ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Анатомия суеверий → "Подземная" мифология Москвы

Анатомия суеверий → "Подземная" мифология Москвы


14-11-2011, 08:53. Разместил: VP

 

Скачать

Фото: РИА Новости

 

 

Какие тайны скрывает Московский метрополитен?

 

На сей раз спускаемся под землю, чтобы узнать тайны московского метро. Вообще, метрополитен - вид транспорта, необходимый любому мегаполису.

 

Подземка разгружает автодороги, позволяет передвигаться по городу без пробок и точно рассчитывать время в пути. Правда, стоит строительство метро очень дорого, поэтому только большие города и могут себе его позволить.

 

Первая подземка появилась в Лондоне в 1863 году и с тех пор так разрослась, что по длине линий с ней может соперничать только метро в Шанхае.

 

Московское метро, первая линия которого была пущена в 1935 году, - один из лидеров по объему пассажиропотока (его по этому показателю превосходит только метрополитен Токио). И еще, как считают москвичи, их метро - самое красивое в мире.

 

Многие станции, особенно старые, поражают позолотой, лепниной, мрамором, мозаикой, витражами, росписью на стенах и на потолках, барельефами и скульптурами. Советское правительство, приняв решение о строительстве метро, хотело сделать его памятником народного труда. Поэтому на отделку не скупились, и пресса, писавшая об открытии метро, имела все основания называть его "подземным дворцом". Метрополитен тогда поразил воображение москвичей своим блеском.

 

Но несмотря на сияние электричества, подземелье - все равно подземелье, и вокруг него начали появляться мрачные мифы. Один из таких мифов связан с тем, что метро якобы строили заключенные, которые сотнями гибли под землей. И молва гласила, будто в метро могут обитать неупокоенные души строителей.

 

Представители метростроя не раз уже говорили, что зэков к созданию метро не привлекали - над первой линией трудились профессиональные горняки, бывшие крестьяне, покинувшие деревни, вдохновенные комсомольцы и германские специалисты из немецкой компартии. А вот заключенных не было.

 

Тем не менее миф оказался устойчивым и до сих пор нет-нет да и всплывает, когда речь заходит о загадках московского метро. Правда, он немного изменился, превратившись в историю о поезде-призраке. Мол, в поезде этом никого нет, кроме машиниста, одетого в форму старого образца. Курсирует этот поезд якобы раз в месяц после полуночи по кольцевой линии метро, но дверей никогда не открывает - он собирает не живых пассажиров, а умерших метростроителей. Им двери открывать ни к чему - и так просочатся.

 

Если верить тому, о чем судачат люди, то может показаться, что московское метро - самое густонаселенное не только в плане пассажиропотока, но и в плане потустороннем. Ладно поезда-призраки. Люди суеверные убеждены, что метро - нехорошее место, поскольку проходит под землей и тревожит старые погосты.

 

Насчет старых погостов отчасти верно: все города, которые когда-то начинались с крепостей, а потом в течение столетий разрастались во все стороны, сталкивались с проблемой старых кладбищ, которые занимали большие куски земли рядом с церквями. Когда город начинал испытывать нехватку площадей, старые кладбища закрывали, а захоронения переносили или оставляли в земле, но без надгробий (мол, прах к праху). К тому же, прах этот особенно не тревожили.

 

Кстати (кто знает, может, в том числе и поэтому - чтобы не тревожить усопших), московское духовенство было против первых проектов московского метро, появившихся в начале ХХ века. Исторический факт: наиболее консервативные отцы Церкви утверждали, что человеку лезть под землю негоже, и в итоге идея строительства была городом отвергнута - градоначальники сделали ставку на трамвай.

 

Большевики, народ несуеверный, решили под землю все-таки спуститься. Тревожились ли при этом старые кладбища, доподлинно не скажу, но есть соответствующие легенды об одном из центральных метро-узлов (станции "Арбатская" - "Александровский сад" - "Боровицкая" - "Библиотека имени Ленина"). Мол, когда-то там было село Старое Ваганьково, ну и кладбище тоже имелось.

 

Были кладбища и рядом с другими станциями в центре города, например, рядом с Полянкой или у станции "Сокол", где когда-то хоронили солдат, павших в ходе Первой мировой. Различные маги и экстрасенсы утверждают, что во всех этих местах отчетливо прослеживается могильная энергетика. Не знаю, не уверена - народ постоянно ездит, и ничего. Видно, когда напряженный рабочий график, не до энергетики.

