ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Электромобиль: игрушка или технологический прорыв?

Электромобиль: игрушка или технологический прорыв?


2-01-2013, 14:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Электромобиль: игрушка или технологический прорыв?

 

 

Первые электромобили в России разрабатывали на "АвтоВАЗе" в 1970-е гг. Опытные партии электромобилей даже поставляли для работы на почте, в больницы, санатории и комбинаты бытового обслуживания. Однако дальнейшего развития проект не получил.

Nissan Leaf

Новая эра для электромобилей в России началась в октябре 2011 г., когда в продаже появились Mitsubishi iMiEV. В ближайшее время в стране начнутся продажи Chevrolet Volt, Renault Fluence ZE, BMW i3 и Nissan Leaf. К 2014 г. выпуск электромобилей наладит Saab.

"У нас есть несколько моделей автомобилей с электродвигателем. Одним из них является Nissan Leaf. Мы запустили его на рынок два года назад в США, Японии и Европе.

И за это время продали почти 43 тыс. автомобилей этой марки. Мы думаем над тем, чтобы вывести на рынок автомобиль класса "люкс" с электродвигателем", - отметил директор по производственным вопросам Nissan Тошиюки Шига.

Существуют три мировых лидера в производстве электромобилей - Mitsubishi, Nissan и Renault. Но и другие автомобильные компании разрабатывают и производят электромобили.

Mitsubishi iMiEV

Тем не менее Mitsubishi iMiEV - пока единственный электромобиль, который официально поставляют на российский рынок.

Зарядить батарею электромобиля можно двумя способами: от станции сверхбыстрой зарядки (это займет около 20 мин.) или от обычной розетки (это займет 6-8 час.). На одной зарядке батареи автомобиль способен проехать до 150 км.

Но это в хороших, летних условиях. Зимой, когда включена электропечка и другие приборы, пробег на одной зарядке сокращается в два-три раза. Именно отсутствие электрозаправок в пути чаще всего пугает возможных покупателей электромобилей. Первая в России станция зарядки открыта на Садовнической улице в Москве меньше года назад. Сейчас в России действуют уже 45 зарядных станций, из них в Москве и Московской области - 44.

Эксперты полагают, что на первом этапе развития инфраструктуры важно, чтобы количество зарядных станций в два-три раза превышало количество проданных и ввезенных электромобилей. В Москве насчитывают 200-300 электромобилей, и 50 зарядных станций явно недостаточно.

ЭЗС МОЭСК

Основную часть электрозаправок (ЭЗС) в России - 28 - установила компания МОЭСК., 26 ЭЗС открыты для всех владельцев электромобилей. Пока срок окупаемости заправки составляет шесть-семь лет, поэтому частный бизнес неохотно инвестирует в эти проекты.

В начале 2012 г. американский венчурный фонд Enerfund объявил о намерении вложить $50 млн в инфраструктуру ЭЗС в России. Это позволит к 2014 г. построить в России 2 тыс. ЭЗС переменного тока и 100 ЭЗС быстрой зарядки.

ЭЗС медленной зарядки стоит до 10 тыс. евро, быстрой зарядки - до 50 тыс. евро. За последний год электрозаправки подешевели почти в два раза, в Европе открыли несколько заводов по их производству. В России собственную станцию быстрой зарядки разработал "Мосгортранс", компания в скором времени начнет установку подобных ЭЗС.

Другая причина, по которой электромобили в России не совсем популярны, - это их стоимость. Эксперты полагают, что электромобили в дальнейшем подешевеют, поскольку их устройство не такое сложное: батарея, электродвигатель, трансмиссия и кузов. При этом самое дорогое устройство в электромобиле - батарея - составляет в стоимости авто до 70%.

Компоновка электромобиля

Однако благодаря увеличению объема производства батареи уже начали стремительно дешеветь. В России также намерены наладить выпуск батарей, ничего сложного в технологии производства нет. Из-за того, что батарея расположена под полом авто и весит до 250 кг, электромобиль имеет низкий центр тяжести и очень устойчив.

Цены на батареи могут упасть, на пока Mitsubishi iMiEV стоит 1,8 млн руб., и в России продано всего 85 машин этой марки. Причем основные покупатели - юрлица.

Электромобили любят за отсутствие шума. В США и Японии их даже оснащают генератором шума, чтобы авто были заметны и слышны пешеходам.

