ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Возглавит ли РАН человек, сомневающийся в дарвинизме?

Возглавит ли РАН человек, сомневающийся в дарвинизме?


16-05-2013, 17:21. Разместил: VP

Похоже, что достаточно четко вырисовываются две линии борьбы в предстоящих выборах Президента РАН (с 28 мая). Одна линия представлена Ж.И. Алфёровым, и её можно назвать линией за современное, прогрессивное (а значит, и материалистическое) развитие науки России. Другая линия, представлена В.Е. Фортовым. Что это за линия можно понять по ряду высказываний, ранее сделанных «современным Ломоносовым», как называет В.Е. Фортова газета РКБ daily. На днях Президиум РАН рекомендовал В.Е. Фортова на пост главы академии.

 

«...факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение, казалось бы, незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое исчисление геологических эпох. В то же время гипотеза «большого взрыва» и разбегания галактик, последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии. Углубленный же научный поиск имеет известные черты сходства с религиозным Откровением».

 

«...мы отчетливо видим, что самой страшной бедой России за последние годы были не столько экономические и социальные потери. Мы вплотную приблизились к черте, за которой следует потеря духовности, цели и смысла жизни. Здесь мы связываем надежду с нашей религией».

 

«...сегодня поиск нужных пропорций между научным и религиозным знанием все больше занимает ученых, особенно работающих на самом переднем крае исследований, там, где они ближе всего соприкасаются с неизведанным».

 

В.Е. Фортов, академик РАН.

 

Цит. по: Наука и техника на рубеже столетий // Московский журнал. 2000. № 3. С. 32, 33.

 

Если человек с подобными взглядами встанет во главе организации, представляющей высшую научную элиту страны, на фоне явной клерикализации, переходящей чуть ли не в форму государственной религиозной идеологии, то и не стоит удивления, если Россия повторит в той или иной степени историю XIX в., а именно:

 

«Утверждаются казенная идеология, с одной стороны, и оппозиционные взгляды, с другой.

 

Создано объединенное министерство «духовных дел и народного просвещения»; наука и народное образование ставятся под контроль церкви. Разрешаются масонские ложи и учреждается Библейское общество (1813). При этом власти исходили из соображений, что они будут способствовать утверждению религиозной морали, приостановят «рост испорченных нравов», воспрепятствуют возникновению обществ, «основанных на вредных началах». Президентом Библейского общества стал А.Н. Голицын, министр духовных дел, народного просвещения и глава цензурного комитета; в состав руководящих органов вошли Александр I и некоторые министры - М.М. Сперанский, С.В. Лабзин, М.Л. Магницкий, Д.П. Рунич и др. Издания Библейского общества продавались по низким ценам и раздавались бесплатно в армии, крестьянам, городской бедноте, учащейся молодежи, заключенным в тюрьмах.

 

Фактическому разгрому подверглись Казанский и Петербургский университеты. Магницкий предписал профессорам Казанского университета при изложении каждого предмета указывать на проявление в нем Божественной премудрости и на бессилие разума. Аналогичную деятельность в Петербургском университете проводил Рунич...» Ильин В.В. История философии. СПб., 2003. С. 530.

 

Верно писал В.И. Ленин: «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела… являются материализм и идеализм». Полное собрание сочинений. Т. 1-55. Изд. 5. М., 1967-1975. С. 380.

 


Вернуться назад