Хватит это терпеть: как именитые компании плюют на своих клиентов
«Ребята, вы совсем обнаглели?!» — всё чаще что-то подобное, причём не всегда цензурное, хочется высказать в адрес крупных корпораций. По определению в них работают огромные штаты высококлассных специалистов — инженеров, дизайнеров и маркетологов — которые создают устройства для миллионов пользователей. Так какого чёрта раз за разом они плюют в душу этим самым пользователям, в том числе своим фанатам? О чём мы? Как будто после новостей о том, что Apple снижает скорость работы iPhone, вы не догадываетесь. А ведь это не единичный случай — смотрите сами.
Говоря откровенно, мы долго терпели, возмущались, мирились и, может быть, даже не отдавали себе отчёт в том, что крупнейшие производители мобильной техники просто ох… Ох, не пропустит редактор такое слово, но вы поняли. Даже самый слоупочный из слоупоков после свежего фейла Apple уже понял: на пути к званию инноватора тысячелетия, в стремлении привлечь больше внимания покупателей вендоры где-то обронили адекватность. Давайте-ка вместе поможем им её найти, ведь история с «айфонами» — только верхушка айсберга, у нас есть с десяток не менее громких случаев. И что-то нам подсказывает, что дальше будет только хуже.
Apple: тормоза для вашего блага
Сначала разберёмся со свежачком. Началось всё со слухов: якобы Apple намеренно замедляет скорость работы своих старых аппаратов. Зачем — никто не в курсе, а стало быть, всем «всё понятно»: чтобы юзеры активнее меняли свои безбожно устаревшие смарты двухгодичной давности на свежие, сверхбыстрые и самые модные. В какой-то момент слухи достигли такого масштаба, что молчать вендору стало себе дороже.
Представители Apple признались: да, мол, замедляем. Всё ради вас, дорогие пользователи, ведь аккумуляторы быстро истощаются, особенно на морозе, и чтобы избежать случайных отключений телефона, мы программно снижаем пиковые нагрузки на процессор. Смените батарейку и пользуйтесь на здоровье старым iPhone. И всё было бы прекрасно, если бы не одно «но». Какого чёрта вы никого не предупредили заранее? Не надо громких заявлений на презентациях или пресс-конференциях, но можно было бы хоть в пользовательское соглашение вписать соответствующий пункт. А так, извините, мы вам не верим.
Apple: заплатил бабла — заплати ещё
Нет, Apple, мы ещё с тобой не закончили. Поговорим о том, где я могу и не могу чинить свой iPhone. Вернее, что толку с тобой разговаривать: ты считаешь, что я должен отдавать бешеные деньги за новые комплектующие только тебе. Или что? Или ты просто заблокируешь мой телефон, который работает на iOS 11 и выше! Кстати, это напомнило такой же случай пару лет назад: телефоны с заменённым не в официальном сервисном центре Touch ID окирпичивались при обновлении до iOS 9.
Опять будешь говорить про благо пользователей? А мы не сомневаемся: «меняйте комплектующие на качественные и самые лучшие — от производителя». Ага, и платите за это сумасшедшие бабки: до $279 в Штатах, а у нас, стало быть, ещё больше. Давайте уж тогда и тормоза в автомобилях будем отключать, если их чинили не в официальном дилерском центре, чего мелочиться. Когда там, кстати, Apple Car ожидается?..
Google: фиг вам, а не видео с котиками
В 2013 году ещё была жива и даже потихоньку развивалась мобильная платформа от Microsoft. Многие пользователи считали Windows Phone перспективной ОС, так стоит ли удивляться, что Google старательно вставляла ей палки в колёса. А именно: в мае 2013-го потребовала от Microsoft заблокировать одно из самых популярных мобильных приложений — YouTube — по причине того, что оно не показывало рекламу. В принципе, претензия обоснованная, и за лето разногласия удалось уладить.
