ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Воспитание жизнеспособного поколения средствами детско-юношеского туризма

Воспитание жизнеспособного поколения средствами детско-юношеского туризма


6-03-2019, 13:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мусиенко Александр Валентинович, Руководитель программ проекта «Лагерь навыка», полковник спецназа ГРУ.


Данный доклад был представлен на выездном совещании Общественной Палаты РФ 26 февраля 2019г. на ВВЦ.

Мы живем в очень неспокойном Мире. Россию, населенную 1,5 процентами населения планеты, имеющую до 40 процентов мировых запасов некоторых полезных ископаемых и лидирующую по запасам пресной воды, в покое экономические конкуренты не оставят… И такая конкурентная борьба будет только нарастать, независимо от нашего государственного строя, национальности и фамилии Президента.

Я не просто так упомянул о запасах пресной воды. По мнению многих экспертов, именно она станет самым востребованным товаром через 20-30 лет. Товаром, альтернативы которому не существует, в отличии от энергоносителей, на которых базируется мировая экономика последние полвека. Уже сейчас пресная вода является причиной войн и вооруженных конфликтов, свидетелем которых я был лично в Афганистане, Эфиопии и на границе Узбекистана и Киргизии. Экологическая ситуации на планете такова, что запасы пресной воды катастрофически уменьшаются, а население ее растет. Человек может обойтись без большинства товаров потребления, но без воды больше недели не проживет … Только исходя из этого, мы должны четко осознавать, что угроза целостности России и ее существования как государства, будет только возрастать.

Кто же будет защищать нашу страну через пять, десять или двадцать лет? Наши дети и внуки. Как защищали ее интересы в горах Афганистана внуки участников Великой отечественной войны – поколение, выросшее в 60 -70 годах прошлого века. Я, как и большинство присутствующих в зале тоже отношусь к нему. От того, насколько жизнеспособно население страны, напрямую зависит и жизнеспособность государства. Как сказано выше, мне довелось быть непосредственным участником боевых действий в Афганистане в частях специального назначения в должности командира группы и заместителя командира роты спецназ. Т.е. непосредственно участвовать в боевых действиях. Понятие жизнеспособность для меня не пустой звук. В сложнейших природно - климатических условиях подавляющее большинство советских солдат и офицеров продемонстрировало выносливость, твердость воли и силу духа, равной которым у противника не было. Я давно дал себе ответ на вопрос, что двигало нами там, на чужой земле. Увы, не официально пропагандируемый интернациональный долг и не только верность присяге. Куда более сильным движком был коллективизм. Это понятие вошло в наш быт после Октябрьской революции, заменив существовавшую на Руси с древнейших времен общинность. Именно благодаря ему или ей Россия выстояла в страшной войне 1941-1945 годов. Именно коллективизм, общинность или командный дух, кому как удобнее, двигало нами в Афганистане и вооруженных конфликтах последних десятилетий и двигает сейчас в Сирии. Именно в коллективе, что называется на виду, человек способен проявить свои лучшие качества – смелость, твердую волю, крепкий дух. А гибель боевых товарищей, только усиливала их. Но в бой мы шли не из-за мести, которая никогда не была в числе благодетелей и, как известно из истории, часто приобретала уродливые черты…
А теперь перейдем к теме моего выступления «Воспитание жизнеспособного поколения средствами детско-юношеского туризма». И начнем с того – в каких коллективах растут и воспитываются наши дети? О сложностях и трудностях (не проблемах, это слово-убийцу я выбросил из своего лексикона несколько лет назад) современной школы говорено-переговорено. Сильные дружбой классные коллективы сейчас встретить трудно, и педагоги здесь не виноваты. Обсуждать существующую систему образования не тема наших слушаний, поэтому лишь констатируем факт отсутствия школьного коллектива в лучшем значении этого понятия. (Пример общения 2 класса школы Пушкинского района).

