ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > LRO: Аполлон-12 и Сервейер-3 на одном кадре

LRO: Аполлон-12 и Сервейер-3 на одном кадре


15-07-2013, 16:15. Разместил: VP

 

LRO: Аполлон-12 и Сервейер-3 на одном кадре

LRO (Lunar Reconnaissance Orbitier - Лунный Орбитальный Зонд) - это космический аппарат NASA, который вот уже более четырех лет находится на орбите единственной луны нашей планеты. На борту аппарата находится много современного оборудования для измерений радиации, регистрации космических лучей и другие, однако наиболее важным инструментом является главная оптическая камера, которая позволяет делать снимки Луны с разрешением до полуметра. На основе этих снимков была разработана наиболее полная карта Луны, частично доступная каждому через сервис Google Moon.

Недавно коллекцию снимков LRO пополнил еще один, на котором отчетливо видны зоны посадки аппаратов миссий Аполлон-12 и Сервейер-3. Этот снимок представлен ниже:



Сервейер-3 - это спускаемый аппарат NASA, запущенный 17 апреля 1967 года в рамках программы по исследованию Луны "Сервейер". Спустя 3 дня Сервейер-3 приземлился в океане Бурь на Луне. Однако, посадка не была совсем удачной. В точке посадки грунт был слишком яркого цвета, и отраженные от него солнечные лучи ослепили посадочный радар. В двигатель вовремя не поступила команда отключения, поэтому в момент соприкосновения аппарата с поверхностью скорость была слишком велика. Сервейер не удержался на поверхности и дважды отскочил от Луны, достигая высоты в 10 метров. Спасением аппарата стала низкая лунная гравитация, которая позволила ему пережить это падение.

Среди оборудования аппарата был манипулятор, с помощью которого Сервейер извлек несколько образцов грунта, проникая в него на глубину до 18 сантиметров и поднес их к камерам для передачи снимков на Землю. Аппарат проработал только один лунный день или 13 земных. С наступлением ночи он был отключен, так как его солнечные панели более не могли снабжать его энергией, а на следующее утро он так и не вышел на связь, не пережив низких температур.

Не смотря на то, что Сервейер-3 не сделал ничего, что его сильно выделило бы среди других спускаемых аппаратов, он все же стал особенным. Потому, что спустя 2 года к нему была отправлена пилотируемая экспедиция Аполлон-12, одной из целей которой стало фотографирование аппарата и демонтаж и доставка на Землю нескольких его компонентов.

Миссия Аполлон-12 началась на мысе Канаверал 14 ноября 1969 года. На борту космического корабля находились 3 астронавта: Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин. Когда посадочный модуль отделяло от Луны всего 162 метра управление двигателями было доверено компьютеру. Программа посадки работала эффективно, однако все же на последнем этапе пришлось снова вернуть инициативу в руки людей, так как компьютер посадил бы Аполлон-12 прямо на Сервейер.

19 ноября 1969 года в 6 часов 54 минуты 43 секунды всемирного времени Аполлон-12 совершил успешную посадку в 200 метрах от Сервейера. Конрад стал первым покинувшим аппарат. Делая первый шаг, он произнес историческую фразу: "Возможно для Нила он был маленький, но для меня - большой".

Позже на Земле он рассказал о том, что произнес эту фразу, чтобы доказать, что NASA не говорит астронавтам, что именно они должны говорить на поверхности Луны. Первой проблемой Аполлона стала вышедшая из строя телевизионная камера. Причиной выхода из строя стало случайное ее направление на Солнце. Далее астронавты собирали образцы грунта и проводили прочие исследования. Алан Бин нарушил инструкцию действий и подбросил один из более не нужных компонентов приборов вверх, докинув его до высоты, примерно, в 100 метров.

Наконец, астронавтам предстояло пересечь кратер и добраться до Сервейера-3. Изначально планировалось использование тросов, однако грунт оказался достаточно устойчивым и кратер был пересечен простым шагом. Сервейер приобрел бурый цвет (при старте он был ярко-белым). Фотографирование и извлечение деталей прошло успешно. В 124 час полетного времени астронавты покинули Луну.

Миссии Аполлон-12 и Сервейер-3 на сегодняшний день являются единственным случаем сотрудничества пилотируемой и беспилотных миссий.


Вернуться назад