Но только лишь для того, чтобы через пару дней Google вновь потребовала блокировки приложения — мол, не по стандарту делаете, HTML5 пожалуйте. Хотя на iOS и Android на тот момент поддержки нового протокола тоже не было, а сам протокол ещё не был реализован в финальной версии. Но эти политико-технологические дрязги нас не особо волнуют. Вопрос в другом: почему в битве титанов страдает обычный пользователь, который не может просто посмотреть с мобильника видео с котиками или, например, как Ван Дамм на шпагат между грузовиками садится?
Microsoft: империя наносит ответный удар
Ладно, удар не ответный — всё-таки этот случай произошёл совсем недавно, спустя четыре с половиной года после предыдущего инцидента — но весьма ощутимый. Microsoft вышибла Google Chrome из своего магазина приложений для настольных ОС. Казалось бы, загугли инсталятор да установи, что такого? А вот что: редмондская компания начинает развивать урезанную версию Windows 10 S, в которой ставить приложения не из Windows Store невозможно. Пока ОС встречается только на Surface Laptop (да и там доступен апгрейд до полноценной), но с приходом ноутбуков на Snapdragon и иже с ними ситуация может измениться кардинально.
Опять-таки: какое нам дело до мотивов? Ну не поделили технологии, которые используют ваши браузеры. И неизвестно, кстати, кто, что и у кого спёр: Chrome использовал мультипроцессную архитектуру ещё когда Edge пешком под стол ходил. Но вот поди ж ты: опять досталось нам, пользователям. Получается, отказывайся либо от перспективных гаджетов, либо от любимого браузера. Впору звать на помощь Антимонопольный комитет.
Facebook: соцсети и мессенджеры следят за вами
Можете быть уверены — вас слушают, и даже никакой закон Яровой не нужен. В слежке за пользователями обвиняли, в частности, разработчиков двух крупнейших соцсетей: Facebook и Instagram. Причём последнюю поймали с поличным: в ходе эксперимента выяснилось, что даже когда связь с Сетью плохая, приложение всё равно слушает разговоры, потом обрабатывает их и выдаёт релевантную рекламу.
Это ещё полбеды: ну допустим, приложения вас слушают, автоматически обрабатывают разговор, автоматически вычленяют ключевые слова и автоматически же выдают релевантную рекламу. Хотя Facebook активно отрицает и это — слушаем вас внимательно, только если вы пишете видео или звук, а так — ни-ни. (Ага, как же.) А что с мессенджерами? Да они сдадут вас любой спецслужбе по первому же требованию, и WhatsApp (который принадлежит тому же Facebook) — быстрее всех.
Производители смартфонов: воткни свои наушники куда-нибудь в другое место
Уж сколько раз обсуждали эту тему, но со временем она не становится менее возмутительной. Господа разработчики, ну чем вам не угодил разъём для наушников? Ладно Apple — пользователям «яблок» не привыкать жить в ограниченном мире, где за них всё решают. Но остальные-то куда лезут? Некоторые вендоры так спешили попасть в тренд, что убрали мини-джек ещё только когда появились слухи о том, что очередной iPhone тоже его лишится.
А ради чего весь сыр-бор? Чтобы убрать лишние миллиметры толщины смартфона? Да им и так скоро получится хлеб нарезать, в качестве доски подложив какой-нибудь iPad — конечно, тоже без разъёмов. Ах да, ещё же можно активно продавать «изящные», «удобные» и «крепкие» переходники, которые в производстве стоят копейки, а в магазине — 800 рублей. Ну и заодно приподнимается рынок беспроводных наушников: «яблочные» фанаты купят беспроводные «уши» за 12 000, остальные тоже себе что-нибудь да подберут. Все в плюсе, короче. Кроме пользователей, как водится.
Electronic Arts: а вот и не поиграешь!
Посмотрим на мир игр. Electronic Arts в этом году, прямо скажем, отжигает: и с новыми Star Wars облажалась, и по классике прошлась. Про «Звёздные войны» мы уже достаточно писали, не будем лишний раз их пинать. Но чем геймеры заслужили закрытие возрождённых и активно используемых серверов Battlefield 2 и Battlefield 2142 — непонятно. Проект от Revive по поддержке классических онлайн-хитов существовал и процветал много лет. Господа из ЕА всё это время его просто не замечали, а как только заметили, тут же придушили.