 

Хотя вообще-то люди часто жалуются, что после метро чувствуют себя усталыми. Но вряд ли дело в призраках. Шумовые нагрузки, обилие людей, искусственное освещение, не слишком хороший воздух - в общем, метро это не санаторий, сил там не наберешься. Кстати, в том числе и поэтому у машинистов метро - долгие отпуска и ранний выход на пенсию. Врачи отмечают, что профессия машиниста считается не самой полезной и для глаз, и для ушей, и для легких.

 

Кстати, у машинистов тоже есть легенды о призраках в метро. Одна - про Черного машиниста, который попал в аварию по вине начальства, не прислушавшегося к жалобам на изношенное оборудование. Машинист погиб, вину свалили на него, и с тех пор его призрак бродит по тоннелям. И кто знает, может, встречается с призраком Черного обходчика. Тот умер своей смертью, будучи глубоко в летах. А при жизни отличался тем, что любил поворчать на молодежь: мол, делают все тяп-ляп, к службе относятся легкомысленно. И вот теперь после смерти ходит, проверяет, что делается на путях.

 

Это легенды спиритологические. А есть еще биологические - про громадных тараканов и мокриц, а также про здоровенных крыс, разъевшихся в метро, хотя ума не приложу, на чем там можно разъесться - не на проводке же.

 

Кроме того, существуют легенды хронологические, когда люди видят перед собой целую толпу персонажей, одетых в костюмы других эпох. Некоторые очевидцы рассказывают, будто видели странный поезд, все пассажиры которого были одеты по моде конца 1950-х. А другие говорили о том, что на открытых участках метро в окне им мерещились конные всадники в мундирах времен войны с Наполеоном. Свидетели странных явлений клянутся, что видели все это своими глазами и при этом находились в твердой памяти, но им почти никто не верит. Зато в истинность следующей легенды верят почти все.

 

Самая главная легенда московского метрополитена - легенда о так называемом метро-2. "Метро-2" - неофициальное название засекреченной части московской подземки, которая находится в ведении Службы специальных объектов Главного управления специальных программ президента РФ и Министерства обороны. "Метро-2" немножко рассекретилось в 1990-е годы, когда наступила гласность, и в прессу даже попала карта этого самого метро, но насколько она достоверна - вопрос. Впоследствии многие говорили, что это всего лишь газетная утка.

 

"Метро-2", если верить имеющейся информации, начало активно строиться в начале холодной войны, и цель его была - эвакуация руководства страны из Москвы в случае ядерного удара. Поговаривают, будто один из тоннелей подземного метро вел в аэропорт "Внуково" (это если представители госверхушки решат покинуть столицу в случае катастрофы). А если нет, то их должны были защитить бункеры.

 

По слухам, один из них, огромный, размером с подземный город, находится в районе Раменки. Раньше в Москве бункеры тоже имелись. Один из них, кстати, не так давно рассекретили и превратили в Музей холодной войны. В бункер ведет довольно неприметный вход, расположенный во дворе, потом - спуск вниз, где скрывается система огромных тоннелей.

 

Экскурсантам показывают противогазы, радиотехнику и кино о войне, напоследок - пугают сиреной. Диггеры - люди, которые увлекаются лазаньем по тем подземным местам, куда простым гражданам рекомендовано не соваться, - убеждены, что бункер-музей имеет связь с кольцевой веткой московского метро.

 

Между тем, когда-то столичное метро использовалось как гигантский бункер. Это было во время Великой Отечественной войны. Тогда жители домов, расположенных рядом со станциями метро, устремлялись в подземку. Та, кстати, в связи с военным временем работала до шести вечера, а в потом ее готовили к приему большого количества прячущихся - город часто бомбили.

 

В метро тем временем шла жизнь. Например, на станции "Курская" работала библиотека. Конечно, нельзя сказать, чтобы в метро было совсем безопасно -так, бомба однажды пробила один из метротоннелей под центром города. Поэтому, когда по окончании Великой Отечественной начали активно заниматься "метро-2", его стали прокладывать на очень большой глубине - от 50 до 200 метров.

