ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > National Interest поразился русской смекалке, породившей гигантскую «летающую бочку» ВМ-Т

National Interest поразился русской смекалке, породившей гигантскую «летающую бочку» ВМ-Т


16-02-2020, 14:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Легендарная космическая программа «Энергия» – «Буран» стала апогеем развития космической отрасли в XX веке не только в СССР, но и во всем мире. В ходе реализации амбициозных советских планов по созданию многоразовой транспортной космической системы (МТКС) появилось множество перспективных и действительно удивительных проектов, которые оказались в тени космического корабля «Буран». Об одном из них рассказал обозреватель издания The National Interest Себастьян Роблин, поделившись неподдельным восхищением изобретательностьюсоветских ученых.

«Атлант» расправил крылья

Речь идет об «Атлантах» и возникшей в ходе создания системы «Энергия» – «Буран» серьезной логистической проблемы. Дело в том, что основной стартовой комплекс всех космических объектов СССР находился на Байконуре в пустынной местности, поэтому транспортировка элементов «Бурана» и «Энергии», чье производство было налажено на Тушинском машиностроительном заводе и на куйбышевском заводе «Прогресс» соответственно, могла осуществляться лишь воздушным путем. На тот момент Советский Союз обладал тяжелым транспортным лайнером Ан-124КТ, но вертикальное оперение «затенялось» в полете с габаритными грузами, а разрабатываемый на его основе знаменитый Ан-225 «Мрия», самый большой и грузоподъемный самолет в мире, не поспевал за программой МТКС.

И пока конструкторское бюро Антонова работало над «Мечтой», в программу ворвались представители ОКБ Мясищева с неожиданным предложением – в кратчайшие сроки переоборудовать стратегические бомбардировщики ЗМ для перевозки крупногабаритных грузов «на спине». Так и появился тяжелый ВМ-Т «Атлант», которого из-за громоздкого транспортного контейнера прозвали «летающей бочкой». Самолету удлинили фюзеляж на 4,7 м, заменили стабилизатор стреловидного горизонтального оперения на двухкилевой вертикальный, усилили несущие конструкции, а двигатели 15Б были заменены на более мощные – 17Д.

«Помимо транспортировки ракеты-носителя, который был в два раза больше “Атланта”, ВМ-Т мог нести гигантские грузовые капсулы размером с жилой дом. Компоновка 1ГТ перевозила водородный бак “Энергии”, носовые и хвостовые обтекатели, 2ГТ – бак окислителя и каркасные отсеки, а 3ГТ – хвостовые и носовые обтекатели обеих конфигураций», – пишет NI.

В тени «Мечты»

«Атлант» должен был перевозить элементы системы с куйбышевского аэродрома Безымянка и с аэродрома Жуковский на космодром Байконур. Самолеты ВМ-Т совершили более 150 полетов в рамках программы, осуществив все необходимые перевозки; Ан-225, к слову, поучаствовал в проекте, лишь доставив «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полетов на Байконуре в апреле 1991 года. А 15 ноября 1988 года советский космический корабль совершил свой единственный и полностью беспилотный полет.

По словам обозревателя NI Себастьяна Роблина, Антонов после высмеивал «Атлант» за любительскую попытку создания тяжелого транспортного самолета, но как отмечает издание, нельзя не восхититься смекалкой и изобретательностью русских, сумевших в короткие сроки создать ВМ-Т и решить сложную логистическую проблему.

Ранее военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец назвал разрабатываемый для МТКС самолет Ан-225 и, собственно, систему «Энергия» – «Буран» грандиозным творением советского народа.

https://politros.com/159561-na...


Вернуться назад