ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Сингапур: навязанное удобство

Сингапур: навязанное удобство


31-01-2014, 14:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сингапур: навязанное удобство (АУДИО)

Сингапур

Сингапур – город контрастов. Современные небоскрёбы, банки и магазины соседствуют с зелёными парками и древними храмами. Это одна из самых густонаселённых стран: на площади чуть больше семисот квадратных километров живут около пяти миллионов человек, но среди них практически не возникает конфликтов. Здесь нет пробок, бедных кварталов и коррупции. Однако у любого благополучия есть и обратная сторона


К Сингапуру давно уже приклеили ярлык "Экономическое чудо". И, надо отметить, он это звание вполне оправдывает. Город-государство, который ещё полвека назад был очень бедным, после обретения независимости продемонстрировал невероятный скачок экономики до уровня развитых стран и стал одним из финансовых и торговых центров Юго-Восточной Азии. Хотя его единственный ресурс – это трудовое население, говорит кандидат экономических наук, преподаватель Института стран Востока Марина Осипова:

"Сегодня там одни небоскрёбы и люди занимаются новейшими сферами биотехнологий, даже засекреченными. Крохотное, размером с Москву, государство, окружённое водой со всех сторон. Они даже импортируют пресную воду. Они предполагают своей целью достижение чуда: экономического, градостроительного, биотехнологичного. Сингапур на сегодня – вторая инновационная экономика в мире".

 

 

Применяли для этого много нестандартных мер. Территорию расширили за счёт осушения части океана. С демографией боролись законодательными мерами, причём сначала на третьего ребёнка фактически ввели запрет, а через пару десятилетий, когда численность трудоспособного населения заметно сократилась, наоборот, рождение третьего ребёнка стали всячески поощрять. Решили и проблему коррупции, предусмотрев уголовное наказание не только для тех, кто берёт взятки, но и для тех, кто их даёт.

Своеобразно и само устройство города. Во-первых, за несколько десятилетий двухэтажные здания заменили небоскрёбами. Во-вторых, буквально отделили работу от личной жизни, говорит кандидат экономических наук Марина Осипова.

"У них есть такое место, называется Джуронг-таун. Это чуть-чуть вдали от города, и когда они развивали вредную промышленность – химическую, нефтеперерабатывающую, то они это вывели так, чтобы город дышал. Там и так дышать нечем, очень влажный воздух – людям очень тяжело. Сейчас вредных производств больше нет, всё из страны ушло. И высокие технологии тоже развиваются в Джуронге. То есть они живут отдельно - работают отдельно".

 

 

Казалось бы, при такой ситуации должны были возникнуть транспортные проблемы, ведь каждый день между жилыми и промышленными кварталами перемещаются тысячи людей. Но в Сингапуре нет пробок. Транспортные проблемы, как и любые другие, решаются здесь жёсткими ограничительными мерами. Власти стараются, чтобы на тысячу жителей приходилось не больше двухсот автомобилей, и кроме привычных в других городах платных парковок и платного въезда в город применяют и более жёсткие меры, говорит директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко:

"Это аукцион на права покупки автомобиля. То есть, для того чтобы купить автомобиль в Сингапуре, прежде нужно купить ваучер. Причем именно на аукционе, т.е. нижняя планка цены оговорена, а дальше – кто даст больше. В прошлом году стоимость этого ваучера доходила до трёх стоимостей автомобиля. Из других строгих мер транспортной политики – road pricing. Это не просто платные автомобильные дороги, а плата на них варьируется в зависимости от степени загрузки. Есть датчики загрузки, и если проезд свободный, то он будет стоить дешево. А если есть затор, то проезд дорожает".

 

 

Похоже, Сингапур – это город решённых проблем. Но такой удачный опыт, который уже долгие годы продолжает доказывать свою эффективность, вряд ли смогут перенять другие мегаполисы. Всё это удобство достигается не компромиссами, а жёсткой ограничительной политикой, что вряд ли осуществимо в странах с другим менталитетом.


Вернуться назад