 

"Метро-2", как говорят, имеет только один прямой портал сообщения с обычным метро - неподалеку от станции "Спортивная", под Москвой-рекой. Те же диггеры успели туда слазать и даже сделать фотографии, правда, не очень четкие. Кроме ворот на снимках ничего нет. Поэтому вся дальнейшая информация о том, как работает секретное метро в Москве - слухи разной степени достоверности.

 

Одни говорят, что "метро-2" не представляет собой единой системы, а просто соединяет правительственные подземные объекты. Другие утверждают, что тайная метросистема есть, причем колоссальная. Ее строили почти 40 лет и дорыли до того, что теперь длина одной из веток секретного метро - около 60 километров. Станций, правда, немного, и все они технические, то есть без всякой отделки. Рельсы в тоннелях утоплены вглубь пола, чтобы там могли не только ходить поезда, но и ездить автомобили.

 

Все это - вероятные данные. Что там на самом деле - не знает никто, кроме спецслужб. Но народу, конечно, очень любопытно, поэтому слухи о "метро-2", его размерах и подземных городах, к которым оно ведет, ходят совершенно фантастические. Ну, например, что в подземном городе может поместиться 15 тысяч человек и прожить там 30 лет, если вдруг наступит какая-нибудь катастрофа. Кстати, писатели (и фантасты, и детективы) тоже часто пишут о "метро-2 в своих книгах, например, Дмитрий Глуховский в своих постапокалиптических романах "Метро 2033" и "Метро 2034"

 

Известно, что закрытые метросистемы есть и в других странах. В пекинском метрополитене в Китае одна из линий ведет к трем станциям на территории военных объектов, в том числе и к бункеру для первых лиц государства. В отличие от "метро-2" в Москве, существование этих станций не засекречено.

Под Пхеньяном, столицей Северной Кореи, на глубине 300 метров проложена сеть секретных туннелей, которая соединена с несколькими важными стратегическими объектами в различных регионах КНДР и может использоваться для эвакуации высокопоставленных чиновников в случае чрезвычайной ситуации.

 

В США, в Вашингтоне работает система правительственного метро из трех веток, соединяющая объекты Капитолия. Кстати, она не только для правительственных лиц. Система не засекречена, и посетители Капитолия могут проехаться в этом особом метро - в сопровождении одного из служащих.

 

Московское "метро-2" - секретное. Единственное, что можно о нем сказать более-менее уверенно, - то, что оно есть. Все остальное - догадки, которые, похоже, догадками и останутся. Ну и новые добавятся. Например, ходят слухи, что секретное метро продолжают строить, тянут ветку в сторону штаба ракетных войск стратегического назначения, ну и загородной резиденции главы страны, которая по соседству. Но так ли это, никто не знает. А это значит, что "метро-2" продолжит обрастать домыслами.

 

Про другие загадочные объекты, окруженные суевериями - в следующей программе.

 

Мистика московского метро


Максимов Евгений
Фото: РИА Новости
распечатать статью рассказать другу добавить в блог
Удивительная история московского метро

Слава московского метро, о котором среди столичных жителей ходит множество легенд, уже давно достигла дальних стран. Одна из последних публикаций - в итальянской газете Corriere della Sera. Издание обращает внимание своих читателей на связь количества кольцевых станций и знаков Зодиака.

© Фото: en.wikipedia.org

В плане столичная подземка представляет собой солнечную модель, а кольцевых станций всего 12 - по числу знаков зодиака и апостолов Иисуса. По данным итальянского издания, Сталина крайне заинтересовали научные изыскания алхимика Якова Брюса. Его астрологическая карта использовалась при проектировании московского метро.

Несмотря на кажущуюся сомнительность этого предположения, что-то похожее, судя по всему, происходило на самом деле. Сначала о Якове Брюсе, с именем которого связано несколько вполне мистических историй.


© Фото: ru.wikipedia.org

Дед Якова Брюса, тоже Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнём Великой английской революции, и отправился искать счастья в далёкую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора.

Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом. Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра и одним из ближайших его сподвижников. Яков Брюс владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов, почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он составил русско-голландский и голландско-русский словари, первый русский учебник по геометрии. В 1696 году им была составлена "Карта земель от Москвы до Малой Азии". Пётр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 году передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название "Брюсова календаря".

