ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Российские разработчики займутся проектом плазменного ракетного двигателя. В России разработан проект многоразового корабля для полетов к Луне

Российские разработчики займутся проектом плазменного ракетного двигателя. В России разработан проект многоразового корабля для полетов к Луне


25-05-2016, 20:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Конструкторское бюро химавтоматики» (входит в «НПО Энергомаш») и «Курчатовский институт» подготовят проект создания безэлектродного плазменного ракетного двигателя, сообщается на сайте госкорпорации «Роскосмос» в среду.

Как отмечается в сообщении, многочисленные варианты уже существующих электрических ракетных двигателей (ЭРД) доказали свои положительные качества: высокий импульс (скорость истечения рабочего вещества) и малый массовый расход рабочего тела, что позволяет космическим аппаратам совершать полеты на большие расстояния. Однако имеющиеся недостатки ЭРД – малая тяга – накладывают определенные ограничения использования подобных двигательных установок – полеты на большие расстояния длятся очень долго. Сегодня ЭРД используются в качестве двигателей для корректировки орбит и ориентации небольших космических аппаратов. Обычно мощность таких двигателей не превышает нескольких десятков киловатт, обеспечиваемых на околоземных орбитах солнечными батареями, говорится в сообщении на сайте Роскосмоса.

Рассматриваемый в настоящее время вариант безэлектродного плазменного ракетного двигателя является новым поколением ЭРД. Это двигатель высокой мощности, рабочее вещество в котором находится в состоянии плазмы. Он обладает высокой энергетической эффективностью, возможностью использовать в качестве рабочего тела практически любое вещество, способен изменять величину удельного импульса, а максимальная мощность двигателя ограничивается практически только мощностью питания высокочастотного генератора. Также двигатель такого типа потенциально может иметь большой ресурс работы, поскольку снимаются все ограничения, связанные с воздействием энергонасыщенного рабочего вещества с элементами конструкции.

«Реализация идей, заложенных в предлагаемую разработку, стала возможной благодаря прогрессу в исследовании плазменных процессов термоядерного синтеза, в развитии технологии высокотемпературных сверхпроводников и современной элементной базы высокочастотных генераторов, - говорится в сообщении. - При создании такого двигателя разработчикам придется решить вопросы оптимизации плазменных процессов, разработки высокочастотного генератора, криогенных магнитных систем, а также систем питания и управления БПРД. Обеспечение решения этих задач потребует создания экспериментальной и испытательной стендовой базы».

Ранее в среду сообщалось, что РКК «Энергия» разработала проект многоразового пилотируемого корабля «Рывок» для доставки к Луне грузов и космонавтов, реализация которого обойдется дешевле, чем отправка корабля «Федерация»

 

В России разработан проект многоразового корабля для полетов к Луне

РКК «Энергия» разработала проект многоразового пилотируемого корабля «Рывок» для доставки к Луне грузов и космонавтов, реализация которого обойдется дешевле, чем отправка корабля «Федерация», заявил представитель ракетно-космической корпорации Юрий Макушенко.


«Затраты на миссию многоразового пилотируемого корабля «Рывок» на треть ниже затрат на миссию пилотируемого транспортного корабля «Федерация», – передает РИА «Новости» заявление сотрудника корпорации Юрия Макушенко, представлявшего проект на международной научной конференции «Пилотируемое освоение космоса». Согласно представленному им докладу, система «Рывок» должна базироваться на Международной космической станции и курсировать от нее к окололунной международной платформе, доставляя к Луне грузы и космонавтов, прилетевших на МКС кораблями серии «Союз».

Средством разгона с первой до второй космической скорости должен служить модернизированный разгонный блок ДМ, запускаемый с помощью ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» и стыкующийся с «Рывком» на околоземной орбите.

При возвращении с окололунной орбиты корабль «Рывок» должен раскрывать «зонтик» площадью 55 квадратных метров для торможения в атмосфере Земли.

Предельная масса комплекса составляет 11,4 тонны, время перелета с земной орбиты к Луне – до пяти суток. Средство доставки корабля «Рывок» к МКС в докладе автора не упоминалось.

В качестве преимуществ системы «Рывок» по сравнению с планами отправки на Луну корабля «Федерация» Макушенко отмечает отсутствие необходимости создания сверхтяжелой ракеты-носителя или ракеты-носителя тяжелого класса с водородным топливом, отсутствие сертификации ракеты «Ангара-А5» для пилотируемых полетов, поскольку она не будет задействована при старте самих космонавтов с Земли, а также снижение затрат и уменьшение сроков создания отечественной транспортной системы.

В среду Макушенко также заявил, что РКК «Энергия» и НАСА обсуждают проект создания совместной окололунной станции.

11 апреля генконструктор ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Евгений Микрин сообщал, что создание нового российского космического корабля «Федерация» в железе начнется летом 2016 года.

До этого сообщалось, что первый запуск корабля «Федерация» в беспилотном варианте запланирован на 2021 год, а первый запуск с космонавтами на борту планируется на 2023 год.

Космический корабль «Федерация» разработки РКК «Энергия» предназначен для доставки людей и грузов к Луне и на орбитальные станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции – до 1 года. Для выведения корабля на орбиту планируется использовать ракету-носитель тяжелого класса «Ангара-А5В».


Вернуться назад