Комитет по делам вооруженных сил Сената США одобрил выделение $100 млн на разработку ракетного двигателя для замены российского РД-180. Но для реализации проекта ранее называлась необходимая сумма в $1,5 млрд.
"Мы выделили $100 млн в счет оборонного бюджета на развитие разработки современных ракетных двигателей, для того чтобы быть уверенными в том, что доступ в космос для наших космонавтов будет открыт, также как для наших военно-космических грузов", - сказал сенатор Билл Нельсон, который летел на борту космического челнока Columbia в 1986 г.
Напомним, что вице-премьер Дмитрий Рогозин на прошлой неделе заявил о прекращении поставок ракетных двигателей российского производства в США, которые могут использоваться для запуска военных спутников.
Двигатели РД-180 используются для ракет "Атлас V", которые производит United Launch Alliance, совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing. Эта компания обладает почти абсолютной монополией на запуск американских военных спутников.
Представители United Launch Alliance сообщили, что им пока неизвестно о каких-либо ограничениях, но они надеются, что все вопросы будут разрешены в ходе переговоров. При этом компания может использовать другие ракетоносители и имеет двухлетний запас двигателей, что позволит пройти переходный период.
Теперь законопроект по финансированию разработки американских двигателей должен пройти процедуру голосование в сенате. Палата представителей приняла свой собственный законопроект, который также содержит положения по снижению зависимости от российских систем доставки. И эти два законопроекта должны быть согласованы между собой.
При этом советники независимой комиссии, которая консультирует Пентагон, пришли к выводу, что создание аналога российского ракетного двигателя РД-180 США потребует финансирования в размере $1,5 млрд и может занять до 6 лет, пока же выделено в 15 раз меньше.
Такая экономия может стоить американским властям очень дорого. После того как запас двигателей закончится и если не будет создан собственный двигатель, другие варианты могут стоить до $5 млрд к началу 2017 г., а часть запусков вообще придется отменить или отложить.
Таким образом, работу надо начинать в самое ближайшее время, и вопрос финансирования стоит весьма остро. После того как NASA завершила программу пилотируемых космических полетов в 2011 г., США полностью зависели от России в вопросе доставки членов экипажа на МКС.
Но чиновники постоянно сокращают бюджет NASA, и нет никакой уверенности в том, что в последующие годы финансирование будет предоставляться в полном объеме.
Возможности по доставке у США есть, но когда они будут реализованы, остается неизвестным. Две компании, Orbital Sciences Corp. и Space Exploration Technologies Corp., имеют контракты NASA на поставки для МКС.
Кроме того, у правительства есть контракты с SpaceX, Boeing, Sierra Nevada и Blue Origin по разработке ракеты и пассажирской капсулы, которые смогут доставить космонавтов к станции в 2017 г.
Фактически же при дальнейшем сокращении финансирования программ по разработке "космических такси" и американских двигателей реальный запуск космонавтов собственными силами может быть отложен еще на несколько лет.
Вернуться назад
|