 

© Фото: moole.ru

Со временем в народе утвердился образ Брюса как колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал ещё в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Лефорт собирал "Нептуново общество", увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили ещё восемь человек и среди них - сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Сухарева башня. © Фото: РИА Новости

Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV веке основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. Репутация "звездочёта" и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды.

По мнению москвичей, у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не даётся и находится в таинственной комнате, куда никому не разререшается входить.

Народная молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал её в стене Сухаревой башни. А после того, как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему - могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

Во второй половине XIX века исследователи записали рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским "арихметчиком", знал, сколько звёзд на небе и сколько раз колесо повернётся, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин, "знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвёл..."

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать "живой водой". Но для этого нужен был долгий срок. А тут царь некстати хватился. Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина: "Глядят - тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице", - рассказывали крестьяне. Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: "Это нечистое дело!" И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

Бытовала и версия, будто Брюс создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья - сжечь. Таким образом, Яков Брюс стал кем-то вроде Фауста, только на русский манер.

В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в "потешные", сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки. Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведённые почти в отшельническом уединении.

В описи кабинета, составленной после смерти Брюса, значатся, например, "зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо", "раковин разных больших и малых 99", "туфли китайские плетёные из травы", "гриб каменный", "тыква индейская", "кость мамонтовой головы", "янтари, в которых есть мушки", коробочка с "маленькой натуральной змейкой" и тому подобные диковины. Некоторым предметам чиновники даже не могли дать определение и писали просто: "некакой фрукт продолговатый", "два мячика некакого фрукта".

В начале ХХ века кирха в бывшей Немецкой слободе, где по официальной версии похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они - в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, которое будто бы время от времени появляется в своём бывшем доме – усадьбе Глинки, а также на Сухаревской площади и одноименной станции метро под нею.

Усадьба Глинки. © Фото: mos-holidays.ru

О привидениях в московском метро поговорим позже, а сейчас подчеркнём тот факт, что Яков Брюс имеет отношение к плану застройки Москвы. Как известно, старые города возводились по принципу "что на небе – то и на земле". Москва тоже строилась по кругам, спиралям, с радиально расположенными улицами и тому подобное. Она - воплощение астрологических принципов в градостроительстве. Брюс, судя по всему, руководствовался именно этими принципами.

© Фото: Карта метро Москвы

Журнал "Вокруг света" опубликовал статью астролога, кандидата философских наук Лидии Неведомской, в которой она утверждает, что 12 станций кольцевой линии полностью вписываются в зодиакальные секторы Москвы и ныне являются их ключевыми пунктами.

Первый знак Зодиака — Овен — берет своё начало в районе станции "Курская" и располагается на востоке столицы. Он "отвечает" в астрологии за военное дело, плавку металла, изготовление оружия, деловое предпринимательство и спорт. И — случайно ли, нет ли? — в "овновском" секторе города, расположенном вдоль Шоссе Энтузиастов и Измайловской ветки метро (станции "Курская" — "Щелковская"), расположились физкультурный вуз столицы, многочисленные заводы и военные заведения, исторически знаменитые Лефортовские казармы. Астрологическая специфика района запечатлелась в таких названиях улиц, как Солдатская, Красноказарменная, улицы Металлургов и Сталеваров.

В диаметрально противоположном Овну секторе города, расположившемся вдоль Кутузовского проспекта и Филёвской линии метро (станции "Киевская" — "Крылатское"), нет такого изобилия промышленных предприятий, зато имеются важнейшие учреждения, находящиеся под покровительством Весов — знака партнёрства и миротворчества, равновесия и компромиссов. Самый яркий пример МИД РФ. Управляет Весами планета Хирон, имеющая в своей основе двойственность.

Именно поэтому амбициозный Кутузовский проспект престижен, но малопригоден для комфортной спокойной жизни, а заоблачно дорогая "Рублёвка" славится вечными "пробками". Весы по сути своей - снобы, эстеты и законодатели мод, живущие в своём измерении, оторванном от реального мира.

Район Тельца - юго-восток города: промежуток от "Таганской" до "Выхино", а также Люблинская линия метро. Сфера влияния Венеры, являющейся "хозяйкой" этого знака, охватывает ещё и процессы питания. В этом секторе расположились Микояновский мясокомбинат, совхоз "Белая дача", Люблинские поля аэрации, Котельническая набережная, недалеко аэропорт "Быково" (вполне сельскохозяйственное название, как и котелок с таганком - посуда для приготовления пищи - которые легли в основу топонимов).

