ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Семья начинается с Я
Семья начинается с Я30-07-2013, 20:36. Разместил: virginiya100 |
Семья начинается с ЯМного говорят о «трудных» периодах семейной жизни. Как этих трудностей избежать? Какой этап самый важный? Где закладываются основы будущего семейного счастья или, наоборот, многочисленных бед? Именно об этом самом важном этапе построения семьи и пойдет речь. Поспешные разводы, невозможность удержаться в отношениях тоже являются следствием незавершенной сепарации. «Неотделившийся» супруг входит в брак с непроверенными, не адаптированными под его реалии установками «от родителей», ему сложно увидеть и принять свою вторую половинку, которая в эти установки не вписывается. Он стремится к самости, подсознательно желая завершить свое отделение, теперь уже в собственной семье. В итоге становится очевидным, что ни брак сам по себе, ни появление собственных детей еще не гарантирует взросления и состоявшейся сепарации от родительской системы. Это процесс, который каждый человек должен пройти самостоятельно, не делегируя задачи своего психологического взросления супругу и не сетуя на «испортивших жизнь» родителей. Шаг в неизвестность Какой возраст оптимален для отделения? Если говорить о взрослости с точки зрения законодательства, паспорт выдается с 14 лет, уголовная ответственность начинается с 16 лет (по некоторым статьям — с 14). Вступать в брак можно с 18 (при особых обстоятельствах — с 16 лет). Возрастной период с 15 до 18 лет — это ранняя юность, задачи которой — определение профессиональной и личностной направленности (кем и каким я хочу быть). Это вчерашние подростки, которые в большинстве своем живут с родителями, учатся в школе и собираются поступать в вуз. Они в подавляющем большинстве зависят от родителей и пока не обеспечивают себя материально. То есть вроде бы и взрослые люди с правами и ответственностью, а с другой стороны, в семейной системе они все еще значатся в графе «дети». Тем не менее это важный подготовительный период для будущей независимости. Оптимальный для конструктивной сепарации период перекликается с поздней юностью и начинается с 18 лет. Он совпадает и с началом студенческой жизни, которая для многих парней и девушек связана с переездом в другой город на учебу и началом отдельной от родителей жизни. Поэтому в этом отношении у молодежи из небольших городков, вынужденной проходить обучение в райцентрах, больше шансов решить задачи монады, чем у городских ребят, у которых нет необходимости покидать семью для учебы. Таким образом, социальные и материальные факторы влияют на прохождение монады ничуть не меньше, чем культурные традиции. Например, для вузов Западной Европы и США характерно наличие кампусов — студенческих городков, в которых есть не только необходимая для жизни и обучения студентов инфраструктура, но и возможность здесь же найти работу на время учебы. Соответственно поступление в колледж или университет уже связано с отрывом от родительского дома. Успешные студенты завершают обучение с конкретными предложениями от работодателей, что подразумевает самостоятельность выпускника в решении своих жилищных и материальных вопросов. Заработная плата квалифицированного молодого специалиста позволяет снимать собственное жилье. И возвращение в родительский дом после учебы может быть воспринято как показатель профессиональной неустроенности, отсутствия востребованности. Российские реалии несколько иные: проблемы трудоустройства, низкая заработная плата в сравнении со стоимостью аренды жилья приводят к тому, что многие молодые люди живут вместе с родителями (по исследованиям социологов в 2012 году — треть российской молодежи) и не спешат становиться самостоятельными. Этим фактором обуславливаются и особенности сепарации от родительской семьи, а вернее, те трудности, которые несет в себе непростая задача: отделиться друг от друга при совместном проживании. Быть в ответе Может сложиться впечатление, что само по себе отдельное проживание говорит о том, что стадия монады пройдена. Но материальная независимость не означает независимости эмоциональной. Бывают и такие семьи, в которых бабушки и дедушки играют главную роль, несмотря на расстояния, и в итоге получается одна на всех семейная система с «филиалами» в разных концах города. Или другой распространенный пример: финансово успешный мужчина продолжает зависеть от мнения отца, продолжая доказывать ему квартирой, автомобилем и прочими «трофеями успеха» свою состоятельность. В итоге прохождение стадии монады упирается в одно-единственное качество, которым можно обладать или не обладать вне зависимости от места жительства и уровня достатка. Таким качеством становится ответственность. Ключевое для сепарации принятие ответственности за свою жизнь — это не сиюминутное действие, а довольно непростой процесс. И если молодой человек в силу разных обстоятельств живет с родными, для функционального проживания монады важно, чтобы он: • принимал активное участие в жизни семьи. Круг обязанностей каждого члена семьи и уровень его ответственности растут вместе с ним. Для взрослого сына или дочери естественно вносить свою долю в оплату коммунальных платежей, решать хозяйственные вопросы, заботиться о чистоте и уюте в доме. Памятка для родителей. Крайне важно привлекать детей к обсуждению и решению семейных вопросов. К сожалению, часто бывает так, что уже выросшие дети не догадываются о размерах ежемесячных трат на жизнь семьи и воспринимают мамин домашний труд как должное. Потребительское отношение к родителям не дает развить в себе уверенность и получить навыки ведения хозяйства; • имел план своего профессионального развития и реализовывал его. Важно, чтобы «пока живу с родителями» или «пока завишу от родителей» не превратилось в откровенно иждивенческую позицию. Умение ставить реальные цели и быть последовательным в их достижении — один из важных показателей зрелости, который обязательно приведет к личному и профессиональному успеху. Памятка для родителей. Родители нередко препятствуют взрослению своих детей, ошибочно воспринимая сепарацию как отчуждение или вовсе прекращение общения. Не стоит «запугивать» сына или дочь риском не справиться, подчеркивая тем самым свою компетентность и значимость в противовес «неприспособленности» и неопытности молодежи. Наоборот, юноша или девушка, в чьи силы и успех верят родители, будет с удовольствием общаться с ними и делиться новыми достижениями; • был готов давать больше, чем получать. Помимо внешней, материальной составляющей независимости есть еще и внутренняя, психологическая. Состоявшийся в этом плане молодой человек поддержит своих родителей добрым словом и полезным советом, готов решать не только свои, но и их проблемы. Он не ждет, что родители «подпитают» его уверенность в себе или прогонят тревоги — время ношения на руках и убаюкивания прошло вместе с детством. Напротив, сын или дочь сам подставит плечо родителям, когда те в этом нуждаются. Памятка для родителей. В то же время не стоит рассматривать ребенка как единственный смысл своей жизни, как поле для самореализации. Иначе неизбежны разочарование и тяжелое переживание синдрома опустевшего гнезда. Любая семейная система стремится одновременно к развитию и удержанию стабильности. Понимание основных задач функционирования семьи на каждом этапе ее жизни позволит молодежи и ее родителям не тормозить развитие друг друга и находить прекрасное в каждой из стадий семейного цикла. Ведь один из показателей завершенной сепарации — это взаимное уважение и любовь, гордость за успехи взрослых детей, благодарность родителям за их тактичную поддержку и доверие. Автор статьи: Мария Петрусь
Оригинал Журнал "Виноград"
Вернуться назад |