Не хотите кормить свою элиту, будете кормить чужую
Старинный боян, и все же. Весьма занимательный рассказ про жизнь в Оксфорде и не только об этом:
"Жизнь аспиранта в Оксфорде мало отличается от
жизни его собратьев по всему миру и состоит из одиночества, мастурбации и
сизифова труда по болезненно узкой теме, плоды которого пять лет спустя
прочитают по диагонали полтора преподавателя. Подавляющее большинство
оксфордских аспирантов – иностранцы, загнанные в резервации и плотно
сидящие на антидепрессантах. В столовых они сбиваются в унылые, плохо
одетые стайки и трапезничают отдельно. Студент, желающий после окончания
бакалавриата продолжать учиться, воспринимается как фрик. Казалось бы,
почему, ведь именно аспиранты, а не студенты являются авангардом
научного сообщества? Да потому, что при всех бесспорных научных заслугах
подлинная миссия оксфордского образования – не академическая, а
культурно-политическая и воспитывает не ученых, а кадры. Дипломатов,
светских львов, банкиров, юристов, высшие армейские чины. Оксфорд – в
первую очередь инкубатор по воспроизведению английской элиты,
окончательно заточенный в XIX веке под бесперебойное обеспечение
Британской империи управленцами и претерпевший с викторианских времен
скорее косметические изменения. Действующий глава университета –
последний британский губернатор Гонконга. За последние сто лет 10 из 17
премьер-министров Великобритании окончили Оксфорд. Зачем управленцу
аспирантура и шапочка-конфедератка с кисточкой? У него есть диплом
бакалавра и пробковый шлем.
...Традиция учит, что пробковые шлемы должны быть укомплектованы не
просто светлыми головами, но светлыми аристократическими головами
англиканского вероисповедания. Всё прочее – не более чем уступки реалиям
деградировавшего внешнего мира, постепенно навязавшего Оксфорду
католиков, нуворишей, отпрысков колониальных царьков, женщин,
безбожников, цветных, средний и даже рабочий классы. Но по сути,
традиция сохраняется: вся система обучения и времяпрепровождения до сих
пор целиком подстроена под дворянство, составляющее на сегодняшний день
около 50 % учащихся. Это выпускники элитных частных школ типа Итона и
Вестминстера, которых по Англии – от силы 10 % всех учебных заведений.
Сто лет назад, пока Англия не лишилась имперско-аристократической
гегемонии, эти школы поставляли 100 % оксфордских студентов. Но империя
все равно наносит ответный удар. Навязанные извне 50 % – все эти
«талантливые черные математики из неблагополучных семей» – равноправно
крутятся в инкубаторе три года, напоследок гордо фотографируются с
дипломом и счастливыми родителями, после чего возвращаются в ту же
среду, из которой вышли три года ранее. Они пополняют ряды учителей,
мелких госслужащих, офисных работников. Переезжают обратно к родителям в
валлийское село с невыговариваемым названием. Остаются на аспирантуру. А
их недавние соседи по общежитию и друзья по фейсбуку уходят в дальнее
плавание по коридорам власти. Больше они никогда не пересекутся.
...Читателю может показаться, что я сгущаю краски, ведь и в российских
вузах учится золотая молодежь вперемешку с простыми смертными. Читатель
скажет, что не может быть тотальной сегрегации в рамках одного учебного
заведения. Но читатель оперирует реалиями России – страны, чья
потомственная аристократия была истреблена и размыта сто лет назад и чья
элита берет начало в 90-х либо в советской номенклатуре. Английская же
элита не менялась веками, она закреплена биологически. Достаточно
вспомнить, что последнее крупное внутреннее потрясение для Англии –
гражданская война XVII века. С тех пор классовая система претерпела
минимальные изменения, и, когда попадаешь в Оксфорд, это быстро
становится очевидно. Михалковы – не династия; династия – это когда
выясняется, что средневековая столовая, в которой мы обедаем, была
построена в XVI веке на деньги предка моего однокурсника, что у предка
была та же фамилия, которую он не преминул высечь на стене столовой и
что в тех редких случаях, когда мой однокурсник ужинает в столовой, а не
в ресторане, он предпочитает сидеть под данной надписью.
Отличительных черт высшей касты – бесчисленное множество. Во-первых, это
пуленепробиваемая уверенность в себе (скорее спокойное сознание
собственного превосходства, нежели хамоватая самоуверенность – эта
вылезает только во время попоек). Во-вторых, это мгновенно узнаваемая
речь: так называемое RP-произношение (в народе – Queen’s English),
интонации и слова-маркеры, сами по себе подчеркивающие принадлежность
говорящего к элите. В-третьих, внешний вид. Как и русского туриста в
Европе, выпускника британской частной школы в Оксфорде можно безошибочно
угадать со спины. Угадать по как бы небрежно и случайно, а на деле
тщательно всклокоченной шевелюре, атлетическому телосложению (регби плюс
гребля) и шмоткам в диапазоне от чересчур очевидных Abercrombie &
Fitch / Jack Wills (низшая планка) до сшитых на заказ розовых брюк от
оксфордского портного с Turl Street с желтым пиджаком, голубыми носками и
антикварной тросточкой (высшая планка).