Что же тогда может объединять наших детей. Спортивная секция? Но, спорт это соревнование и даже в командных его видах существует некая внутренняя конкуренция. Те же футбольные коллективы временны и понятие общины к ним никак не приклеить. Двор? Современные дети и подростки, особенно в крупных городах, лишены возможности проведения свободного времени на улице в дворовой компании, как это наблюдалось четверть века назад и ранее. Хорошая дворовая компания тем и была хороша, что быстро расставляла всех ее участников по местам, позволяла младшим (слабым) тянуться за старшими (сильными), а последним проявлять заботу о младших, хотя бы на уровне физической защиты и передачи опыта. Конечно положительного. Вспомните, кто из вас или ваших сверстников попал в «хорошие» или «плохие» компании? Составьте обобщенный портрет участника одной компании и другой. А теперь посмотрите, чего достигли в жизни одни и другие? За редким исключением, дети из хороших компаний добились в жизни большего. Среди «плохих мальчиков» тоже достаточно успешных людей, чего не скажешь о «тихушниках», знавших только дорогу от школы к дому и в ближайшую булочную, и то за хлебом их отпускали самостоятельно лет с 12-14, не ранее, а до этого возраста в школу водила мама или бабушка… Не напоминают ли те «тихушники» современных детей, не знающих как, зовут старшего на год соседа с первого или двенадцатого этажа? Теперь их в школу и со школы возят на автомобиле, во двор не выпускают («там делать нечего и… опасно»), а дома единственное увлечение – компьютер или смартфон. Жизнеспособны ли такие дети? Да. Но только в рафинированном обществе со сплошной системой безопасности, построенной на тотальном контроле, и ограниченном лишь финансами выборе услуг и товаров… Готовы ли будут выращенные в тепличных условиях мальчики и девочки САМОСТОЯТЕЛЬНО обеспечить себя этими самими финансами? Насколько они жизнеспособны, попав в условия, когда деньги ничего не значат? Чем смогут хотя бы поддержать или сохранить свою жизнь до прибытия помощи?

Практика показывает – ничем! Коллектив музыкальной школы, школы танцев, курсов компьютерных гениев или какой другой еще коллектив может сформировать в современных условиях жизнеспособное поколение? Нет! Тогда какой? Ответ один – туристический! Ну еще военно-патриотический клуб, если дети там не только в «стрелялки» играют, но и в походы ходят. Слово «поход», заметьте, – ключевое.
В Афганистан я пришел сразу с училищной скамьи. В 21 год самостоятельно командовал двумя десятками разведчиков – моих сверстников или на один-два года младше и старше. Очень много дало военное училище, но оно имело предметом воспитания семнадцатилетнего молодого человека с уже заложенными в него с детства качествами. А в этом детстве каждое лето с четвертого по девятый класс я ходил в многодневные туристические походы, благо классным руководителем был мужчина. Летние каникулы проводил в деревне у бабушки, где ночная рыбалка или «поход за яблоками» в колхозный сад были обыденным делом. До сих пор мы с друзьями той поры удивляемся, как я, городской мальчишка, мог стать лидером деревенской компании. Для этого нужно было быть хотя бы равным среди равных – основной принцип существования общины. Где как не в туристической группе по сей день существует община? И в детской тоже. Сейчас в своих походах мы строго следуем этому, переняв опыт поколений.

У нас каждый имеет право голоса и свободу выбора, сообща обсуждаются все сложные вопросы, а каждый поступок ребенка подвергается оценке не только взрослых, но и сверстников. В таких условиях процессы личностного роста протекают намного быстрее. При всей строгости наших правил, у ребенка есть выбор – принимать их или нет. ДоброВОЛЬНОСТЬ предполагает принятие их, даже если для этого требуется проявить ВОЛЮ. Дети и, особенно, подростки иногда путают понятия свобода и воля, подменяя их вседозволенностью, а то и спесью или действиями назло. Родителям, в рамках немногочисленной или неполной, семьи не всегда удается справиться с этим, трудно с этим справится и школьному учителю, особенно когда в подростковой среде работает ложный авторитет. А вот в сложных условиях туристического похода нет места ложному авторитету или браваде, как и инфантилизму. Ты или действуешь сообща в команде равных или остаешься один вне коллектива. Имеешь волю, поднимешься рано или поздно с самых низов, нет ее – затопчут… Причем, в детском коллективе более жестоко, чем в воинском. Я был свидетелем многих падений и подъемов, прослужив в спецназе 25 лет, из которых пять с половиной лет провел в «турпоходах» по горам Гиндикуша, Памира, Кавказа, в пустынях Ближнего Востока и Эфиопского нагорья. Я видел, как опускались вниз безвольные качки и поднимались с колен затравленные дедовщиной «хлюпики», становясь в течение года и менее непререкаемыми авторитетами среди сослуживцев. Потому что там, на войне, важен не объем твоего бицепса или толщина кошелька, а знания, навыки и умения, умноженные на волю. В детском туристическом походе, когда воля у ребенка только формируется, ноющий от усталости первые километры худенький паренек, вдруг, начинает помогать рядом идущей девочке, а здоровяк выбрасывает втихаря на привале банки с консервами… а вечером голодными остаются все, и каждый получает оценку. Свою. И с «дневника» ее не сотрешь.

