Советская фантастика была очень позитивной. По общему мнению писателей того времени - даже тех, которые сейчас позиционируют себя антисоветскими - будущее человечества должно было стать прекрасным. И не просто прекрасным, а исключительно коммунистическим. Правда, фантастические романы И. Ефремова о прошлом и будущем человечества даже в СССР экранизированы не были. А сегодня это просто невозможно. Отечественные идеологи и культурологи уверены, что коммунизм – это что-то страшное, а вот империализм – это и есть рыночная мечта всего человечества. Что же по этому поводу думает зарубежная кинофантастика?
Всеми своими произведениями она утверждает: дальнейшее развитие империализма приведет человечество к неминуемой гибели. Ни в США, ни в Западной Европе, ни в Японии не снято ни одного «светлого» фильма о будущем. Они все катастрофичны и рисуют дальнейшее развитие событий в очень мрачных тонах.
Фильм «Пятый элемент», наверное, смотрели все. Великолепные Брюс Уиллис, прекрасная Мила Йовович, лихой сюжет, отличные режиссура и монтаж. Снят он был в 1997-м во Франции режиссером Люком Бессоном. Сам Бессон, поясняя идею своего фантастического боевика, говорил, что, с его точки зрения, очень круто показать, что судьба человечества может зависеть от любой мелочи, в данном случае от спички, случайно оказавшейся в коробке героя Брюса Уиллиса. «Последний бойскаут» Уиллис спас человечество, сохранив пятый элемент, стихию, а именно – огонь. Вопрос: надо ли было спасать тот мир, в котором жил он и прочие обитатели планеты Земля?
По сюжету события развиваются в XXIII веке. Земля перенаселена и загажена. Космический аэропорт завален горами мусора. Каждый житель планеты живет в боксе-камере с минимальными бытовыми удобствами. Землей управляет негр-президент, по рабочему столу которого бегают тараканы. Население планеты абсолютно бесправно и полностью «зачиповано». Полицаи, больше похожие на киборгов, служат тем, кто платит деньги, и любого не слишком дисциплинированного гражданина могут лишить свободы, а то и жизни. Ради такой цивилизации надо идти на самопожертвование? Любой нормальный человек именно против подобного мироустройства объявит личную войну. А ведь всех нас усиленно тянут в грязный полицайский мир уже ближайшего будущего.
Интересно, но в Голливуде не было снято ни одной картины, в которой человек, оказавшийся в условиях жизни «Пятого элемента», бросился бы спасать именно такую цивилизацию. Наоборот!
В США выпущено огромное количество картин, в которых истинные патриоты Соединенных Штатов сражаются с теми, кто хочет построить полицейское государство и установить тотальный контроль над гражданами.
Получается, что американские кинематографисты на уровне подсознания ненавидят империализм, что прорывается наружу во многих их работах.
В конце прошлого века за океаном сняли фантастическую сагу о робокопе–полицейском, убитом нехорошими людьми, материализованном в кибернетическом организме и запрограммированном на тупое выполнение любых команд своего начальства. Сюжет фильма достаточно примитивный. Промышленный Детройт захватила некая транснациональная корпорация, для которой важна лишь прибыль, а народ, даже исконно американский – субстанция, мешающая эту прибыль получать. И эту субстанцию надо уничтожить. Однако «биомасса» восстала, и на ее стороне оказался даже робот-полицейский. Показательно: на разрушенных стенах промышленного Детройта было полно надписей: «Смерть Ораве Капиталистических Паразитов». Именно так аббревиатуру названия транснациональной корпорации расшифровали те, кто обрел «счастье» жить при очень развитом империализме.
