ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Учиться, учиться, и еще раз...
Учиться, учиться, и еще раз...4-09-2014, 16:38. Разместил: Moroz50 |
Сегодня такой день, что сам Ломоносов велел поговорить про науку и образование. Хотите верьте, хотите нет, но образование — это базовый процесс в обществе. И основной показатель деятельности правительства. Еще есть воспитание и молодежная политика, но они тоже в значительной части погружаются в процесс образования, если рассматривать его широко — не только как разучивание таблицы умножения, а в целом, как процесс подготовки образованных и культурных граждан. Образование, воспитание, культура — это основа, от которой зависит все остальное. Абсолютно все. Любые другие сферы деятельности — вторичны. Экономика? Не смешите меня. Какую экономику вы собрались строить, если у вас нет образованных людей? Собирать бананы? Или качать газ? Привозить иностранных специалистов чтобы они привезли с собой оборудование, настроили и научили малограмотных мужиков вовремя открывать и закрывать вентиль? Такую экономику вы собираетесь строить, не имея науки и образования?
И они даже сами не поймут, как все случилось. Вчера было — сегодня нет. Кто виноват? Ну ясно же, кто... Яркий пример этого процесса мы наблюдаем на Украине. На момент получения независимости страна имела самую развитую промышленность среди всех республик бывшего союза, кроме, может быть, РСФСР. И где это все? ВВП Украины в 1991 году был сопоставим с Польшей. И что от него осталось? Страна стала беднейшей на всем постсоветском пространстве. Может быть только в Средней Азии кто-то живет хуже. И это при наличии полезных ископаемых, заводов, морских портов и торговых путей между Россией и Европой. Если система образования разрушена — пиши пропало. Экономика, промышленность, армия, все остальное — становятся временными остаточными явлениями. Где сейчас украинская армия? В 1991 году это была 5-я по численности и вооружению армия в Европе. Где она сейчас? Остатки армии сражаются с собственным народом на остатках советской техники. Вот и весь итог. Где вы видели крепкую боеспособную армию в стране, в которой нет хорошей системы образования и воспитания молодежи? Поэтому повторяю — система образования и воспитания первична. Все остальное — вторично и зависимо. Все! А это значит, что деятельность любого правительства следует оценивать в первую очередь исходя из того, укрепило оно систему образования и воспитания, либо ослабило. Если укрепило — тогда можно смотреть на состояние экономики, армии, спецслужб и так далее. Можно спорить о сокращении или росте внешних долгов, о налоговой политике, о работе дипломатов, о демократии, о сельском хозяйстве и о чем угодно еще. Но только если система образования укрепилась. Иначе — до свидания. Если система образования ослаблена — можно смело умножать любые другие достижения правительства на ноль. Да хоть в десять раз увеличивайте ВВП — без массового образования весь рост ВВП достанется кучке крупных бизнесменов, а то и вовсе уйдет за рубеж. Как пришло, так и ушло. Крепкая армия? Да хоть звезду смерти постройте — идиоты ее через год уронят, хорошо еще если на Солнце, а не на собственную столицу. Поставят вверх ногами датчики бокового отклонения, вколотят их молотком в пазы и понеслась... Экономика, армия, полиция, запрет казино — при ослаблении системы образования это все медленно, но верно превращается в ноль. Вопрос времени. Вот мы сейчас поднимем экономику, получим деньги и тогда мы... Что тогда? Тогда займемся наукой и образованием? Это глупость, достойная Кличко. Или Порошенко, который обещал закончить АТО в считанные часы.