Взглянув на любой из 12 знаков Зодиака на карте Москвы, мы увидим, что он "притянул" к себе вполне определённый тип учреждений. Так, научно-технический прогресс, освоение других миров (макромир, микромир, космическое пространство) и электронные средства связи курируются в астрологии знаком Водолея.

Планета этого знака Уран - покровитель звёздного пространства и новейших технологий. Сектор Водолея расположился на северо-востоке города по оранжевой ветке от станции "Проспект Мира" вверх до "Медведково". Именно этот знак проецируется на район Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ), где разместились телецентр Останкино, музей космонавтики, гостиница "Космос", Аллея Космонавтов, Ракетный и Звездный бульвары. Свобода от предрассудков и неординарность - девиз Водолея. Здесь закономерно появление усадьбы "Останкино", хозяин которой женился на своей крепостной. Водолей - это знак демократичности, дружбы, совместной деятельности.

Под влиянием Льва находится юго-запад Москвы с началом на станции метро "Октябрьская". Со знаком Льва связаны все наиболее помпезные светские мероприятия. И, действительно, именно в "львином" секторе расположилась одна из наиболее масштабных и помпезных частей города —великолепный Ленинский проспект, по которому часто проезжают почётные эскорты, сопровождающие высших должностных лиц и особ королевской крови. Кроме стремления к славе и яркости, Льву присущи артистизм и творческая одарённость. Поэтому на юго-западе нашли своё место театр Натальи Сац, цирк, театр-студия "На Юго-Западе".

Сектор Скорпиона, хозяином которого является грозный, воинственный и жестокий бунтарь Плутон, простирается от "Краснопресненской" вверх на северо-запад столицы до Митино. Названия улиц и станций метро отражают дух этого района: "Улица 1905 года", "Баррикадная". Смертоносное дыхание Плутона ощущается на Ваганьковском кладбище. С этим зодиакальным знаком астрологи также связывают коллективную, магическую и ядерную энергию. Напомним, что развитие Скорпиона всегда идёт через саморазрушение и возрождение на качественно новом уровне.

"Стрелецкий" сектор столицы, как и следовало ожидать, оказался связан с дальними странствиями и путешествиями, а также с искусством управлять лошадьми (один из главных символов Стрельца — Хирон, получеловек-полуконь). В этом районе Москвы издревле располагались ямщицкие слободы, Ямское поле, а впоследствии ипподром, аэровокзал, Академия им. Жуковского, Авиационный институт и Министерство гражданской авиации. Названия улиц также напоминают о бегах и скачках: Тверские-Ямские, Беговая, Скаковая, улицы Ямского поля.

Под началом Близнецов - станция "Павелецкая" и всё, что за ней. Управляющий Близнецами Меркурий определил в этом секторе появление купеческого Замоскворечья, а в советские времена - Южнопортового автомобильного рынка. Зелёная ветка хорошо известна ещё и благодаря нескольким крупным строительным рынкам на "Каширке". Близнецы по астрологическим канонам связаны с перемещением на ближние расстояния, и в этом секторе Москвы расположился автомобильный завод им. Лихачёва.

Район серой и частично зелёной веток метро находится под управлением Рака. С этим знаком астрологи связывают дом, центральную нервную систему, историю и генеалогическое древо. Символ этого сектора - музей-заповедник "Коломенское", на территории которого сохранились дома мастеров народных промыслов. Другое проявление влияния Рака и Луны - Клиника неврозов и больница им. Алексеева, известная как больница Кащенко, а также онкологический центр.

Мрачный Сатурн правит севером столицы и серой веткой метро от "Новослободской". Козерог в астрологии обозначает замкнутость, ограничения, аскетизм, целесообразность действий. Характерно, что соответствующая Козерогу станция метро "Новослободская" дольше других станций кольцевой линии оставалась "замкнутой", ограниченной в своих функциях, лишённой перехода на радиальную линию. Аскетизм Козерога определил строгий облик города в районе Савёловской и выше по карте: прямые широкие улицы без каких-либо архитектурных излишеств на фасадах, северная тематика в названиях.