Арнольда Шварценеггера очень любят в России, в том числе и в высших эшелонах власти. А ведь практически во всех фильмах его герои воюют с империализмом, если определять этот общественный строй с точки зрения марксизма-ленинизма. Самая культовая лента – «Терминатор». О чем он? О том, что США создали все предпосылки для гибели земной цивилизации. И герой из будущего пытается донести народу, что неверной дорогой идут товарищи американцы. А всемирная электронная паутина и глобальная ПРО таят в себе смертельные опасности. Более того, главная героиня по имени Сара в юные годы вообще вела партизанскую войну против буржуинских Соединенных Штатов. Очень интересен фильм «Бегущий человек» с участием «железного Арни». Голливуд удивительным образом прекрасно показал всю мерзость современного телевидения, его приверженность тоталитаризму и способность активно манипулировать общественным мнением. Настоящий герой может в два счета предстать перед обществом законченным негодяем, а негодяй – воплощением всех благодетелей. В том фильме показано и полностью деградировавшее «гражданское общество».
Однако что интересно: Голливуд призывает людей сопротивляться информационному тоталитаризму, ломать лживую систему ценностей, даже с оружием в руках. Прославляются патриоты-подпольщики, которые, обретя в лице полицейского, отказавшегося стрелять в свой народ, настоящего вождя, открывают людям глаза и сбрасывают «голубые оковы» зомби-ящика. И справедливость торжествует!
Это за океаном, а у нас, в России, даже Никита Михалков никогда не помыслит сделать героем своего фильма маленького человека, восставшего против современного российского капитализма.
У нас такие картины невозможны в принципе: немодно, неприбыльно, непрестижно. Не в кайф, как выражаются ныне.
И, наконец, самый знаменитый фильм 2009-го, «Аватар». Что делают империалисты-рыночники, колонизировавшие далекую от Земли планету? Грабят ее, выкачивая все живительные соки и уничтожая все живое, стоящее на их пути. К чему призывает Джеймс Камерон через свою картину? К вооруженному восстанию против империалистов, расширяющих и расширяющих добычу ценного для них природного сырья на очень далеких от США землях. Идея восстания более чем благородна, разве нет? И поднявшийся на борьбу народ побеждает. У нас фильм с таким сюжетом возможен?
Почему в оплоте мирового империализма — США - снимают фильмы, в которых фактически содержатся призывы к вооруженной борьбе с империализмом? Вопрос более чем интересный. Некоторые даже считают, что высшие силы через Голливуд дают понять всему человечеству: общество безмерного потребления гибельно как для отдельного индивидуума, так и для государства. И даже для всей земной цивилизации. Вооруженная борьба против такого общества не только оправдана, но и спасительна для человечества. А почему эту борьбу пропагандирует именно величайшая «фабрика грез»? Да потому, что эта гигантская кинокорпорация одна лишь и может реально промывать мозги практически всему человечеству. Можно сказать: не они говорят, а через них говорится.
Есть и другие точки зрения. Американцы, особенно интеллектуальная элита, буквально помешаны на психоанализе. У каждого уважающего себя гражданина США должен быть свой личный психолог. И, если верить учению Зигмунда Фрейда, то самые яркие фильмы, снятые в Голливуде - это воплощенное на кинопленке подсознательное. Причем, это воплощение зачастую происходит даже вопреки первоначальному авторскому замыслу.
Еще в тридцатые годы прошлого века творческая интеллигенция Западной Европы и США почти сплошь была «заражена» коммунистическими идеями. И когда за океаном начали свою «охоту на ведьм», Голливуду досталось по полной программе, даже великого Чарли Чаплина обвиняли в симпатиях к социалистическим идеям мироустройства. С тех пор прошла целая эпоха, но где-то на уровне подсознания «бацилла коммунизма» прочно засела в мозгах настоящих творцов, а не ремесленников, и в США, и в Европе. Надо понимать, что коммунизма не карикатурного, не одиозного, а как чистой идеи свободы, равенства и братства всех народов земли, а не только «золотого миллиарда». Вот в США и появляются на экранах робокопы, воюющие с «капиталистическими паразитами». И полностью оправдывается предательство солдата армии США, примкнувшего к повстанцам чужой планеты, если американская армия сама становится на службу империализму и начинает уничтожать прекрасную жизнь ради увеличения прибыли безумных олигархов.
