ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Школы станут неуправляемым "электронным раем"?

Школы станут неуправляемым "электронным раем"?


18-07-2012, 19:17. Разместил: poisk-istini

Школы станут неуправляемым "электронным раем"?

Власти Москвы объявили конкурс на создание электронных учебников для школ. Считается, что мультимедийные пособия дают больше знаний и увлекают детей учебой. Однако ряд экспертов скептически относится к ридерам. Не получится ли так, что с помощью электронных учебников будет культивироваться компьютерная зависимость?

В мае власти Москвы заявили, что выделят 100 млн рублей на развитие рынка интерактивных учебников для школ. А теперь стартовал конкурс на их создание. Школы мало-помалу превращаются в "электронный рай" с сенсорными экранами в классах, электронными журналами и дневниками, а ныне - еще и с мультимедийными учебниками.

Именно мультимедийными, подчеркивают эксперты. Одной простой оцифровки прежних бумажных пособий мало. Нужны качественно новые книги – с видео- и аудиоматериалами, с интерактивным общением, с виртуальными экскурсиями и лабораторными опытами. И разрабатывать такие "суперучебники" будут даже для первоклашек.

Такие пособия следуют формуле "обучение плюс развлечение". И, как ни крути, в чем-то они сродни развивающим книгам для малышей. Те тоже превращаются в "мультимедиа", поскольку изобилуют звуковыми и тактильными спецэффектами. Например, листаешь книгу "Мир саванны", жмешь на кнопку – и слышишь львиный рык или ржание зебр. Теперь примерно такими же будут учебники по биологии. В пособиях по географии можно будет по видео изучать, к примеру, разные климатические зоны, а в пособиях по химии - провести виртуальный опыт.

В принципе, тут нет ничего нового. Раньше к книгам прилагались аудио- и видеоматериалы, а теперь все, так сказать, в одном флаконе. Кстати, по такому же плану развиваются и музеи, и библиотеки, и театры, которые теперь дают представления в социальных сетях и по скайпу. А уж для СМИ мультимедийность и вовсе стала "религией".

Такие учебники помогают самообразованию, отметила директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина:

"В них всегда есть возможности интерактивного общения, отсылка к каким-то частям текста, к примерам решения каких-то задач, которые с бумажным учебником реализовать сложнее, - подчеркнула эксперт. - К интерактивности добавляется и большая подгрузка образовательных ресурсов, которые компактно сжаты".

Электронные учебники, по замыслу столичных властей, должны быть разработаны для всех основных предметов: русского языка и литературы, иностранного языка, истории, математики, физики. В некоторых школах уже сейчас есть даже электронные пособия по физкультуре. Получается, что современные дети будут отчасти тренировать мускулы виртуально.

Впрочем, это, конечно, преувеличение. И трудно спорить с тем, что новые учебники помогут детям увлечься учебой.

Но возникает вопрос: не воспримут ли они новые учебники как игрушку? Ведь, судя по пилотным проектам, которые воплощались в прошлом и этом году в 9 российских регионах, подростки видели в цифровых пособиях прежде всего развлечение. А педагогам было сложно без "апгрейда" обучать детей по новым учебникам.

А вот математическая задачка: на какую сумму электронные пособия разорят родителей? Ведь в отличие от бумажных книг они легко ломаются. И за год, вполне возможно, придется сменить сразу несколько учебников.

Ну и, наконец, не загрузит ли школьник в свое пособие совсем не тот - неучебный - контент? Проконтролировать это сложно, признала Ирина Абанкина:

"Электронные учебники - менее управляемая с точки зрения содержания реальность, чем бумажные пособия".

Один из главных пунктов - влияния электронных учебников на здоровье детей, физическое и психическое, пока никто не изучал. Это признают и сами авторы программы школьной электронизации. Между тем, как известно, прогресса без издержек не бывает.

Риски, которые заключают в себе электронные пособия, хорошо знают многие родители. А именно: дети с компьютерной зависимостью еще больше увязнут в "виртуале", особенно если в учебниках будет выход в социальные сети. Школьники могут окончательно разучиться читать и писать. А ведь развитие моторики рук влияет и на умственное развитие.

Дети могут "посадить" себе зрение. "Электронные" ученики малоподвижны. Не случайно экс-министр образования Андрей Фурсенко заметил, что теперь физическая активность школьников сводится к движению пальцев по клавиатуре компьютера. Как электронное обучение вообще сообразуется с санитарными нормами, которые предписывают профилактику нарушений осанки и зрения?

Более того, гипероцифровка жизни развивает у детей коммуникативный "аутизм": они лучше общаются с гаджетами, чем с людьми, чересчур агрессивны либо, наоборот, апатичны. Ряд европейских стран, например, Чехия, отказались от электронных планшетов в начальной школе. Живой диалог с педагогом, живое воспитание намного важнее.

Кстати, в этом убеждает и история: ведь провалился же полвека назад метод программированного обучения американца Берреса Скиннера, модный и в СССР. По этому методу обучение контролировалось кибернетикой, а учитель всего лишь отслеживал психологическое состояние ученика. 

"Специалисты, заинтересованные в продвижении ридеров, утверждают, что «читалка» может выполнять функцию учителя, то есть включать методические моменты, - пояснил эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. – Но заменить человека ридер никогда не сможет".

Так что полной уверенности в том, что электронные учебники – благо, нет. Есть лишь одно существенное "да": такая ноша совершенно не тянет. Ведь одно мультимедийное пособие может заменить сразу несколько книг, так что детям будет куда легче носить школьные рюкзаки…

В словах экспертов по поводу электронных учебников часто звучит фатализм – мол, куда от "цифры" деться. Ведь это технологии будущего, спешат добавить они. И действительно, если умерить скепсис, стоит признать, что мультимедийные пособия уже сейчас побеждают обычные.

Издавать бумажные книги очень дорого. Да и дети с младенчества постигают "оцифрованный" мир. Нынешние малыши не только играют мобильными телефонами и сидят за компьютерными играми, но и пытаются залезать в Интернет. Городской ребенок уже чувствует себя в виртуальном мире как рыба в воде, а в гаджетах разбирается лучше, чем родители и учителя.

Но чтобы "легализовать" эту гипероцифровку сознания в школе, нужно сначала исследовать ее влияние на детей. Во многих странах есть особая "эргономика" образования, которая изучает, как электронные образовательные ресурсы воздействуют на здоровье детей, отметил заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов.

Электронизация образования, конечно, не единственный путь его развития, но пренебрегать им "антиисторично", сказал психолог:

"Республика Корея объявила программу перехода на электронные учебники во многих школах, а американский президент Барак Обама сказал, что к 2016-2017 году школы США перейдут на электронные учебники", - добавил он. Таков путь всех цивилизованных стран, считает Александр Асмолов.

Так или иначе хочется, чтобы носители прогресса – электронные учебники - были не только умными и увлекательными, но еще и безопасными. Пока, по мнению экспертов, таких моделей разработать еще не удалось. К моменту, когда удастся, специалисты, вероятно, успеют исследовать все их риски. И уж тогда всеобщую электронизацию обучения можно будет проводить с полным правом.


Вернуться назад