-
- Мы стали тупее? Осмысление интеллекта
ss69100
31 декабря, 4:01
-
-
2 процента людей — думает,
3 процента — думает, что они думают,
а 95 процентов людей лучше умрут,
чем будут думать.
(Д.Б.Шоу)
***
Итак,
уважаемые интеллектуалы, самое время перейти к главному – интеллекту.
Эволюция термина просто поражает. Платоново-Аристотелевского значения
почти никто из нас и не касался, с развитием Религии в эпоху Возрождения
Разум приблизился к Богу, но затем сыграл и давно господствует
«дарвиновский заслон».
Причём сам «верующий учёный-массон»
перевернулся бы в гробу, узнай он, как его просто-ТЕОРИЯ «изменчивости
видов» повлияла на все социально значимые институты. Ведь «естественный
отбор» не только перечеркнул наше «божественное происхождение».
Утверждается, что человек стал царём зверей и заселил всю поверхность,
как никакой другой из млекопитающих именно благодаря своей развитой
способности быстро реагировать и адаптироваться на изменения внешней
среды.
Далеко не всех греет мысль, что мы лишь самые развитые и
приспособленные приматы (или прямоходящие беспёрые) – для них бальзамом
стало само отличие от «предков» и очень интересно, кто и как далеко от
тварей ушёл. Более всего на роль мерила подходил интеллект, и именно
из-за указанного эволюционного развития, значением термина в «вики»
стало: качество психики в способности адаптироваться, обучаться.
И
именно в этом понимании тесты IQ, начиная с Бино и Симона (шаблоны на
скорость выбора решения), имеют смысл. Иначе как объяснить внешне
неотличимому «офисному планктону», почему один из них – руководитель.
Более того, до сих пор гуляет забавная таблица, в которой, возможно,
имеет смысл один диапазон уровня интеллекта: идиот: <20 IQ, имбецил:
20-40, дебил: 40-60, ограниченный: 60-80, посредственный: 80-100
(охватывает 90% испытуемых).
Но
если для измерения степени тупости тест ещё подходил, но не имел
практического смысла, то с самими интеллектуалами были проблемы, причём
тем большие, чем более разными оказались люди, и чем быстрее менялись их
мировоззрения. Особенно удручал факт того, что испытуемый мог оказаться
умнее составителя шаблонов или отличаться нетрадиционным мышлением (что
особенно грустно для ЕГЭ), а результат отправлял его к дебилам - и это
главное противоречие в демократических странах, провозгласивших
личностную индивидуальность (обратной стороной медали стало отнесение и
явных имбецилов к толерантно-«особенным»).
Вообще, со многими
психологическими тестами имеет место проблема испытуемых: обычно
психологи работают с людьми, имеющими явные проблемы, а затем
интерполируют результаты и тесты на остальных, кто в обычной жизни
обходит их, как и врачей, стороной – от греха подальше. Важно понимать,
что на практике мы видим размытие не только термина интеллект, но и
опошление человеческой природы и сущности самого Человека. Бог с ним, с
божественным происхождением, но это негативно влияет на сам смысл нашего
существования, прямо «оскотинивает» обывателя, оправдывает «общество
потребления», косвенно деградирует нравственную сущность.
Опять
вспоминается популярное ток-шоу, где главный «герой» заявился объяснить
свою позицию: почему он – полицейский, сбив на просёлочной пустынной
дороге девочку, даже не остановился помочь, а быстро скрылся. Его ответ
сегодня потряс УЖЕ не многих: «А что вы хотели? – я просто человек со
своими слабостями»… Где же М.Горький с его «Человек- это звучит гордо»… и
с дробовиком?
Если
всё-таки принять интеллект, как коренное отличие Человека от остального
животного мира, то придётся менять саму суть современного понятия.
Сомнителен прежний акцент на скорости изменчивости в эволюции (как,
впрочем, и сама теория имеет множество конфликтов и допущений).
Натянуто
выглядит и сужение сегмента адаптации к внешнему миру: с его
расширением и рядовой таракан, с аппетитом пожирающий отраву, от которой
его предок два поколения назад протягивал лапки – даст такому
«интеллекту» человека сто очков вперёд (ещё микроорганизмы обнаружены
даже в ядерном реакторе),да и обучаемость некоторых акул просто
зашкаливает.
Да, появились научные направления изучения зачатков
интеллекта у животных, вяло развивается «искусственный интеллект», но
именно из-за «нового» толкования термина. Он не приближает нас к
пониманию Человека. Возможно, теперь это не считается нужным для того
большинства, в которое мы с вами угодили, и которому, по мнению
властителей, требуется больше толерантности и меньше интеллекта. И как
это «наше большинство» не будет демагогически называться, хоть
интеллектуальными демократами – на деле, с таким предлагаемым багажом
реальной интеллектуальности и нравственности, имя ему – безвольные
ограниченные рабы.