Процесс заканчивается только тогда, когда случается кризис и заработанные ранее деньги спускаются на латание бюджетных дыр. И в конечном итоге остаются одни долги. Что сделали большевики после революции? При всех своих ошибках, при всех недостатках, большевики сделали одно очень важное дело, которое полностью компенсировало все прочие упущения и позволило вытащить страну из той пропасти, в которой она оказалась в ходе гражданской войны. Это был ликбез. До революции Россия была аграрной малограмотной страной. Да, в России была академия наук. Были академики. Было много ученых мужей. Но наука и образование были уделом меньшинства. Большинство было просто безграмотным. В деревнях не умели читать и писать. Доля грамотных по стране составляла около 21%. Три класса церковно-приходской школы — и то не у всех. Более того, после революции, в ходе гражданской войны, страну покинула значительная часть интеллигенции. И этот провал тоже необходимо было восполнить. И большевики это сделали. Они посадили за парты всех. Всю страну. Сельские клубы, избы-читальни... да, это зачастую преследовало цели революционной пропаганды. Но не только. А теперь представьте, что Ленин решил бы сначала подзаработать, а потом на вырученные деньги... чем бы это закончилось? Ничем! Страна лежала в руинах, сплошь и рядом процветал бандитизм, контра, местами элементарное безвластие, экономика представляла собой лоскутное одеяло еще более штопанное, чем сегодня на Украине. А в стране принимается декрет о ликвидации безграмотности. Дата декрета — 26 декабря 1919 года. Но фактически ликбез начался еще раньше. Известен плакат 1918 года, который гласил: "Неграмотный — тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья". И ведь не поспоришь... Большевики сделали это! В стране, в которой до революции только 21% населения умел читать и писать, а с учетом отъезда интеллигенции и потерь в ходе гражданской войны грамотных оставалось еще меньше, — уже через 10 лет уровень грамотности вырос до 50% в сельской местности и 80% в городах. Более, чем в три раза за десять лет. К 1939 году — через 20 лет после революции и гражданской войны — уровень грамотности приблизился к 90%. Да, большевики допускали много ошибок. Но они сделали главное, чем должно заниматься правительство — они создали систему образования. И у них появились кадры, которые могли решать любые задачи. И они их решили. Да, Сталин сажал людей в лагеря. Но он сажал их еще и за парты. И за парты он посадил гораздо больше, в десятки раз. Был создан ОСОАВИАХИМ, в рамках которого по всей стране молодежь осваивала технику, занималась авиамоделированием, которое быстро стало популярным занятием (потом вся эта молодежь стала летчиками Второй мировой), занимались радиоделом (будущие техники и связисты).
Образованный человек может все. Он может создать экономику, промышленность, может построить самолет и подводную лодку, создать радио и лучший в мире танк, а потом и лучший в мире автомат. Необразованный человек не может ничего. И никакие иностранные инвестиции, оборудование, инструменты, снаряжение, вооружение, боеприпасы впрок ему не пойдут. Есть такая поговорка — лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Есть и другая — дай человеку рыбу и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь. Кеннеди, тот самый, который президент США, после полета Гагарина, признавая проигранную космическую гонку, сказал: "СССР победил нас за школьной партой". И это верно. СССР создал такую систему образования, которая дала стране десятки миллионов инженеров и квалифицированных рабочих, из них вышли миллионы ученых и конструкторов, из них — тысячи академиков и руководителей конструкторских бюро. Именно это стало залогом победы в космической гонке. Не разовый вброс каких-то невероятных финансовых средств, а система — система образования. В 1920 году крестьяне в лаптях, без копейки в кармане, шли в клуб чтобы учиться читать и писать. В 1946 году рабочие после смены шли на вечерние курсы. Никто не ждал, когда вырастет экономика и появятся деньги чтобы вложить их в науку, построить какой-нибудь институт или поехать учиться уму-разуму за рубеж. Народ учили, не дожидаясь, когда на это появятся деньги. Народ посадили за парты сразу — на следующий день после того, как он вернулся с войны. А потом уже появилась экономика. Народ, который научился читать и писать, за 10 лет создал новую экономику. Причем дважды. Сначала в 30-е, потом в 50-е. В 50-е годы экономика СССР росла такими темпами, что руководство США и Великобритании опасалось, что при сохранении темпов роста к 70-му году СССР обойдет их по ВВП на душу населения. И это было реально. Сегодня многие оценивают советскую экономику по 80-м годам. Но это в корне неверно. В 70-е годы, во времена брежневского застоя (застой — очень точное определение той эпохи) — развитие страны прекратилось и рост экономики сошел на нет. Но в 60-е и начало 70-х уровень жизни в СССР не уступал среднеевропейскому. И советсккий автопром того времени не был посмешищем. И строительство жилья велось опережающими темпами — половина страны в то время смогла переселиться из бараков и частных домов в отдельные квартиры без подселений. Сколько нужно времени чтобы поднять экономику из руин на уровень развитых стран? Имея систему образования — 10-20 лет. Не имея системы образования, эта задача невыполнима. Почему 10 лет? За 10 лет школьник превращается в выпускника и молодого специалиста, студент — в опытного специалиста и кандидата наук. Курсант превращается в командира роты. Командир роты превращается в полковника. Мастер превращается в начальника цеха. Начальник цеха превращается в директора завода. И так далее. 10 лет — это время, за которое страна, обладающая прогрессивной системой образования, может сделать рывок. От страны, лежащей в руинах, до быстрорасущей экономики — 10 лет. Если есть система образования. И бесконечно долго, если ее нет. Оценить деятельность правительства можно по одному критерию — развитие или деградация системы образования. Все прочее — вторично.
