ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Проложить по воде бульвар бывает более верным делом, чем построить на песке замок
Проложить по воде бульвар бывает более верным делом, чем построить на песке замок21-06-2010, 12:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Текучая компонента городаПроложить по воде бульвар бывает более верным делом, чем построить на песке замок
С 26 по 30 мая 2010 года — между прочим, как раз во время проведения в китайском Шанхае специально посвящённой проблемам мегаполисов Всемирной выставки « …Большинство россиян живут не в новых загородных посёлках, не в недавно отстроенных элитных жилых комплексах, а на периферии — в огромных безликих микрорайонах. В ближайшие годы задачей архитекторов и специалистов по городскому планированию станет не создание городов, не освоение новых пространств, а развитие уже существующих, ранее организованных городских комплексов, которые, во-первых, часто отличаются плохой инфраструктурой, постепенно разваливаются и уже не отвечают требованиям к задачам современной жизни. Решать эту непростую задачу надо за счет, что называется, «изыскания внутренних ресурсов»: дополнительных средств в бюджете не предусмотрено. А значит, придется экономить энергию, рационально использовать ландшафт, повышать плотность застройки и создавать новые рабочие места. Город-модель Как ни удивительно, все перечисленные задачи вписываются в классическое определение архитектуры. И что еще более удивительно, они привлекли на этот раз и внимание современных архитектурных бюро и фирм, давно это определение забывших. Вот примеры лишь некоторых из приведенных там проектов. Четырехкратный КремльЦентральная идея «плавучего бульвара», представленного небезызвестной архитектурной
Курса на «рациональное использование городских ресурсов» придерживался в этот раз и сам ЦДХ, предоставив одно из своих «технических подполий» — довольно неказистый полуподвал — участникам «архитектурного пари» — С каждой стороны в «пари» участвовали по десять предложений, подготовленные архитекторами из разных государств. Наиболее радикальные творцы хотели, к примеру, прочитать буквально известную метафору Наполеона: «Париж, Руан, Гавр — это единый город, главной улицей которого является река Сена». Однако, как теми же зодчими и признавалось, чтобы такой мегаполис стал действительно единым, даже двести лет спустя всё ещё лишь предстоит создать разновидность массового транспорта, способную при по-городскому достаточно частых остановках безопасно и комфортно перевозить пассажиров со средней скоростью не менее 90 км/ч и «пиковыми» интервалами не более 3 мин, оставаясь при этом ещё и целесообразной в сугубо экономическом плане. Москву же большинство участников порывалось «разуплотнить», с опорой на Интернет и прочие ультрасовременные технологии, до едва ли не первобытного состояния: чтобы рядом с Кремлём вновь шумели сады и леса. А для того, пользуясь выражением Ильи Мукасея, «четырёхкратно клонировать» российскую столицу, обеспечив власть, крупный бизнес, торговлю, и «индустрию развлечений» собственными городами — каждый со своей рекой, внешними подобиями Кремля, Большого театра и других «знаковых» московских объектов, используемыми сообразно новой специфике: так, «Кремль столицы развлечений» оказывался, на поверку, аквапарком. Ну, а в историческом центре — среди подлинных реликвий былого и максимально возрождённой природы — пусть себе мирно гуляют туристы… Велосипедно-трамвайная развязкаУдачей обернулся для некоторых градостроителей и даже для городских жителей теперешний виток глобального кризиса: глядишь, обойдётся Пермь без уже запроектированной некими инвесторами-толстосумами докризисного времени цепочки «блистательных небоскрёбов», многочисленных жителей и гостей которых непонятно, как и на чём перевозить. При сохранении же нынешней плотности населения без таких «пиков» городу ещё долго и успешно послужит трамвай, отметивший собственное 80-летие 7 ноября 2009 года, особенно если устроить на большинстве магистралей обособленные трамвайно-автобусные полосы по опыту Лиговского проспекта в Санкт-Петербурге, а ряд тесных центральных улочек с подлежащей охране исторической застройкой и вовсе сделать трамвайно-велосипедно-пешеходными.