Воспитательное значение туристического похода очевидно, но не менее полезно и образовательное. Те же уроки основ безопасной жизнедеятельности, географии, биологии, истории и других предметов без практического усвоения материала быстро забываются детьми. В проекте «Лагерь навыка» каждую смену детской экологической (охотничье - рыболовной) программы «Следопыт», руководителем которой я являюсь уже 6 лет, мы начинаем с экскурсии в лес. На вопрос – какие деревья вы видите – наши дети называют лишь несколько деревьев из полутора десятка и не каждый может отличить сосну от ели. Озадачивает не это, а то, что в школьных учебниках, и про ель, и про сосну с кедром все подробно рассказано и проиллюстрировано. И о лекарственных травах там много чего есть, и другого полезного... Вот только беда, ребятишки всего этого не запоминают, как забывают вскоре условные знаки на топографических картах, изучаемые в шестом классе. Объясняется все просто – голые теоретические знания, не подтвержденные практикой или повседневной востребованностью, очень быстро забываются. Тем более современными школьниками, когда в один день занятия по 6 -7 предметам, а то и более, если учесть выполнение домашнего задания на следующий день.

 

Анализируя трагедию, произошедшую18 июня 2016 года в Карелии, когда на Сямозере погибло 14 подростков, мы видим не только упущения администрации лагеря, но и недоработку системы школьного образования. Большинство детей погибло от переохлаждения уже на суше. Элементарный практический курс в рамках предмета Основы безопасности жизнедеятельности смог бы спасти в ту трагическую ночь не одного ребенка. Все что требовалось, снять и правильно выжать до полусухого состояния одежду, сбиться в круг, согревая друг друга, а затем, отогревшись, соорудить укрытие от ветра из подручных материалов или возвратиться на базу, как это сделала одна из девочек… Проделав это практически хоть один раз, да еще в холодной воде, чтобы «вживую» прочувствовать как это, человек запомнит урок на всю жизнь, а строчка из учебника забудется через несколько дней или недель…

Любая деятельность потенциально опасна – первый принцип ОБЖ. Значит ли это, что мы должны оградить наших детей от мира? Давайте лучше будем учить их жить в нём. Детско-юношеский туризм позволяет давать подрастающему поколению многие практические навыки, хотя освоение некоторых иногда и связано с определенным риском. Пусть не для жизни и здоровья в целом, но для целостности кожных покровов (порезы и ссадины) угроза имеется. К сожалению, современная нормативная база детско-юношеского туризма такова, что одного этого бывает достаточно для возбуждения уголовного дела по факту нанесения телесных повреждений. А ведь большинство травм, как правило, происходит по личной вине пострадавшего, а не руководства похода. Наши дети насколько привыкли к постоянно льющемуся на них потоку информации (компьютер, телевизор, электронные средства коммуникации, учителя в школе, родители и пр.), что перестают что-либо воспринимать всерьез, отсеивая даже полезную информацию при доведении требований безопасности. Именно групповая деятельность всех членов турпохода способствует быстрому усвоению знаний, анализируя свой опыт и опыт соседей. Дома с родителями или братом, такой опыт можно не скоро получить. Не способствует этому и соблюдение отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию туристско-экскурсионной работы с детьми. Особенно несовершенна нормативная база Роспотребнадзора. Некоторые принятые нормы СанПиНов, касающихся детского туризма, противоречат здравому рассудку и даже наносят прямой вред окружающей среде. Чего стоит требования к бактерицидной обработке маршрутов движения и стоянок туристических групп, а ведь применяемые яды убивают вместе с клещами и все живое вокруг… Не менее нелепо звучит запрет на употребление в пищу диких ягод и других дикоросов, пойманной рыбы, воды без наличия протокола лабораторного исследования и т.д. Каждый год, проводя туристические сборы, краеведческие и экологические экскурсии и экспедиции мне приходится доказывать местным контрольным органам, что мы не занимаемся отдыхом и оздоровлением детей, а все из-за того, что в действующем законодательстве отсутствует разграничение понятий «детский отдых и оздоровление» и «детский туризм» или «экскурсионный поход».

Жизнеспособность ведь не только знаниями и морально-волевыми качествами определяется, но и общим состоянием здоровья. Что, как не правильно организованный туристический поход, дает человеку закалку и заряд бодрости на многие месяцы? Здесь уже ключевым словом является «правильно». Задача законодателей не душить детский туризм всевозможными ограничениями и запретами, а максимально упростить процедуру организации туристических походов и требования к их проведению, создать стройную систему подготовки кадров детско-юношеского туризма, законодательно исключить произвол местных властей, тем самым дать возможность энтузиастам заниматься полезным для государства делом – растить жизнеспособную смену.


Вернуться назад