Оказывается, не только люди могут воспринимать количественную информацию. Ранее было обнаружено, что крошечные рыбки гуппи, пчелы, а также гиены и собаки реагируют на изменение количества тех или иных объектов. Их навыки находятся примерно на уровне годовалого ребенка, который поймет, что конфет стало меньше, если мама решит одну спрятать. Но ребенок со временем научится считать, а рыбка гуппи — нет. Выясняем, почему.
Хоть ваша собака и не сможет сосчитать, сколько подушечек корма вы ей насыпали в этот раз, она поймет, если вы решите сократить ее порцию
Начиная с десяти месяцев, младенцы уже начинают воспринимать числа. Но у их способностей есть предел — если положить перед ребенком три яблока, он не сможет их сосчитать, но осознает, что яблок стало меньше, если одно из них убрать. Этот навык также есть у многих животных и насекомых, например, у рыб и пчел.
По мере взросления, дети учатся осознавать и анализировать более сложные числа, но это все еще не является полноценным счетом. Представьте, что вы голодный охотник-собиратель. Вы видите два куста красной смородины — на одной 400 ягод, на другой — 500. По понятным причинам, вы выберете куст с большим количеством смородины, но как вы поймете, что именно на нем ягод больше? Вряд ли будете считать, вы сравните их количество визуально. Примерно так же думают и маленькие дети, когда задействуют приблизительную систему счисления, которой, кстати, обладают птицы, дельфины, слоны и приматы.
Большую роль в способности считать играет то, что люди научились представлять числа символами. Возможно, развитие счета началось в тот момент, когда мы естественным образом сосчитали количество пальцев на обеих руках. При этом десятеричная система счисления не была универсальной для всех культур и народов — папуасы юпно из Папуа-Новой Гвинеи расширили ее до 33, добавив дополнительные части тела — пальцы ног, уши, глаза, нос, ноздри, соски, пупок, яички и пенис.
Но по мере того, как интерес человека к числам рос, были созданы более удобные и универсальные символы для счета — арабские — которые позволяют обозначать огромные величины, используя только десять цифр. Стоит отметить, что когда дети учатся считать, они уже знают, как называется каждая из этих цифр, и эти словесные обозначения, как оказалось, являются очень важным условием овладения счетом.
К примеру, в языке Мундуруку, индейского народа Южной Америки, присутствует очень мало слов для обозначения точных чисел, и вместо этого они используют приблизительные слова для обозначения общих величин, такие как «некоторые» и «многие».
Ученые отмечают, что в детском возрасте именно умение быстро переходить от слов, обозначающих цифру (например, слова «двадцать пять») к числовым символам (25) является показателем того, что у ребенка с большой вероятностью не возникнет проблем с арифметикой в школе.
Получается, что основа счета лежит в языке. Когда нам нужно что-то сосчитать, мы проговариваем в голове — «один, два, три» и так далее. Но животные так не умеют, и как было сказано выше, они пользуются своей собственной системой счисления, поэтому вряд ли когда-нибудь научатся считать подобно людям.
Вернуться назад
|