ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > В Пермской художественной галерее сохранились египетские мумии, которым больше двух тысяч лет
В Пермской художественной галерее сохранились египетские мумии, которым больше двух тысяч лет19-02-2013, 11:39. Разместил: VP |
||||||||||||
Специалисты считают, что это может быть мумия одного из египетских фараонов.
Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ
Но посетителям эти уникальные экспонаты не показывают [фото, видео]
Мало кто знает, что в Пермской художественной галерее по соседству с деревянными богами живут... две египетские мумии, которым больше двух тысяч лет. Откуда они здесь взялись - загадка истории...
В феврале исполнилось 90 лет, как английский археолог Говард Картер совершил великое открытие - вскрыл гробницу Тутанхамона. Этот египетский фараон правил совсем недолго и умер молодым, так ничем и не прославившись. Сам Картер говорил: «Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен».
Сама ценность находки заключалась в том, что впервые в «Долине царей» была найдена неразграбленная царская гробница (все бесценные сокровища сейчас хранятся в Каирском музее). Однако после этого события по миру распространились слухи о проклятии фараонов. Оно постигло многих, кто посмел прикоснуться к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта.
А мы пытались выяснить: действует ли фараоново проклятие на пермской земле?
Две легенды Ученые до сих пор ломают голову, откуда в российской глубинке египетские мумии?
- По документам, их передали из пермского музея «Паноктикум» еще в 1920-м году, - рассказывает сотрудник художественной галереи и хранительница древнеегипетской коллекции Галина Кимвалова. - Но мы так и не нашли никаких подтверждений о существовании такого музея в нашем городе. Возможно, это какой-то передвижной музей.
20-е годы были очень неспокойными, можно предположить, что, прежде чем уехать в другой город, сотрудники музея решили оставить наиболее ценные вещи в Перми.
Есть еще одна легенда появления древних мумий: якобы каким-то образом они оказались в Одессе, откуда их для своей частной коллекции выписал пермский купец, а уж потом они перекочевали в фонды галереи. Согласитесь, не каждый провинциальный музей может похвастаться такими экспонатами.
Мода на Египет появилась еще во времена наполеоновских войн, после похода французских войск в Египет. Египетские коллекции стали попадать в Европу и Россию с начала XIX века. Самые крупные в стране собрания земли фараонов находятся в Эрмитаже и Mузее изобразительных искусств имени Пушкина. Мумии, которые хранятся в галерее, предположительно датируются II-I веками до нашей эры. Получается, им больше двух тысяч лет.
Одноглазый принц Египта - Проходите, - открывает ключом двери фондохранилища Галина Кимвалова и показывает рукой на деревянный саркофаг, - вот они.
К сожалению, разглядеть можно лишь одну из мумий, вторая в очень ветхом состоянии, поэтому ее не открывают.
Та, что сохранилась лучше, упакована в картонаж. Это покрытие, которое изготовляли из 20 - 30 льняных или папирусных простыней, пропитанных смолой или гипсом. Влажные простыни накладывали на запеленутое бинтами тело, а когда они высыхали - становились крепкими, как дерево.
Лицо мумии на картонаже покрыто золотом. Черты лица тонкие и красивые. К сожалению, у мумии сохранился только правый глаз, он инкрустирован костью, а зрачок выточен из обсидиана. Когда попадает солнечный свет, глаз загорается и кажется, что мумия оживает.
- А тело умершего изображено в клафте - это платок, в котором изображали только фараонов и некоторых жрецов, - поясняет Галина Серафимовна. - В том, что наша мумия знатного рода - нет сомнений. К сожалению, иероглифы сохранились плохо, мы не можем прочесть имя умершего.
Весь картонаж расписан голубыми, синими, зелеными, розовыми красками, которые очень хорошо сохранились.
- Когда провожали умерших, на саркофагах изображали суд Осириса и вкладывали в руки свиток с текстами, - рассказывает Галина Серафимовна. - На этом суде подводился итог прожитой жизни египтянина. Взвешивалось сердце умершего: его клали на одну чашу весов, а перо богини истины и справедливости Маат - на другую. Если сердце оказывалось легче пера, значит, человек достоин вечной жизни.
Обе мумии предположительно мужские - специалисты определили их пол по строению тела и росписи на саркофаге. И несомненно принадлежат богатым людям. Конечно же, они нуждаются в более детальном изучении и реконструкции, но на это требуются огромные средства.
- Мы связались с группой реставраторов, они готовы заняться нашими мумиями, надеюсь, что когда-нибудь появится финансовая возможность их пригласить. А пока мы даже не можем смахнуть пыль с саркофагов - для этого также требуются специально обученные люди, - говорит Галина Кимвалова.
Пермские боги приняли египетских гостей радушно Египетских мумий пермякам показывали всего два раза - в пятидесятых годах и в конце 2000-х, когда устраивались выставки египетских коллекций. Больше ветхие артефакты стараются в галерее не беспокоить.
За почти сотню лет, что мумии находятся в галерее, они прекрасно адаптировались к местному температурному режиму.
- В галерее я работаю уже тридцать лет и как минимум десять раз на дню прохожу мимо саркофагов, и, как видите, жива-здорова, - смеется хранительница мумий. - Мне с ними даже как-то очень спокойно. Мы их не разбираем, не смотрим, не нарушаем их покой, я думаю, им тоже здесь комфортно.
Возможно, египетские мумии привыкли не только к уральской температуре, но и к пермским «законам», не терпящим проклятий попусту. Коренные жители Пермского края, коми-пермяки, у которых много легенд о различной нечисти, считают: не трогай никого, не приноси зла никому, и тебя тоже никто не потревожит.
По словам сотрудников галереи, египетские мумии прекрасно уживаются и с пермскими деревянными богами.
Особая энергетика галереи А если египетские мумии не случайно оказались в Перми? Ведь, как утверждают уфологи, в районе художественной галереи - особая энергетика.
Галерея расположена в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, рядом - старинное кладбище (на его месте сейчас зоопарк).
Общеизвестно, что многие православные храмы строились на местах «намоленных» чужим богам - разрушенных капищ.
Несколько лет назад пермские диггеры наткнулись неподалеку от галереи на подземные ходы, которые ведут в старинные подземелья, на стенах которых они обнаружили языческие фрески.
Диггеры предположили, что здесь могло располагаться капище Чернобога - ужасного божества древних славян, олицетворения зла, вселенской тьмы и мрака.
Есть предположения, что в районе галереи могли располагаться и другие древние языческие святилища, ведь основными жителями этих земель были финно-угорские племена, которые молились своим богам.
В данный момент решается непростой вопрос о передаче здания, где располагается галерея, обратно церкви. И в скором времени покой жителей галереи будет нарушен: пермским деревянным богам и египетским мумиям придется перекочевать в другое место. Будем надеяться, что они не осерчают за смену места жительства. Вернуться назад |