Есть
замечательная книжка В. Круковера «Агрессивность собак и кошек». Где не
только правильно трактуются главные движители – инстинкты, но обретают
смысл и наши отличия от братьев меньших. Мы же попытаемся определиться:
чем же является интеллект на деле, в чём именно мы обретаем новое
качество миропонимания, как люди, а не вид животных. Ни для кого не
секрет, что
Инстинкты – это то, что роднит нас с остальным
животным миром: именно ими определяются важные нам изменения внешней
среды и формируются поведенческие реакции, подчас ещё до уровня
осмысления. Это глубинный, заложенный матерью-природой механизм,
обеспечивающий выживание и воспроизводство вида.
Никто не знает:
эволюция или воля Создателя требовали, чтобы нашёлся организм, способный
превозмочь эти инстинкты ради чего-то большего, чем сам индивид, стая,
популяция или сообщество. Никакой индивид, думающий о сохранении
собственной шкуры, своей семьи, или даже стаи не способен мыслить
категориями общества и целой планеты или идеями и идеалами, важными для
общества. Здесь нужна жертвенность, способность переступить собственные
инстинкты ради всего общества. И на это стал способен только Человек.
Поэтому
довольно разумно, определяя человечность, как «удаление» от животных,
говорить об интеллекте, как о грани, ограждающей его от инстинктивного
поведения. Важно уточнить, что речь идёт об осознанном выборе (собака,
погибающая, защищая хозяина, одинокий волк, потерявший волчицу, и
умирающий от тоски или вымуштрованный солдат, поднимающийся в атаку под
пули по приказу – это другое). Поэтому, первым, описанным примером
истинного интеллектуала, следует признать Иисуса Христа, последними на
моей памяти были А.Д.Сахаров, Л.Н.Гумилёв, Н.Мандела.
Эта
жертвенность часто не описывается не только правовыми, но и моральными
нормами, необходимыми для жизни общества. Высшая степень человечности
оперирует понятиями лишь нравственности – это те критерии оценки
интеллекта, которые и позволяют судить о его уровне, и именно они, увы,
недоступны осмыслению большинством.
***
Поэтому,
ныне популярное бытовое определение интеллекта, как ума, да ещё
производного от образования, выглядит странно, и для этого есть другие,
более точные определения.
Связь с образованием, конечно, есть, но
она опосредована – без него никакой человек не придёт к осознанию
интеллектуальности самостоятельно.
Религиозные догматические механизмы способны лишь привить и внушить нравственные ориентиры, но осознания не произойдёт.
Есть
много свидетельств того, что сам уровень интеллекта обусловлен многими
факторами, один из которых – наследственность (некий начальный уровень и
допустимый диапазон), далее идут семейной воспитание и уровень
образования, изменяющие его в обе стороны. На эту тему много домыслов и
слухов, составляющих основу конспирологических теорий, особенно когда
говорят об образовании и воспитании элит, но идея гораздо шире и
затрагивает основы миропонимания и зрелости общества, отражает уровень
нашей Цивилизации.
Тут мы подходим к грустному финалу: все люди
разные, особенно интеллектуально, способность мыслить не даётся
изначально и обретается далеко-далеко не всеми. Общество, не заботящееся
об истинном уровне интеллекта, обречено на деградацию, и характерным
показателем является отношение к нравственным лидерам, их авторитетность
(сама интеллектуальность большинством, лишённым этого, верно определена
быть не может).
Новые, усиленно внедряемые, образовательные
стандарты не изменят интеллектуальный уровень и количество его носителей
(и не имеют такой цели), и наоборот - никакая религия не повысит
качество интеллектуальных людей, а сами образование с религией нельзя
подменять одно другим.
Без понятия нравственности понятие
интеллекта выхолащивается и теряет своё осмысление обществом. И уж
точно, насаждаемое усреднение в образовании, возможностях и достижениях,
вкупе с «демократическими ценностями» даст нам не свободных
индивидуальных «личностей», а, скорее, безнравственных дегенератов с
интеллектом на уровне физиологии таракана – основу нового общества с
идеологией «потреблядства».
Бедным психологам останется лишь констатировать дальнейшее снижение «правильно-думающих», как в ссылке в начале статьи. Есть идеи, как изменить эту тенденцию? Я бы предложил
начинать с возрождения традиционной семьи и борьбы за нравственную
чистоту, что полнее отражено в статьях: «Семья и Свобода» и «Поколение непуганых демократов».
(Статья дана с сокр.)
Владимир Золин
Источник
Вернуться назад
|