Разработкой нового мастер-плана озадачилось архитектурное бюро из Нидерландов КСАР ( Решительно отвергают прагматичные голландцы и давно уже предлагаемый иными отечественными зодчими вынос развития Перми на противоположный, правый берег Камы. При километровой в среднем ширине реки у города возникнет множество проблем с мостами и прочими коммуникациями. Против говорит печальный опыт голландского Роттердама: с переносом там за широкую бухту Дворца Правосудия и некоторых других важных объектов новый центр города всё равно толком не сформировался, а вот старый — пришёл в ощутимое запустение. Нынешняя застройка Перми на 40% представлена откровенно ветхими, не представляющими никакой ценности и достойными лишь сноса объектами среди крайне неблагоустроенных природных ландшафтов, а тогда и места для нового строительства хватит ещё на многие десятилетия. Вместо дорогостоящего и неэффективного расширения города, по мнению КСАР, следует всемерно заменять характерные до сих пор даже для самого пермского центра отдельно стоящие здания, окруженные затоптанно-заплёванной зеленью, чередованием плотно застроенных, оснащённых всем необходимым «соцкультбытом» кварталов и настоящих произведений садово-паркового искусства, включая «зелёное кольцо», образуемое долинами самой Камы и впадающих в неё речек Данилихи и Егошихи. Как часть этого «зелёного кольца» вдоль Камы и улицы Орджоникидзе задумана пешеходно-велосипедная «музейная миля»: к уже де-факто превращённому в О Речном вокзале — разговор особый. Это, пожалуй, второй капитально-монументальный объект такого рода по всей России, возведённый к началу навигации предвоенного 1940 года и развивающий идеи открытого тремя годами ранее
Лишь в 2008 году знаменитый московский галерист Тянущийся вдоль Волги подмосковный «наукоград» Дубна — раз в десять меньше Перми, да и климат в нём помягче, так что — проект DeVELOpment (англ. «ВЕЛО-развитие»), подготовленный совместными усилиями студентов московских Архитектурного института ( Лишь 1% всех опрошенных студентами в Дубне водителей двухколёсного транспорта посетовали, что пользуются им «за неимением лучшего», тогда как каждый четвёртый бодро заявлял: «Велосипед дарует мне здоровье!» Однако продолжающему интенсивно развиваться удалённому на 100 км от Москвы городу не обойтись и без более скоростных автомобилей, так что, в интересах безопасности, разработчики предложили запретить-таки въезд двухколёсных машин на центральный проспект, параллельно которому обустроить зато сразу три велодорожки между станциями также высокоэкологичных электропоездов Дубна и Большая Волга. «Речная» дорожка протянется по живописному, но в то же время плотно застроенному правому берегу Волги; «Городская» — через центральные кварталы, а «Лесная» — вдоль ограничивающего застройку с юга лесопарка, где ничто не помешает тренированным любителям высоких скоростей. Для пущего удобства велосипедистов на каждой из трасс предусмотрены автоматизированные «стойки самообслуживания», притормозив у которых, но не покидая седло, можно будет купить напиток, сэндвич, пополнить счёт мобильного телефона, а при необходимости — даже подкачать велосипедные шины стационарным компрессором! Ну, а к услугам приезжих — на упомянутых выше станциях электрички должны появиться также автоматизированные пункты проката: оплатил некую сумму —
Шутки званых гостейСреди так называемых «гостевых проектов» под не слишком оптимистичной рубрикой « А еще некто Чернов мечтает обогатить не слишком выразительный пока городской пейзаж высотными башнями. «Башня имени речного пароходства» в подчеркнуто гротескной форме воспроизведёт контуры почти исчезнувших в постперестроечное время с Оби грузопассажирских теплоходов, увенчав подобие то ли мачты, то ли маяка видовой площадкой. Основой «Башни памяти октябрьской революции» могли бы, по замыслу автора, стать бездействующие ныне дымовые трубы одного из местных «гигантов социалистической индустрии», самой той революцией, как известно, порождённой. Ну, а на «Башне имени горводоканала» и вовсе запроектирован плавательный бассейн с прозрачным дном, посетители которого смогут ощутить себя парящими в невесомости между небом и землёй! Ещё одного новосибирца — Г. Иваненко — фантазия уносит к клонированию легендарного основателя «сибирской столицы» Вернуться назад |