандируемыми лозунгами должно вызывать серьезные психологические расстройства, постоянные невротические состояния.
Любопытная особенность американских авторов: если в фильме или книге «хорошие» дяди нарушают закон, то это не страшно, это как раз во благо. Отличным примером является боевик «Дестроер» (авторы – Уоррен Мерфи и Ричард Сэпир), где на протяжении многих томов расписывается супер-секретная организация, предназначенная для поддержки законности, порядка и американской конституции, но практикующая убийства не только преступников, недосягаемых для законных методов, но и случайных свидетелей. Однако наемные убийцы, работающие на эту организацию – очаровательные и благородные люди.
Представьте, что о супер-секретном отделе, скажем, КГБ, написал российский автор. В этом случае все сопровождалось бы криками ой-ой и ай-ай, какие они нехорошие, эти самые силовики! Как плохо, что они нарушают закон! Американские авторы подобным не страдают. Если уж в наличии имеются белые и пушистые герои, то что бы они ни делали, пусть даже убивают случайных прохожих, это все равно хорошо.
И создается впечатление, что американская конституция, свободы и демократия существуют где-то там, в горных высях, недоступные смертным. И американцы, конечно же, верят в них. Так же, как верят в Бога: Его никто не видел, но все уверены, что Он существует. Ну а реальная Америка – это совсем не та клубника со сливками, о которой кричит официальная пропаганда.
Может быть, поэтому во многих книгах и фильмах американского производства проскакивают фразы об аде на земле. Может, это вера в то, что вот здесь – ад, а после смерти все попадают в рай, где наконец-то можно вкусить блага американской конституции и демократии. Может быть, святой Петр встречает всех американцев у райских врат с экземпляром конституции наперевес. Американцы верят в американскую демократию, верят в то, что она – лучше всех. Вот только похоже, что они не верят в то, что американская демократия существует в Америке.
Собственно говоря, верят или не верят американцы в американскую демократию – дело десятое. Лишь бы нам самим не обмануться и не поверить, что там, за океаном, молочные реки текут в кисельных берегах, и улыбчивые голливудские звезды ожидают с кружкой, собираясь зачерпнуть для вас молочка с киселем.
Вернуться назад
|