Я вижу ученых, которые уезжают за границу. Мои личные знакомые. Одни читают лекции за рубежом, другие собираются это делать. Я вижу сокращение преподавателей в ВУЗах. Я вижу, что старейшие ВУЗы города борются за выживание, потому что они не проходят по каким-то формальным критериям, придуманным в министерстве. Потому что у них мало иностранных студентов и низкая рентабельность... Какая может быть рентабельность в ВУЗах? О чем вы? Я вижу платное образование. Я вижу систему, в которой образование подчинено коммерческим интересам. А это в корне неверно. Я вижу, как в системе образования пилятся бюджеты, уже даже не двуручными пилами, а на промышленных пилорамах. Одна организация из системы образования заказывала у меня услуги и требовала добавить к цене некоторую сумму, которую потом я должен был вернуть. Они уже сами это требуют. Не стесняясь. Они увольняют сотрудников, которые отказываются сдавать деньги на подарок министру. Отказ от участия в разделе бюджета там уже трактуется как нарушение субординации. Что вы хотите от этой системы? Какое образование? Какая наука? Программисты, которые приходят устраиваться ко мне на работу, не могут выполнить тестовое задание. Слишком сложное? Да нет, это задание уровня лабораторной работы второго курса. Уровень школьной олимпиады, где на выполнение отводился час. А выпускник ВУЗа, который учился пять лет, не может выполнить это задание за четыре часа. Правда на втором курсе подобные задания выполнялись в то время, когда я учился, это было давно. Сегодня наверное такие задания тянут на диплом. Или даже на диссертацию. Но некоторые справляются и сегодня. Правда с каждым годом все реже. Как украинцы докатились до жизни такой? Они подкосили свою систему образования переходом на украинский язык. Украинский язык сам по себе не плохой, это просто диалект русского. Только на нем нет такого объема научной и методической литературы, как на русском. А главное — нет такого количества педагогов и специалистов, такой научной школы, которая сформировалась на русском языке. А тех, кто плохо знал украинский или выступал за использование русской литературы — они увольняли. И в результате очистили свою систему образования от большинства квалифицированных кадров. И все. Крым почти полностью сохранил образование на русском языке. Донбасс — частично. Остальные перешли на украинский. Результат налицо.
Сколково? Это издевательство. Это пародия на науку. Причем пародия очень плохая, в стиле Камеди-клаб. В чем проблема? Да в том, что я живу недалеко от СО РАН, а это в прошлом один из крупнейших науных центров, причем не только СССР, но и всего мира. Я вижу его состояние. Как бы вам его описать? Оно кусочно-непрерывное. А самое печальное, что правительство даже не знает, что с этим делать. Они работают над концепцией развития СО РАН. У них ее нет, они над ней только работают. Причем уже много лет. Откуда я это знаю? Потому что мне заказывали работу над одним из разделов этой концепции. Хотя я не академик и даже не кандидат. Зато теперь я знаю, кто и как работает над ней. Теперь понятно? Люди, которые не имеют концепции развития СО РАН — крупнейшего научного центра, который уже существует полвека и успешно работал в прошлом — эти люди строят Сколково. Если у них здесь нет концепции, откуда она там? Если у них нет системы образования — как у них будет работать академическая наука? Российская наука развивается так же, как воюет украинская армия. Без плана, без стратегии, местами даже без командиров. Кто-то кого-то куда-то посылает что бы кого-то убить. Кто-то кого-то убил. Кто-то погиб. Кто-то попал в окружение. Кто-то убежал. В российской науке и системе образования все происходит ровно так же. Только пока без убийств. Но напоследок скажу о хорошем. Не все так плохо. Чтобы получить десятки миллионов образованных людей, поднять грамотность до 90%, получить летчиков и связистов, великих конструкторов — Королева, Калашникова, великих ученых — Сахарова, Ландау, чтобы создать лучшие беспилотники, лучшие корабли, лучшие самолеты, лучшие или хотя бы просто современные автомобили, чтобы поднять экономику из руин, вытащить ее из сырьевой трясины, слезть с бананового дерева и создать робототехнику — нужно совсем немного времени. Всего 10-20 лет. Пролетит — не заметишь. Особенно когда это время проводится на на диване в томном ожидании нового айфона, а за партой или в конструкторском бюро. Понедельник начинается в субботу! Воскресенья в этой системе не должно быть вообще. Так делается будущее. Так страна выходит в космос. Но для этого нужно чтобы кто-то посадил народ за парты, чтобы кто-то сделал конструкторские бюро престижнее пивных, а лаборатории популярнее бутиков. И для этого нужна одна маленькая деталька в государстве. Она называется — правительство. С Днем Знаний, товарищи господа! Вернуться назад |