ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > ОАК разрабатывает конвертируемый самолёт-заправщик Ил-78МК-90

ОАК разрабатывает конвертируемый самолёт-заправщик Ил-78МК-90


18-09-2016, 05:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

ОАК разрабатывает конвертируемый самолёт-заправщик Ил-78МК-90


Акционерное общество "ОАК — Транспортные самолёты" (ОАК-ТС, входит в структуру ОАК) ведёт разработку конвертируемого самолёта-заправщика Ил-78МК-90. Ил-78МК-90 предназначен для заправки топливом в полёте самолётов стратегической и фронтовой авиации, а также перевозки и десантирования грузов, техники и личного состава. На самолёте установлены три агрегата заправки УПАЗ-1 производительностью более 2000 л/мин. каждый. Самолёт также может быть использован для транспортировки и раздачи топлива на земле.

Ил-78МК-90 является развитием самолёта-заправщика Ил-78 (Midas, по классификации НАТО). Новое воздушное судно будет оснащаться четырьмя двигателями ПС-90А-76 с максимальной взлётной тягой 16 000 кгс, отвечающими требованиям ICAO по уровням шума и эмиссии вредных веществ.

Установка новых ПС-90А-76 позволяет увеличить дальность полёта благодаря снижению удельного расхода топлива. Кроме того, Ил-78МК-90 может совершать взлёт и посадку как с аэродромов с искусственным покрытием, так и с грунтовых. Для применения новейшего летательного аппарата в транспортном варианте разработано и производится быстросъёмное оборудование, позволяющее применять Ил-78МК-90 для выполнения десантирования техники и личного состава, реализации противопожарных мероприятий и решения задач по оказанию медицинской помощи.

Конвертируемый самолёт-заправщик будет оснащён новым пилотажно-навигационным комплексом, в состав которого войдут цифровая система автоматического управления и комплекс связи, соответствующий требованиям ICAO по точности самолётовождения и радиообмену. Ил-78МК-90 будет оборудован крылом и шасси усиленной конструкции, что не только расширит эксплуатационные возможности, но и улучшит технико-экономические характеристики самолёта. Кабины экипажа, штурмана и рабочее место оператора дозаправки оборудованы многофункциональными индикаторами и связаны в единое информационное поле.

Максимальная взлётная масса Ил-78МК-90 составляет 210 тонн, максимальная полезная нагрузка — 52 тонны. Крейсерская скорость полёта нового самолёта — 750–800 км/ч, скорость полёта при дозаправке самолётов в воздухе — 400–600 км/ч, максимальная высота полёта — 12 100 м. Высота полёта при дозаправке самолётов — от 450 до 9000 м. Дальность полёта конвертируемого самолёта-заправщика с максимальной полезной нагрузкой — 5000 км. Длина разбега Ил-78МК-90 — 1540 м, пробега — 960 м.

Самолёт Ил-78МК-90 можно назвать прямым конкурентом многоцелевого транспортного самолёта-заправщика A330 MRTT (Multi Role Transport Tanker) разработки концерна Airbus Defence & Space.

Этот летательный аппарат создан на базе пассажирского лайнера А330-200. В конфигурации для французских ВВС он будет оснащаться авионикой производства Thales, авиадвигателями Trent 700 производства компании Rolls-Royce и комбинированной системой дозаправки в полёте с помощью заправочной штанги или с применением подкрыльевого контейнера с автономным агрегатом заправки "шланг-конус" разработки Airbus.

На самолёте будет обеспечена возможность комплектации разных компоновок, включая вариант для перевозки до 271 пассажира или медицинской эвакуации, в том числе с использованием французского модуля интенсивной терапии Morphe для транспортировки до десяти пациентов и 88 пассажиров.

В июле 2016 года Министерство обороны Индии прекратило проведение тендера на поставки индийским ВВС шести многоцелевых транспортных самолётов-заправщиков в рамках программы MRTT. Индийское военное ведомство систематически откладывало переговоры о стоимости шести самолётов A330 MRTT после того, как в июле 2012 года этот самолёт был признан победителем тендера в борьбе с Ил-78 благодаря конкурентоспособной стоимости жизненного цикла в течение 40-летнего периода эксплуатации.

ВВС Индии приобрели шесть Ил-78 в 2004 году, но они также заинтересованы в A330, который отличается повышенной топливной эффективностью и упрощённым техобслуживанием.

Таким образом, можно с высокой долей вероятности утверждать, что новый российский конвертируемый самолёт-заправщик Ил-78МК-90 создаётся с целью повышения конкурентоспособности отечественной авиационной техники на внешнем рынке. Новая модификация Ил-78 благодаря установке новых двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования станет достойным соперником европейскому A330 MRTT в классе многоцелевых транспортных самолётов-заправщиков.

Авиация России


Вернуться назад