Наивные студенты из простых смертных поначалу еще пытаются завязать
знакомства с верхами и даже целый месяц «для галочки» занимаются
греблей, но, наткнувшись на стену из вежливого безразличия и осознав
бесплодность своих усилий, быстро прекращают попытки войти в круг
избранных. В присутствии высшей касты они начинают говорить невпопад,
запинаться, ощущая блеклость своей речи, и переминаться с ноги на ногу в
кедах из Next за £20. Даже маршруты, которыми передвигаются по Оксфорду
феодалы и вассалы, настолько разные, что порой кажется, будто они живут
в разных городах".
_________________
Естественно, я не призываю слепо копировать с Британии ее подходы к
воспроизводству национальной аристократии. У Британии свой путь, свои
традиции. И ярко выраженная кастовость британского дворянства нам,
русским, однозначно претит. Я призываю упоротое советское большинство и
пока еще не определившихся русских осознать тот простейший факт, что без
ярко выраженной национальной аристократии, в основе которой лежит
наследственный принцип ее формирования, мы никогда не сможем построить
устойчивую, суверенную и успешную государственность. Всё до банальности
просто: не хотите кормить свою элиту - будете кормить чужую.
Советские патриоты могут хоть целиком и полностью на говно изойтись в
комментах, толку-то? Это же элементарнейший, очевиднейший факт - и
исторический, и социологический. Но советские патриоты - фанатично
упоротая сволочь. Потому они предпочитают ради своей утопии отрицать и
факты нашей жизни, и Богом данные ее законы.
А что касается того, какая элита нам нужна и как ее воспитывать, рекомендую для начала ознакомиться вот с этой книжечкой:
Написана она потомком русского дворянского рода. Повествование очень
легкое, не грузит. Можно за час прочитать. При этом очень неплохо
погружает в нужную атмосферу. На мой скромный взгляд, такие книги должны
быть настольными для каждого сознательного русского родителя
(независимо от происхождения, чинов и статусов).
"Тот оттенок в поведении русских аристократов, который Пушкин с
известным эпатажем называет «простонародным», проявлялся не только в их
речи, но и гораздо шире - в стиле их отношений с простым народом. Эти
отношения отличались такой естественностью и непринужденностью, что это
обращало на себя внимание современников из недворянской среды. Очень
показательны в этом смысле воспоминания Н.А.Белоголового, в детстве
наблюдавшего за жизнью ссыльных декабристов. Особенное впечатление
произвел на него князь С.Г.Волконский: «Знавшие его горожане немало
шокировались, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару, видели,
как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными
хлебными мешками, ведет живой разговор с обступившими его мужиками,
завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки». В салоне
же своей жены князь Волконский, блестяще образованный и в совершенстве
говорящий по-французски, выглядел истинно светским человеком, хотя и мог
появиться там, «надушенный ароматами скотного двора».
...У русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым
народом, которые со всей остротой вставали перед разночинной
интеллигенцией, искренне желающей этот народ осчастливить. В отличие от
разночинцев дворяне народ очень хорошо знали - они среди него жили.
Подавляющее большинство даже тех дворянских семей, которые постоянно
жили в Москве или Петербурге, проводило по несколько месяцев в году в
деревне, в своих поместьях. Помещики, за немногими исключениями,
волей-неволей должны были хоть как-то разбираться в сельском хозяйстве и
крестьянской жизни. Военные, естественно, постоянно общались со своими
солдатами, в сущности, теми же крестьянами. Наконец, у каждого
дворянского ребенка была своя деревенская няня, которую, как правило, он
очень любил. Часто няни жили потом в семьях своих уже взрослых
питомцев, и взаимная нежная привязанность сохранялась на всю жизнь.
Пушкин и Арина Родионовна - отнюдь не исключение, а просто наиболее
известный пример. Для верующих людей огромное значение имела общая с
народом религия. Но и на тех, кто был равнодушен к религии, оказывали
какое-то влияние церковные праздники, соблюдение обрядов, в которых
вместе, как бы на равных принимали участие и помещики, и крестьяне. Сам
патриархальный семейный быт дворянской, в особенности провинциальной,
семьи перекликался с патриархальными традициями крестьянской жизни.
...В отдельных дворянских семьях уважение к крестьянам и крестьянскому
труду особо подчеркивалось и сознательно прививалось детям. Подобные
примеры мы встречаем в разные эпохи русской жизни, в разной по своим
идеологическим воззрениям среде. Сергей Аксаков в детстве считал за
счастье поехать вместе с отцом в поле, понаблюдать за работой крестьян.
Лев Толстой, и задолго до увлечения теорией опрощения, внушал своим
детям особенное уважение к крестьянам, которых неизменно называл
«кормильцами». Сыновья великого князя Константина (К.Р.) летом сами
участвовали в крестьянских работах: косили, жали хлеб, ухаживали за
скотом.
Разумеется, отношения дворянства и крестьянства в России ни в коем
случае нельзя изображать идиллией. Дворяне прекрасно видели вопиющее
социальное неравенство и с ним, в общем, мирились. Но здесь было другое:
осознание общности исторической и национальной судьбы, - чувство, быть
может, более глубокое и надежное, чем пресловутая классовая
солидарность".
Вернуться назад
|