1. Машинный интеллект и машинное обучение повсюду
Очень хочется быть оригинальным, но в данном случае соригинальничать означало бы соврать, поэтому придется в общем хоре повторить: 2017 год в первую очередь будет нас постоянно радовать (а иногда и ошеломлять) результатами применения машинного обучения и машинного интеллекта в самых разных областях.
Применения обещают быть столь разнообразны, что придется и нам в русскоязычной среде перейти к использованию обобщающего термина «когнитивные технологии». Он описывает технологическую реализацию процессов, которые мы привыкли приписывать мозгу: распознавание речи, звуков, изображений, видео и даже смыслов, синтез речи и визуальных объектов, задачи классификации и прогнозирования в широком смысле.
Например, станет более заметно исчезновение языковых барьеров при общении в реальном времени за счёт резкого улучшения качества синхронного перевода для всё большего числа языковых пар.
Применения машинного интеллекта сделают многие компьютерные и мобильные игры интереснее и неожиданней, будут помогать чат-ботам и сервисам-ассистентам завоевывать миллионы новых пользователей, а любители смогут легче создавать художественно выглядящие фото и видео даже с помощью недорогих смартфонов. Обработанные (а подчас и созданные) нейронными сетями аудио- и видеопроизведения из экзотики станут рутиной: в озвучке, в рекламной графике, в видео.
С технологической точки зрения бурный и массовый расцвет когнитивных технологий будет основан на open-source-решениях, API и облачных сервисах: этот комплекс делает сложные и дорогие в полной разработке решения массово доступными для стартапов и бизнеса любого размера.
2. Роботизация умственного труда
Одно из следствий взрывного развития когнитивных технологий надо выделить особо. Его часто называют роботизацией умственного труда. Это значит, что появятся и будут множиться примеры использования алгоритмов на традиционно человеческих рабочих местах.
Начало будет выглядеть как избавление от рутинной и регламентированной работы (например, оператора колл-центра), но достаточно быстро мы увидим, как самообучающиеся алгоритмы станут трудиться вместе с людьми, чья работа основана на многолетней практике классификации объектов или сигналов.
Это и лаборанты, расшифровывающие различные анализы, и технологи на предприятиях с накопленными цифровыми архивами процессов, и медиапланеры в рекламной индустрии. Как сложатся роли и разделение труда в таком коллективе умных машин и опытных людей, мы увидим уже в последующие годы.
3. Высокотехнологичная медицина
Технологии для медицины и здоровья начнут завоевывать массовый рынок, хотя скорость процесса будет сильно разниться от страны к стране.
Этому поможет развитие сразу нескольких вещей. В первую очередь, это софт, и здесь тоже не обойдётся без когнитивных технологий. Во-вторых, это «железо», и похоже, именно измерения каких-то параметров здоровья оказались единственной причиной для многих людей покупать умные носимые устройства: часы, браслеты, медальоны и так далее. В-третьих, это совершенствование законодательства, что особенно важно для нашей страны.
Технологии позволяют сделать модные и популярные практики заботы о своём здоровье (от бега и фитнеса до медитаций и различных практик осознанности) информационно насыщенными, увеличить вовлечение и азарт — а эмоциональная потребность в устройстве или приложении всегда эффективнее рациональной потребности. Помогут и специализированные устройства, предназначенные для отслеживания состояния людей, страдающих конкретными заболеваниями и улучшающие качество жизни этих людей своевременными советами, предупреждениями — и тревожными сигналами в острой ситуации.
4. Дополненная реальность
Дополненная реальность будет становиться всё более популярным интерфейсным решением для мобильных приложений и наконец на рынке появятся долгожданные устройства для работы с ней. Это сделает более привлекательными развлечения, более комфортной нашу жизнь, более совершенными и надежными многие технологические процессы в промышленности.
На ум приходит в первую очередь стартап Magic Leap и проекты некоторых больших технологических компаний США.
А вот виртуальная реальность, хотя и получит гораздо больше внимания (там много дорогого железа и огромные маркетинговые бюджеты), останется уделом своих стойких фанатов — до той поры, пока не справится с чисто физиологическими проблемами, которые сопровождают её сколь-нибудь длительное и активное использование. Ну, и с необходимостью носить на спине целый компьютер или быть к нему привязанным кабелями.
5. Технологии — это магия
Психология всё больше будет определять облик технологических продуктов, а сами технологии при этом будут невидимой магией «под капотом». Третий закон Кларка «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» на самом деле описывает критерий успешности продукта: когда технологии через открытый код и API доступны всем, именно ощущаемое волшебство, простота и полезность продукта начинают определять его массовое признание.
При этом «умность» технологий для части людей оказывается пугающей, и чтобы дать им ощущение заботы и дружелюбности, а не бездушного машинного разума, нужно тоже помнить о психологии.
Например, дизайн уже помог сделать технологические продукты не только инженерным достижением, но и элементом окружающей нас эстетики. В случае интерактивных приложений, правда, придется работать чем-то сильно большим, чем традиционный UI.
Хорошо ли, если голос персонального ассистента неотличим от человеческого? Или он должен тембром напоминать, что ты говоришь с машиной, пусть и умной? Нужно ли в рекомендациях писать полную правду: «проанализировав 300 факторов вашего поведения в интернете, мы рекомендуем…», — или написать нечто нейтральное (но тоже правдивое): «поскольку ты любишь X, мы рекомендуем Y»?
Это, безусловно, интерфейсные вопросы, но вопросы не удобства и классической юзабилити, а как раз психологического комфорта в общении с самостоятельной интеллектуальной машиной.
6. Аддитивные технологии
Аддитивные технологии — это более корректное название самых разных устройств, называемых для сенсационности 3D-принтерами. Можно ожидать, что в 2017 году они начнут внедряться в разных отраслях промышленности (от строительной до медицинской) и менять сознание конструкторов и технологов, которые привычно сконцентрированы на ограничениях традиционных методов обработки материалов.
Например, такие методы часто не позволяют получить сложную трехмерную форму из единого куска, а любые соединения снижают прочность и усложняют технологический процесс, внося в него дополнительные операции. Аддитивные технологии позволяют получать цельные объекты очень сложных форм.
Персонализация и индивидуальные решения, к которым мы привыкли в цифровом мире, также начнут проникать в мир материальный, и отнюдь не в сегмент роскоши: это строительство, медицинские устройства и особенно протезы, автопром и электронные компоненты, а не только уникальные образцы скульптуры, обуви или украшений. Вот интересный обзор на эту тему.