Отчётливо проявились на астро-географической карте столицы районы Девы и Рыб. С зодиакальным знаком Девы связаны рациональность, обработка информации, забота о здоровье и сохранении целостности, внимание к мелочам. И, словно нарочно, вдоль ветки метро от "Парка культуры" до "Юго-Западной" расположились многочисленные лечебные заведения, институты им. Сеченова и Пирогова, Министерство обороны (сохранение целостности страны), Московский университет. В названиях проспектов и улиц много имён учёных: Коперника, Лобачевского, Мичурина, Ломоносова, Вернадского.

Восточная часть города севернее Щелковского шоссе, берущая своё начало от станции метро "Комсомольская", находится в секторе Рыб. Это знаку в астрологии соответствуют таинственность и преображение, проникновение в тайны бытия и познание глубин человеческой психики (в астрологии используются особые принципы классификации, и потому центральная нервная система относится к знаку Рака, а исследование психики — к Рыбам), сюда же относится мореплавание.

Именно романтикам Рыбам, тонко чувствующим живую природу, Москва обязана наличием удивительных парков "Лосиный остров" и "Измайловский". В этом районе города мы находим улицу Матросская тишина, Преображенскую площадь. Сюда же "попала" станция Тайнинская, где много веков назад прятался царь Иван Грозный. На "рыбьей" территории находилась и первая судоверфь Москвы.

Надо сказать, что градостроительные рекомендации Якова Брюса, сделанные, напомню, ещё в XVIII веке, вполне согласуются с  изысканиями современных учёных. К примеру, Брюс утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землёй много пустот. Наше время подтвердило его правоту – там неоднократно образовывались провалы. Учёный не советовал строить высоких домов на набережной Москвы-реки, в районе Воробьевых гор – возможны оползни.

И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато Воробьёвы горы Брюс пометил как самое подходящее для учёбы, и потому при Сталине там начали строить новое здание МГУ (которое, впрочем, тоже удерживается на месте только благодаря работе мощных криогенных установок).

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом сподвижник Петра считал землю, на которой сегодня построен Дом правительства. Откровенно гиблых места на Брюсовой карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но в этих местах, по некоторым данным, за сутки происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах столицы вместе взятых.

Как известно из древних мистических текстов, генетические особенности каждого человека специфическим образом "ориентируют" его в пространстве, делая одни направления особенно перспективными, а другие — тупиковыми. Астролог Лина Саванская сгруппировала микрорайоны Москвы по функционально-бытовому признаку и соотнесла их с двенадцатью знаками Зодиака.

© Фото: xmoscow.narod.ru

Если каждый из вас поставит в центр географической карты мира место своего рождения, то, сравнив его с нынешним местом жительства (или временного пребывания), сможет понять, в перспективные или бесперспективные условия он попал.

Северное направление связано с прадедушкой по мужской линии, южное — с прадедушкой — папой маминого папы, восточное — с папой мамы вашего папы, западное — с папой мамы вашей мамы. Северо-восток — с мамой папы вашего папы, северо-запад — с прабабушкой по женской линии, юго-восток — с мамой мамы вашего папы, юго-запад — с мамой папы вашей мамы.

Переезжая из одного места в другое, мы можем менять соотношение ролей разных предков в своей судьбе. Это особенно важно для тех, в чьём роду есть и гениально реализовавшие себя предшественники, и предки-неудачники. Разумеется, лучше находиться на направлениях, связанных с наиболее достойными представителями вашего рода.

Как показали наблюдения астрологов, у каждого человека имеется возможность вычислить для себя наиболее благоприятные районы города, даже если ему ничего не известно о его предках, и он не может определить свои "лучшие" и "худшие" стороны света.

Оптимальным считается пребывание в регионе той же самой стихии, к которой принадлежит зодиакальный знак вашего рождения. Если вы родились под знаком Льва (стихия огня), то для вас благоприятны районы Льва, Овна и Стрельца, но в "водных" зонах (знаки Рака, Скорпиона и Рыб) вам будет тяжеловато. Соответственно, тем, кто родился под "водным" знаком, придётся испытать дополнительные трудности в "огненных" районах. Точно так же дисгармоничны взаимоотношения стихии воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) и земли (Телец, Дева, Козерог). Сочетание стихий огонь-земля и воздух-вода считается нейтральным, а огонь-воздух и земля-вода даёт ощущение космической поддержки.

