Сегодня эти кадры можно назвать историческими. Первые испытания после модернизации стали возрождением "Кукурузника". Его сразу и не узнаешь. Вместо носа-пятачка - изящный клюв. Облик биплана изменил двигатель - американский турбовинтовой вместо советского поршневого. Сегодня в очереди на новый двигателей 3 борта. После удачных испытаний НИИ авиации получил разрешение на массовую модернизацию "Кукурузников". Здесь же изготавливают моторамы.
Алексей Яцкевич, начальник сектора автоматизированного производства СибНИА им. Чаплыгина: "Эта деталь позволяет прикрепить двигатель к самолёту. По трудозатратам - как оказалось, делать её самим намного дешевле и выгодней, чем заказывать на стороне".
Аналогов Ан-2 до сих пор нет в мире. Маневренный и неприхотливый, надёжный и живучий, а ещё универсальный. Почта и продукты питания, пассажирские перевозки и поисковые работы - ему под силу всё. Этакий автомат Калашникова в авиации. Тем не менее, у новосибирского проекта немало противников. Модернизация Ан-2 немногим дешевле нового самолёта. Но конструкторы утверждают - очень экономична теперь его эксплуатация.
Григорийй Анохин, заместитель директора СибНИА им. Чаплыгина: "Возможность перехода от авиационного бензина, который на севере стоит порядка 150 тысяч рублей за тонну на керосин, он в первую очередь уменьшает на порядки стоимость лётного часа".
Главные претензии к модернизации Ан-2 не экономические, а политические. Вчерашний союзник по производству бипланов - украинский завод Антонова - заявляет о своих правах на все самолёты. Хотя, юридически это не подтверждено. Если договориться не удастся, российские авиаторы готовы в срочном порядке разработать новые правила по использованию старых самолётов. Наподобие тех, что действуют в Америке.
Владимир Барсук, директор СибНИА им. Чаплыгина: "Нормативно-правовая документация, разработка федеральных авиационных правил. Я надеюсь, что в результате написания авиационных правил по старым самолётам, по поддержанию лётной годности этих старых судов это можно в принципе за 2-3 месяца вопрос этот решить. Процедура допуска к коммерческой эксплуатации этих самолётов станет возможной".
Изначально авиаторы дорабатывали Ан-2 для российского рынка. Однако сегодня немало заявок из-за рубежа - Казахстана, Польши, Чехии, США и даже Бразилии. А недавно на предприятии побывала делегация из Китая. Жители поднебесной хотят модернизировать 700 самолётов. Вот это самый настоящий "Кукурузник" - так называли самолёты, которые были задействованы в сельском хозяйства. С них опыляли поля. После модернизации в хвостовой части поставят кресла, в хвостовой сделают туалет. И этот самолётик сможет перевозить пассажиров. Возможно, жителей крайнего севера, где без малой авиации не обойтись.
Основной ролью самолёта Ан-2 можно считать осуществление социально значимых грузопассажирских перевозок в отдалённых, слабо охваченных другими видами транспорта регионах России. Приоритетность этой роли определяется обширной территорией вышеназванных регионов и не имеет в настоящее время тенденции к уменьшению. Благодаря своим уникальным лётным характеристикам и неприхотливости к условиям эксплуатации Ан-2 не имеет альтернативы среди существующих отечественных и зарубежных самолётов. Конструктивные и эксплуатационные особенности самолёта делают его незаменимым в современных условиях, особенно для грузопассажирских перевозок в северных районах России, а благодаря количеству используемых Ан-2 вопрос модернизации становится особенно актуальным. За последние годы авиационный бензин, на котором работает штатная силовая установка АШ-62ИР, многократно подорожал и оказался дефицитным видом топлива, что создало существенные экономические препятствия использованию самолёта. Анализ ситуации, складывающейся в сфере применения заслуженного ветерана, состояния его парка, опыта разработок и применения самолётов подобного типа, позволил руководству ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» в октябре 2010 года принять решение о модернизации самолёта Ан-2 в рамках инициативной работы. Целью проекта являлось повышение его экономической эффективности и улучшение эксплуатационных характеристик. При этом ставились следующие задачи: переход с авиационного бензина на авиационный керосин; автономность и независимость от наземных служб аэродрома при техническом обслуживании и подготовке воздушного судна; сохранение основных качеств, в том числе аэродинамических, базового самолёта Ан-2; улучшение температурных условий в пассажирской и пилотской кабинах. В результате проведения опытно-конструкторской работы для замены силовой установки был выбран газотурбинный двигатель ТРЕ331-12 производства компании «Honeywell Aerospace» (США). Замена поршневого двигателя АШ-62ИР, производство которого уже давно прекращено, на двигатель ТРЕ331-12 позволит отказаться от использования дефицитного авиационного бензина и снизить эксплуатационные затраты за счёт снижения стоимости топлива (керосин в 5 раз дешевле авиационного бензина) и уменьшения его расхода, а также увеличения ресурса двигателя. Следует отметить, что двигатель может работать и на автомобильном бензине или дизельном топливе.