Возможных покупателей электромобилей может утешить стоимость эксплуатации авто. Она значительно ниже, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Зарядка на ЭЗС в России пока вообще бесплатная.

Но это не навсегда. В дальнейшем стоимость зарядки на обычной ЭЗС составит 30 руб./час, на быстрой ЭЗС - 200 руб. за 15 мин. "Полный бак" в обоих случаях обойдется в 200-250 руб.

Таким образом, километр пробега электромобиля примерно вдвое дешевле, чем у авто на бензине или дизельном топливе. Если же заправлять электромобиль в гараже от обычной розетки ночью, то километр пробега обойдется в 20 раз дешевле, чем у автомобиля на бензине: "полный бак" будет стоить всего 13-14 руб.

Renault Kangoo

В Европе электромобили продают без батареи. Покупатели серьезно экономят, а батарею можно взять в аренду. Например, для маленького электромобиля smart-а аренда составляет 65 евро в месяц, для Renault Kangoo - 72 евро в месяц.

Китайский автопроизводитель BYD (10% акций компании принадлежат Уоррену Баффету) выпускает электромобили с несменяемыми батареями.

Поэтому китайцы завлекают покупателей другим способом: они разработали лизинговую программу, чтобы сократить месячные затраты владельцев авто.

Но даже этих мер недостаточно. И тут в дело вступает господдержка. Власти предоставляют покупателям электромобилей ряд льгот. В частности, импорт электромобилей не облагают пошлинами, а покупатели не платят НДС и ежегодный транспортный налог. Для сравнения, в России пошлины и НДС добавляют к цене 38% от начальной стоимости электромобиля.

Кроме того, владельцы электромобилей в некоторых странах Европы могут бесплатно ездить по платным дорогам и по полосам для общественного транспорта. Для электромобилей оборудованы особые парковочные места, которые нельзя занимать обычным автомобилям. Наконец, на электромобиле можно въехать в некоторые природоохранные зоны и заповедники.

В России электротранспорт развивается в основном благодаря усилиям властей и госкомпаний. Так, "Почта России" к Олимпиаде в Сочи намерена закупить 100 электромобилей Renault: 70 Kangoo ZE и 30 Twizy. Минтранс намерен пересадить на электромобили некоторых таксистов в Калининграде и Казани. Курорты Ставропольского края получат 100 электромобилей "Эллада", созданных на базе "Лады Калины".

"АвтоВАЗ" произвел пробную партию электромобилей "Эллада"

"Эллада" дешевле иностранных электромобилей, она стоит 1,25 млн руб. Самую первую машину этой марки купил глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов.

В ноябре Федеральная сетевая компания (ФСК) представила программу по развитию инфраструктуры ЭЗС до 2015 г. В основу программы лег проект "МОЭСК-EV", окончательный план утвердят в I квартале 2013 г. В Москве и Московской области построят 2260 ЭЗС, в том числе 310 - сверхбыстрых. Сеть ЭЗС появится в Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

По замыслу энергетиков, у электромобилей имеется еще одна важная задача. При массовом производстве и использовании электромобили способны выравнивать суточные перепады в энергосетях. Ученые и производители уже разрабатывают батареи-накопители, которые будут накапливать энергию ночью и отдавать ее днем.

Владельцы электромобилей смогут стать участниками рынка электроэнергии. Купив энергию ночью и зарядив батарею своего электромобиля, владелец авто может продать энергию днем, когда тарифы выше. Это в том случае, если планы на день изменятся и выезд из гаража по делам не потребуется.

Каждую ночь московский регион недополучает 24 ГВт энергии. Мощности ГЭС и АЭС позволяют выработать этот объем, но на него ночью нет спроса, и электростанциям приходится сбавлять обороты, а затем днем вновь их увеличивать. Это ведет к издержкам и потерям. Поделив 24 ГВт на количество машин, получаем: каждую ночь в Москве можно заряжать 1,2 млн электромобилей. Утром эти электромобили могут отправляться в путь. И никаких потерь для ГЭС и АЭС.

Автопроизводители рассматривают инвестиции в электромобилестроение как стратегические. Передел рынка уже начался, поскольку запасы нефти на Земле иссякают, а требования экологов становятся все более понятными населению и властям. Есть ли большое будущее у электромобилей - покажет время. Возможно, на рынок выйдут другие технологии производства энергии. Технический прогресс продолжается.


Вернуться назад