В общем, многие эксперты сходятся в том, что Сталин вполне мог использовать астрологию как источник идей для проектирования московского метро.

Означает ли это, что Генералиссимус был мистиком? С формальной точки зрения, нет – утверждает известный историк Вильям Похлёбкин в своей книге "Великий псевдоним". Сам диктатор отрицал это. В частности, немецкий писатель Эмиль Людвиг 13 декабря 1931 года в беседе со Сталиным задал тому неожиданный и провокационный вопрос: "Верите ли Вы в судьбу?"

Сталин ответил: "Нет, не верю. Большевики, марксисты в судьбу не верят. Само понятие судьбы - предрассудок, ерунда, пережиток мифологии, вроде мифологии древних греков, у которых богиня судьбы направляла судьбы людей". И здесь Сталин был вполне искренен. Но то, что он сам может и должен формировать свою судьбу и события, производя для этого свои выкладки, имея свой график заранее разработанных действий, - в осуществимость своих планов и начертаний он, несомненно, верил.

Вернее, был твёрдо убеждён и убеждал других в том, что если он сказал что-то, то именно так и будет. И уже другие, окружавшие его люди, воспринимали такие ситуации, как мистические. В этом Сталин их не разубеждал, поскольку такие убеждения работали на пользу дела. Важен был конечный результат! На мистику Сталин смотрел реально, утилитарно и использовал символику цифр только как один из "ориентиров" для выбора того или иного действия, или определения срока того или иного политического решения.

В частности, речь идёт о любви Сталина к числу 12. Это число считалось магическим в силу своего "небесного", астрального происхождения. На нем были построены все системы летоисчисления, все календари, так как оно основывалось на фазах Луны, ибо полнолуние происходит 12 раз в году. Круг легко делился на 6 и 12 частей при помощи циркуля, а 12 шаров, расположенных вокруг шара того же диаметра, точно касались его только в одной точке, отчего число 12 в математике и геометрии было названо "поцелуйным".

Из астрономии и математики число 12 перешло и в христианство и другие религии: было 12 апостолов, 12 колен Израиля, 12 сыновей у Иакова, купель Соломона окружали 12 бронзовых быков, а у главного жреца на груди должно было сверкать 12 драгоценных камней, у небесного Иерусалима было 12 ворот, древнеримские законы были записаны на 12 бронзовых досках, у римских консулов и цезарей было 12 ликторов-телохранителей. Наконец, со времён Древнего Рима правосудие назначало 12 присяжных, и до наших дней 12 занимает видное место в играх, где считается счастливым (домино, кости, лото). Наконец, тягой к 12 можно объяснить современную комплектацию ящиков с пивом, минеральной водой, водкой - в каждом 12 бутылок.

Для Сталина было важным и число 10. Оно представляет собой сумму первых четырёх чисел (1+2+3+4 = 10). В них заключена вся полнота счета и гармонии. Все остальные числа - лишь производные от них. А 10 - их итог, завершение, число "окончательное", итоговое. Это - число определено, как совершенство - самой природой. У человека 10 пальцев на руках и на ногах, и тот, кто родился без всех десяти, или наоборот, родится с шестым пальцем, - признаются уродами, то есть неполноценными людьми. На каждой руке и ноге по 5 пальцев. Таким образом, число 5 - эта половина 10, и, следовательно, составная равная часть совершенства, путь к совершенству, важная веха на пути к совершенству, к полному, нормальному порядку. Отсюда идут, кстати, и сталинские пятилетки - вехи экономического, индустриального развития страны, ступени роста экономического потенциала державы.

По настоянию Сталина в 1918-22 гг. была принята пятиконечная звезда - пентаграмма - в качестве символического охранного знака не только для Красной Армии, но и как государственная эмблема. Сталин вначале "протащил" пятиконечную звезду в 1922 году в герб Грузии, а затем - в герб ЗСФСР, и позднее - также в герб СССР (в 1936 году). Хотя В.И.Ленин был принципиально против использования военных символов в качестве эмблем социалистического государства.

