ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Пилоты российских T-50 избегут участи испытателя Дэвида Кули
Пилоты российских T-50 избегут участи испытателя Дэвида Кули2-07-2010, 15:07. Разместил: VP |
Кислород в масках повышает самочувствие военных летчиков уже полвека
В России завершается испытание принципиально новых летных костюмов для летчиков истребителей «пятого поколения»— самолетов Т-50, которые с 2012 года уже должны начать поступать в войска. Как рассказали GZT.RU военные медики, костюмы будут защищать летчиков от сверх-перегрузок на виражах самолета, не имеющего пока аналогов в управлении. Система компенсации давления в этих костюмах благодаря электронике будет работать на опережение, что позволит защитить пилотов от потери сознания.
Новый костюм и систему жизнеобеспечения к нему производят в НПП «Звезда», а испытывают на прочность в ГосНИИИ военной медицины Минобороны России. Именно здесь готовили к полетам первых космонавтов— собак, в том числе легендарных Белку и Стрелку, и именно во дворе этого института конструктор Королев впервые встретился с будущим преовооткрывателем космоса Юрием Гагариным. В музее института до сих пор хранятся скафандры собак и летные костюмы для пилотов и космонавтов, в том числе несколько поколений шлемов и систем жизнеобеспечения.
Как рассказал GZT.RU главный научный сотрудник ГосНИИИ, доктор медицинских наук Михаил Хоменко, основным отличием новинки предшественниц станет ее способность компенсировать нагрузки в трех плоскостях— не только наклоны вперед, назад и вбок, как в существующих самолетах, но и боковое вращение, которое будет возникать при сверх-маневренных разворотах «на месте», одной из фирменных изюминок «пятого поколения». Пилотов Т-50 надуют, как и всехДостигаться компенсация будет, как и прежде, за счет пневматической системы противодавления, встроенной в костюм. При наступлении перегрузки воздух наполнит вшитые в костюм микрокамеры, и они сожмут ноги и живот летчика, предотвращая отток крови от головы— главную причину обмороков во время полета.
Летчики Дальней авиации в нагрузочных костюмах разработки ГосНИИИ военной медицины в 1974 году. По вшитым в одежду трубкам в костюм поступает воздух, которые создается постоянное давление, а также обеспечивает вентиляцию. В подобных костюмах до сих пор летают пилоты Ту-160 и Ту-95МС
Если на существующих самолетах система компенсации давления срабатывает после того, как наступила перегрузка, то новая система, благодаря электронике, будет заранее просчитывать критические моменты того или иного виража и создавать противодавление за доли секунды до перегрузки.
Разумеется, новая система жизнеобеспечения также обеспечит нужный пилоту температурный режим и обеспечение его чистым кислородом на больших высотах. Адекватность пилота оценит искусственный разумЕще одной важной особенностью системы станет отслеживание физического состояния пилота. Если по неадекватному поведению летчика система «поймет», что он потерял сознание, она автоматически отключит штурвал и переведет машину в горизонтальный полет. Это позволит избежать инцидентов, подобных катастрофе в марте 2009 года американского F-22, разбившегося после того, как летчик-испытатель Дэвид Кули потерял сознание от сверх-перегрузок. Американский пилот теряет сознание на испытаниях при резкой перегрузке в 9g. Примерно так случилось с пилотом разбившегося F-22.
В НПП «Звезда», где производят систему, GZT.RU отказались комментировать особенности ее устройства, сославшись на закрытость этой информации, однако подтвердили, что такие системы уже установлены на двух экземплярах Т-50, один из которых выполняет испытательные полеты, а другой— к ним готовится. Полностью испытания и доводка новой системы завершатся после того, как летчики-испытатели проверят ее на практике на виражах. Ожидается, что Т-50 приступит к испытаниями с перегрузкой, в течении года.
Чистый кислород освежает командира «Стрижей»Командир пилотажной группы «Стрижи» Валерий Морозов рассказал GZT.RU, что системы компенсации давления и подачи кислорода серьезно облегчают жизнь пилотов. «Когда в маску начинает поступать чистый кислород, это очень освежает, повышается реакция. А в противоперегрузочном костюме намного легче переносятся перегрузки, поскольку когда ноги и пресс сжаты, кровь не отливает от головы. Хотя ощущения своеобразные: представьте, что ваши ноги и живот обернули манжетами от манометра и резко накачали. Но иначе на такой скорости кровь в сосудах не удержать»,— рассказал Морозов.
По его словам, чтобы перегрузка достигла 9g, достаточно сделать форсированный разворот на скорости 800 километров в час. На практике такие развороты редко практикуются— во время обучения летчики разворачивают машины на гораздо меньших скоростях с перегрузкой не более 7g. Однако, во время боя важна именно скорость маневра— поворот на большой скорости может спасти самолет от ракеты «земля-воздух», которая не успеет среагировать и потеряет цель. Позвоночник— жертва авиацииИз-за постоянных перегрузок страдает в первую очередь позвоночник летчика. По словам Морозова, те, кто долго летает с перегрузками потом страдают остеохондрозом, грыжей Шморля (вдавливание межпозвоночных хрящей в кость), варикозным расширением вен, искривлением позвоночника. Кроме того, во время каждого виража вместе с кровью перемещаются и внутренние органы, что также не полезно для здоровья. Именно поэтому, если строевой летчик ВВС России служит в небе в среднем 20 лет, то участники пилотажных групп, которые постоянно летают на виражах, 5–10 лет.
По словам Морозова, противоперегрузочные костюмы спасают в первую очередь от варикозного расширения вен. Чтобы защитить позвоночник, пилот должен быть в жестком корсете, который, как только перегрузка начинает сжимать позвоночник, начинал работать в противоположном направлении— растягивать его. Содержит ли новый костюм такой корсет, пока неизвестно— параметры новой противоперегрузочной системы засекречены. Но даже если и содержит, в организме пилота остается еще масса уязвимых мест, которые могут не перенести сверх-маневренности. Поэтому главным главным критерием выживания при перегрузках остается отменное здоровье летчика. Вернуться назад |