ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Что важнее развивать: естествознание или инженерную мысль?

Что важнее развивать: естествознание или инженерную мысль?


26-06-2018, 10:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Что важнее развивать: естествознание или инженерную мысль?

В последнее время под научным мировоззрением подразумевают обычно инженерное мышление, т.е. знание последних технических достижений и теоретических моделей, на которых они построены. Но между инженерным и естественнонаучным мышлением есть большая разница.

Инженер пытается решить проблему технически, создав какое-либо устройство, машину, используя природные материалы и источники энергии. Для проектирования этих устройств он создает математические модели, делает расчеты, выводит формулы, соотношения…

Естествознание – это попытка понять природу, построить мировоззрение, наиболее полно отражающее реальный мир и существующие в нем взаимосвязи, включая сознание самого познающего. Цель естествознания – это развитие живого СОЗНАНИЯ, а не создание теоретической модели, описывающей мир.

Модели необходимы только в инженерной деятельности, но нельзя подменять ими реальность, нельзя строить на теоретических моделях своё мировоззрение. Попытка объяснить жизнь и устройство вселенной с помощью механики, кибернетики, электродинамики или других теорий искажают живое восприятие реальности, ограничивают сознание человека.

Когда я начинаю критиковать научные теории, описывающие вселенную и её эволюцию, меня обвиняют в том, что я неблагодарно иду против прогресса, пользуясь при этом всеми его достижениями – интернетом, телефоном, транспортом и т.д. Я ни в коем случае не против прогресса, я против того, чтобы делать технический прогресс самоцелью.

Главной целью развития жизни является гармонизация отношений, совершенствование среды обитания, создание устойчивых, развивающихся и самодостаточных экосистем. В процессе этого развития и происходит рост сознания, осмысление мира и его эволюционного пути. И инженерные изобретения могут быть отличными инструментами в достижении этих целей, особенно на начальном этапе, когда необходимо быстро восстановить нарушенное равновесие.

Например, надо создать искусственное водоснабжение, обеспечить орошение засушливых районов. Но если просто ограничиться доставкой воды, не совершенствуя экосистему, не высаживая деревья, не обогащая почву органикой, не улучшая структуру почвы и земной поверхности, не восстанавливая естественный круговорот воды, то развития не будет. А инженерные коммуникации нужно будет постоянно поддерживать, ремонтировать, вкладывать средства в их модернизацию и т.д. Это путь усложнения жизни, увеличения энергопотребления, истощения природных ресурсов.

Если не прикладывать усилий по совершенствованию САМОЙ СИСТЕМЫ, в том числе самого человека, а вкладывать только в развитие инженерных коммуникаций, то это путь, который будет со временем требовать всё больше усилий и создавать всё больше проблем. Поэтому на первом месте должно быть развитие естествознания, сознания людей, улучшение и изучение экосистемы планеты, а технические достижения должны быть всего лишь инструментом для достижения этих целей. Это – правильная расстановка приоритетов.

Но, к сожалению, мы всюду видим примеры неправильно расставленных приоритетов. Когда главной целью является техническое развитие, создание высокотехнологичных производств, машин, роботов, рост производства и денежных оборотов, а природа и сам человек являются всего лишь средствами для построения технической цивилизации. Это путь ведущий к рабству человека, к его зависимости от создаваемой им искусственной системы. Это – следствие неправильных приоритетов.  


Вернуться назад