В годы Великой Отечественной войны Сталин разработал систему салютов, которая, во-первых, сильно отличалась от традиционной международной, а во-вторых, была построена на только ему известных и им изобретённых численных принципах. Однако эта система была настолько стройной, понятной и логичной, что её без всяких оговорок признали во всем мире. При этом надо заметить, что никто не знал и не догадывался, что создателем был Сталин, - отмечает в своей книге историк Вильям Похлёбкин.

В общем, можно согласиться с тем, что, по сути, Сталин был практикующим мистиком. Следовательно, связь московского метро с астрологией неслучайна. При этом надо иметь в виду, что подземные катакомбы в Москве начали строить чуть ли не с самого её основания. Настоящие лабиринты и большие тоннели возникли под городом во времена царствования Ивана Грозного. Однако в те времена никто не мог предположить, каких масштабов достигнет подземное строительство в XX веке.

Многие станции московского метрополитена были построены на местах захоронений. К примеру, узел "Библиотеки им. Ленина", "Арбатской", "Боровицкой" и "Александровского сада". Известно, что ещё с XVI века здесь существовало большое село Старое Ваганьково со своим кладбищем. Или станция метро "Преображенская площадь". Здесь c XVIII века было старообрядческое Преображенское кладбище. На месте кладбищ и разрушенных церквей стоят станции "Новокузнецкая", "Красные ворота", "Пушкинская", "Полянка", "Лубянка". Видимо, на это обстоятельство Сталин внимания не обращал. Как выяснилось в дальнейшем – зря.

В начале ХХ века недалеко от станции "Сокол" находилось братское воинское кладбище, где хоронили погибших в Первой мировой войне. Позже чекисты расстреливали здесь священников и белых офицеров. И хотя станция не построена непосредственно на костях, близость мёртвых ощутимо даёт о себе знать. Могилы не перенесли как полагается, с соответствующими обрядами, а мрамор с надгробий ещё и использовали в отделке новых станций.

По словам парапсихолога Александра Баркова, многие машинисты и рабочие подземки признаются, что на "Соколе" у них появляется ощущение, будто за ними кто-то следит, стоит за спиной. А ранним утром, когда станция ещё закрыта для пассажиров, на путях и перроне неоднократно замечали странные прозрачные фигуры, обнажённые, с гноящимися ранами.

Московские диггеры утверждают, что перегоны, станции и тупики метро полны привидений. К примеру, рассказывают, что по ночам в тоннелях подземки можно встретить призраки Путевого Обходчика или Чёрного Машиниста. "Это люди, судьбы которых связаны с метрополитеном, - рассказывает диспетчер Сокольнической линии Валентина Абаева. – Путевой обходчик проработал под землёй более 40 лет, не хотел уходить на пенсию и все время корил молодёжь, которая, дескать, не уважает физический труд и гонится за длинным рублём. Умер он в возрасте 82 лет, однако, говорят, и после кончины никак не может успокоиться. Его видели многие работники подземки".

А Чёрный Машинист, по словам Валентины, получил при исполнении служебных обязанностей тяжёлые ожоги. Состав сошёл с рельсов, головной вагон загорелся. Однако машинист повёл себя героически, в результате никто из пассажиров не пострадал. Сам машинист умер в больнице три дня спустя. Аварию списали на него. Вдове и детям дали мизерную пенсию. С тех пор  чёрный, будто обгорелый, призрак этого машиниста бродит по тёмным тоннелям, гонимый смертельной обидой и вечной тоской. Многие сочтут эти рассказы сказками. Однако на интуитивном уровне любому человеку понятно, что подземное пространство – это территория мёртвых.

Мало кто знает, что московское метро могло бы быть ровесником лондонского, - говорит доктор исторических наук, профессор кафедры истории Москвы столичного Университета педагогики и психологии Надежда Окольшина. В 1872 году инженер Василий Титов предложил проект прокладки подземной железной дороги от Курского вокзала до Лубянской площади. Тогда же были проведены исследования почв на предмет возможности строительства метро. Однако городская дума и представители церкви забраковали проект. Один из архиереев возмущённо написал тогда московскому митрополиту: "Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?".

© Фото: РИА Новости

Принято считать, что проект московского метро пал жертвой малограмотных священников. Однако парапсихолог Александр Барков (а вслед за ним и многие другие специалисты) считают, что, может, это и не дурь была, а чётко обоснованная позиция, к которой скептикам следовало бы прислушаться.


Вернуться назад