Можно сколько угодно гадать о причинах такого отношения к геймерам, удивляет только непоследовательность менеджеров ЕА. Раз игра пользуется популярностью — запусти снова официальные серваки и получи плюсов в карму от преданных геймеров. А если это нерентабельно, то не мешай тем, кто с такой точкой зрения не согласен. Но нет же: и тем пригрозили надавать по заднице, и сами ничего не делают. И ведь не стыдно.
Sony: заплатил бабла — заплати ещё (часть 2)
В далёком 2009 году, когда смартфонные игры только начинали активно развиваться, Steam уверенно набирал высоту, а про игровые диски ещё никто не забыл, Sony решила: выпускаем PSP Go с 16 ГБ встроенной памяти и без дисковода для UMD. Вроде удачный момент — встраивайся в поток и греби бабло лопатами. Вот только некоторые торговые сети отказались продавать новую консоль. Мол, слишком дорогая, да и вообще — как на дисках-то теперь наживаться? Опять же, японцы забыли одну маленькую деталь — многомиллионную аудиторию геймеров, которым придётся заново покупать игры в цифровом формате, хотя они уже имеются на дисках.
Чтобы было не так обидно, Sony запустила аттракцион неслыханной щедрости — аж три бесплатные игры в цифровом формате каждому, кто переходит со старых PSP на новые. Почему не две или не пять? Логика менеджеров компании сегодня не совсем понятна. Но тот факт, что консоль провалилась в продажах, на этом фоне совсем не удивляет. Впрочем, в преддверии смартфонного бума она всё равно была обречена.
Sony: японский городовой
В бизнесе полновесных консолей дела у Sony и тогда шли хорошо, и сейчас жаловаться не на что. Настолько, что они, по примеру ЕА, не стесняются жёсткой политики в отношении собственных пользователей. Вот в Саудовской Аравии живёт паренёк по имени Джихад. Ну, как родители назвали, так в нике и записал. И попал в бан — мол, пропагандируешь терроризм, нельзя так. С трудом, но парень договорился: меняет ник — заблокированные игры ему возвращаются. Правда, с ачивками и контактами всё равно пришлось распрощаться.
Схватить бан можно и случайно, получив динамический IP, который был заподозрен в DDoS-атаке. Если при этом «плойка» случайно не окирпичилась (что может произойти при худшем стечении обстоятельств), то меняй IP, договаривайся о разбане и покупай статический «айпишник», куда деваться-то.
И ещё одна история напоследок. Чтобы привлечь внимание игроков на фоне конкуренции с Microsoft Xbox, Sony обещала, что не будет возражать против аренды и перепродажи б/у-игр третьим лицам. Но как только дело дошло до выхода на рынок, политика резко изменилась: «Сорян, мы передумали, но вы держитесь там». Ну блин, спасибо!
Заключение: что делать-то?
И что же мы, маленькие пользователи и игроки, можем противопоставить большим и страшным мегакорпорациям? Да всё просто — мы сильны, когда нас много. Каждый подобный вопиющий случай заслуживает максимального резонанса в соцсетях и в Интернете вообще. Открывайте петиции и активно их подписывайте. Постите и репостите возмущения в социальных сетях. Пишите блоги и снимайте видеоблоги. Иногда это работает. Например, в Samsung Galaxy S7 вернулся слот для microSD, который зачем-то убрали из S6. А вдруг и разъём для наушников вернут когда-нибудь? EA после шумихи дала задний ход со своими лутбоксами в Star Wars Battlefront II. И даже есть надежда, что они больше так не будут.
И, кстати, не надо вот этого: «Да ваще козлы, то ли дело мой любимый MegaXmartphone Inc. — вот он молодец». Практика показывает: сегодня молодец, а завтра сдерёт с тебя последний рубль и не подавится. Примите в качестве аксиомы: корпорации — зло, неистребимое, но необходимое. Их просто нужно как следует держать за жабры, если они начинают зарываться.
Мы выбрали только несколько громких историй, но в действительности их многие десятки, если не сотни. Напишите в комментариях, какие «отжиги» крупных компаний оскорбили лично ваши чувства.
Автор текста: Макс Дворак
Источник: