ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > «Вера предков». В чём опасность новых язычников?

«Вера предков». В чём опасность новых язычников?


17-03-2017, 17:04. Разместил: Иван1234567

В последнее время в фокусе внимания российских СМИ, общественных и экспертных структур оказалось неоязычество. Причиной тому - активность неоязычников в последние несколько лет в рунете: ни одно патриотическое сетевое сообщество, ни один паблик в социальной сети патриотической направленности не обходится без «бригады ревнителей веры отцов», или, проще говоря, родноверов.

Всё это и многое другое служит поводом для того, чтобы поговорить о феномене неоязычества более подробно. И не только в собственно религиозном, но и в политическом ключе. Поскольку российское неоязычество, по выражению одного из его апологетов, ныне покойного Владимира Прибыловского, «самая политизированная квазирелигия, мифологизированная форма расовой, этнической и религиозной ксенофобии».

 

 

История появления неоязычества в России

Неоязычество – яление далеко не только российское, но общемировое. Есть свои неоязычники и в Греции, и в Скандинавии, и в Британии, да и в США. Однако необходимо отделять традиционные религиозные языческие верования, от неоязыческих культов. Язычество в религиозном смысле – это, например, шаманизм северных народов России или индейских племен Северной Америки, это традиционный индуизм, или верования некоторых африканских племен. Собственно, в этих религиозных течениях, в первую очередь прослеживается традиция, то есть цепочка преемственности жречества через обряды инициации. Такие общины не ставят своей целью активное участие в политике или тем более экстремистскую деятельность. Чужды традиционным язычникам и методы экспансионистской вербовки новых адептов, которые характерны для разного рода тоталитарных культов.

Когда появляется тема псевдонационализма, ультрапатриотизма и милитаризма в неоязыческой среде, то речь идет в первую очередь о течении «родноверов». А это всё же только сегмент неоязыческих течений в общей российской сектантской палитре.

Однако общие характерные черты выделить всё же можно. Во-первых, многообразие неоязыческих организаций и культов (а неоязычество – это не какая-то конкретная структура, а целая субкультура с множеством общин и доктрин), не имеет в основе своей пресловутой традиции или цепочки преемственности.

Всё псевдоязычество – некая реконструкция, притом с изрядной долей художественного вымысла.

Различные исследователи определяют появление неоязычества разными датами, но все сходятся в том, что расцвет этого течения по всему миру начался в XX веке. В России речь может идти о маршале Тухачевском, как о первом провозвестнике неоязычества, который совместно с поэтом Николаем Жиляевым направил записку в Совнарком с предложением сделать язычество государственной религией в молодой советской республике. Впрочем, Тухачевского в 1937 расстреляли, а в революционные годы в религиозном плане в России творилось то, что православным языком называется «бесовщина». И был ли шаг Тухачесвского продиктован стремлением к обретению «веры предков» или банальной попыткой ещё большей дискриминации Русской Православной Церкви – предмет научной дискуссии специалистов-историков.

Второй всплеск неоязычества, собственно родноверческого толка, в СССР начался в 1950-е годы, когда в самиздате появилась «Велесова Книга», краеугольный доктринальный камень всего российского неоязычества. По версии большинства исследователей, это фальсификация, созданная Юрием Миролюбовым.

Следующий всплеск интереса к теме в нашей стране состоялся в конце 1970-х. Тогда идеологом неоязычества стал борец с христианством Анатолий Иванов (Скуратов), который в 1978 году в самиздате опубликовал статью «Христианская чума». Ещё одной программной, хоть и не для всех российских родноверов, стала книга «Удар Русских Богов», изданная в 1999 году и запрещённая на территории РФ как экстремистская литература. Сей труд, помимо христианофобии и возврата к вере предков, пропагандировал еще и крайние формы антисемитизма.

Антисемитизм, кстати, в мировой практике неоязыества не случаен, поскольку своего пика в XX веке все эти «народные культы» достигли в гитлеровской Германии.

На этот исторический момент указывает, например, глава Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин в докладе «Неоязычество в России: современная ситуация»:

Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного «недочеловеков». Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова - праздником зимнего солнцеворота. В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935—1945 годах активно действовала организация «Ahnenerbe» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Таким образом можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.

Александр Дворкин

Неудивительно, что ряд основополагающих доктринальных книг неоязычников подпадал и подпадает под действие 282-й статьи и вносится в список экстремистских материалов не только по факту межрелигиозной, но и по факту межнациональной розни. Не все, но очень многие неоязыческие организации тяготеют к неонацизму, а неонацистские структуры часто берут в качестве идеологического базиса неоязычество. Ярчайшим примером служит Украина и тамошние организации типа «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещённая в РФ), в составе которых постоянно растёт число неоязычников.

Но и в России дискурсу про «белого воина с верой предков в сердце» уже много лет. В ряде неоязыческих организаций вербовка поставлена на поток, а интеграция в общественные и политические структуры весьма и весьма предпочтительна. Более того, в данной системе процветает мимикрия: языческие организации маскируются, например, под культурно-просветительские центры и даже активно сотрудничают с муниципальными властями.

Как это происходит, скажем, в Подольске, где имеет место быть «Славянский Кремль» Виталия Сундакова. Номинально люди занимаются «реконструкцией культуры предков». По факту – достаточно зайти на их официальный сайт, чтобы увидеть, что речь идёт о полноценной культистской общине. При этом «сундаковцы» работают со всеми возрастными группами, в том числе и с детьми, в рамках программы «Славянская Дружина». И этот центр в Подмосковье – далеко не самая крупная организация подобного толка.

 

 

Идеология и структура

Доктрины различных неоязыческих культов отличаются по самым разным критериям. Более того, такие структуры постоянно разделяются и раскалываются, несмотря на то, что проповедуют некое «языческое панславянское единство». Крупнейшей на сегодняшний день организацией подобного толка в нашей стране является Союз славянских общин славянской родной веры, который категорически и официально отвергает ряд неоязыческих доктрин, а также порицает идеологов неоязычества вроде Александра Хиневича, Баркашова, Юрия Петухова и многих других.

К примеру, Александр Хиневич – лидер неоязыческого культа «Древлеправославной церкви инглиитов»*, к которой у правоохранительных органов в последние годы всё больше и больше вопросов. В общем, когда речь идёт о родноверии, то ни о каком идеологическом или даже просто номинальном единстве речи не идёт в принципе. Структурно в этом плане неоязычники очень похожи на неопротестантов, в среде которых постоянно методом раскола появляются всё новые и новые «церкви».

Впрочем, в той или иной степени все родноверы отличаются рядом характерных черт. В первую очередь, это христианофобия. Второй пункт, характерный для большинства родноверов – «этно-религиозный национализм», в большинстве случаев выраженный в радикальной форме.

Это весьма своеобразный взгляд на российскую историю, которую «украли» у язычников. Кто? Ну, понятно, христиане. Получается этакий политически-религиозный реваншизм. Нынешние российские власти в рамках родноверческих воззрений – тоже «оккупанты, враждебные вере и жизни по заветам предков».

Патриотизм родноверов основан на принципе вероисповедания: то есть российскому неоязычнику куда ближе какой-нибудь украинский вотанист или адепт «РУН-Виры» (о котором речь пойдет ниже), чем такой же русский, но православный или агностик. Ну а мнение о действующей власти как об оккупационной естественным образом приводит родноверов не только на «Русские марши», но и в стан несистемной либеральной оппозиции. Ничего удивительного: позиция многих белоленточников по вероисповеданию заключается в лютой ненависти к традиционным религиям и в столь же горячей любви ко всем и всяческим тоталитарным культам.

Politrussia.com

 

 

Собственно, ложным патриотизмом, возвратом к корням, реваншизмом, оппозиционностью, а также пропагандой здорового образа жизни и единоборств неоязыческие общины и притягивают к себе молодежь. Свою роль играет и некая сопричастность к тайне, к «истинной истории России, которую тщательно скрывают враги-христиане».

Здоровый образ жизни и спорт родноверами тоже воспринимаются весьма своеобразно. Например, не так давно правоохранители пришли с обысками в московский спортивный клуб «Сварог», где обнаружили не только склад запрещенной литературы, но еще и огнестрельное оружие с боеприпасами к нему.

 

 

Международные связи

Опять же, не стоит думать, что российские родноверы – это закапсулированная в себе этно-религиозная группа культов. Они контактируют и на международном уровне. Например, члены Союза славянских общин славянской родной веры в принципе не скрывают, что их «Союз проводит работу по объединению славянских общин в славянских государствах, а также сотрудничает с иностранными неоязыческими организациями и объединениями в Европе, США и Канаде».

Более того, в своё время Европейский конгресс этнических религий не постеснялся предъявить претензии в разжигании межрелигиозной розни Русской Православной Церкви. В этот конгресс входят неоязыческие движения стран Европы, Азии и США.

В общем, весь этнический флёр и тяга к старине совершенно не мешают неоязычникам осуществлять вполне себе глобалистские проекты.

Тесно контактируют российские родноверы и с украинскими структурами. Более того, по некоторым данным ряд российских адептов неоязычества воюет в добробатах ВСУ против ополченцев ДНР/ЛНР. Что хоть и печально, но логично. Поскольку на Украине есть ряд сугубо неоязыческих парамилитарных подразделений, которые по идеологии куда ближе российским родноверам, нежели что-то «оккупационно-христианско-пророссийское».

На Украине уровень экстремизма местного неоязычества зашкаливает. Помимо традиционных родноверов, молящихся Хорсу на острове Хортица (остров на Днепре, который является этакой «запорожской Меккой» для украинских культистов), есть на Украине, например, «вотанисты» - поклонники Вотана, или Одина. Они активно участвовали в событиях Майдана, а потом организовали добровольческий батальон «Мёртвая Голова» ( стоит ли кому-то напоминать о дивизии SS Totenkopf?).

Существуют так же адепты «РУН-Виры» - организации, первый центр которой появился в Чикаго и сооснователями которого были родители Екатерины Чумаченко, жены экс-президента Украины Виктора Ющенко. Надо ли говорить о поддержке Майдана этими украинскими родноверами, за кого они агитировали и к чему призывали? Мечта неоязычников сбылась: на Украине к власти пришли самые настоящие потомки древних укров.

Ложь неоязычества: не те, за кого себя выдают

Разговор про особенности родноверческих организаций можно продолжать если не до бесконечности, то очень и очень долго. Этот пласт культов весьма пёстр и широк. Как в России, так и на Украине, да и по всему миру. Однако следует все же вычленить главное.

Основа родноверия – это ложь, доходящая до шизофрении.

Когда родноверы говорят о некоем религиозном единстве – они имеют в виду постоянное дробление на культы, течения и секты.

Когда декларируют тягу к «истории предков, истокам и культуре», то речь идёт сугубо о квазиистории и современных авторских мифологических концепциях, а также откровенных исторических фальсификациях.

Когда говорят о толерантном отношении к другим вероисповеданиям, то подразумевают лютую христианофобию и жесточайшую полемику с инакомыслящими даже в собственной среде.

Когда утверждают, что родноверие – это не система и полная свобода, на самом деле подразумевается вступление в организации с жесткой иерархией и системой подчинения по военному или полувоенному образцу.

Когда говорят о политическом единстве и патриотизме, то им на самом деле видится дробление России на конгломерат «дружественных языческих государств» типа Ингерманландии, Великой Сибири и прочего Независимого Урала.

Когда утверждают, что они за спорт и здоровый образ жизни, то подразумевают боевую подготовку и максимально жёсткие виды единоборств.

Больше того, когда родноверы рассказывают о том, что они – сугубо религиозное течение, они врут и здесь, поскольку на сегодняшний день этот вид неоязычества политизирован максимально возможным образом. И политизирован именно в ключе тотального неприятия российских политических реалий.

Иными словами, родноверы – это не просто не совсем то, чем они кажутся на первый взгляд, а нечто радикально, на сто восемьдесят градусов, иное.

Александр Чаусов

Вернуться назад