Разрушив общество, идеология которого - построение коммунизма - давала людям хотя бы надежду на светлое завтра, Россия ничего иного миру не предложила. Я имею в виду идею, которая бы объединила все человечество на решение некой глобальной сверхзадачи. С телеэкранов нам постоянно вещают, что России предначертано стать самой великой, самой процветающей страной. Самой-самой. Это прекрасно. Но, глядя на нынешнее состояние дел в «стране-спасительнице», можно уверенно сказать: все это иллюзии, не более того.
В Голливуде хотя бы предчувствуют будущую катастрофу. А у нас тонкие кино-художники и знатоки человеческих душ давно нюх потеряли не только на будущее, но и на настоящее.
Лет десять назад «Союз правых сил» решил взяться за кинематограф всерьез. Совместно с журналом «Искусство кино» партия Е. Гайдара, И. Хакамады и А. Чубайса объявила конкурс сценариев под девизом «Нормальная жизнь в нормальной стране» с призовым фондом в 150 тысяч долларов. Было с пафосом заявлено: хватит показывать в кино один негатив, пора продемонстрировать зрителю, что кругом все прекрасно, и живет среднестатистический россиянин не в условиях вечного кризиса, а в процветающей, динамично развивающейся стране, в великой России.
Председатель жюри, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей в интервью был предельно откровенен. Вот что он сказал, отвечая на вопрос о целях проведения конкурса: «Исходя из того что в постиндустриальном обществе самое главное — виртуальное промывание мозгов, кто контролирует сознание, тот контролирует жизнь. И есть лишь одна мифология, способная тягаться с теленовостями по степени влияния на людей, - это кино... И организовав такой конкурс, мы начинаем контролировать все сценарии, а значит, и все фильмы. То есть, если быть честными, мы просто пытаемся за деньги подкупить часть художественной интеллигенции — сценаристов».
Далее, по словам Д. Дондурея, следовало, что сценаристы с поставленной задачей справились. В премированных СПС сценариях «леди бомж», как в сказке, превращались в «леди босс». Проститутки становились генеральными директорами огромных предприятий. Бандиты — добропорядочными отцами семейств. И так далее. В общем, в победивших сценариях Россия представала удивительной страной действительно равных возможностей, в которой ты сегодня ночуешь около помоек, а завтра отдыхаешь на Канарах. Сегодня торгуешь телом и балуешься наркотиками, а завтра продаешь на мировом рынке промышленные товары высоких технологий, выпущенные под твоим мудрым руководством. Полный, однако, бред, который мог родиться лишь в воспаленных мозгах лидеров СПС.
Тем не менее, победителей назначили, премиальный фонд распилили. Кто-нибудь жизнеутверждающие фильмы о победном торжестве империализма в нашей стране и превращении ее в процветающую державу, населенную счастливым народом, видел? Промывание мозгов как шло, так и идет нескончаемым потоком сериалов про ментов и убийц. Скоро появятся сериалы про полицейских, но суть не изменится — с экранов будут литься кровь и грязь. Сознание наших людей под полным контролем, а значит, тут Д. Дондурей прав, под контролем и вся наша жизнь.
В России реальный кинопроцесс сейчас находится в руках таких творцов, что впору усомниться: а есть ли у них вообще мозг, кроме спинного? А коль мозгов нет, значит, нет ни сознательного, ни подсознательного. Поэтому-то в тоталитарном СССР, даже при И.В. Сталине, чуть ли не каждый год на экраны выходили настоящие киношедевры, а в свободной России за двадцать лет не появилось ни одного сколько-нибудь запоминающегося фильма.
Что ж, мучиться нам, похоже, осталось недолго. По меткому замечанию Александра Проханова, Земля устает посылать человечеству сигналы о том, что развитие цивилизации пошло куда-то вкривь и вкось.
Пожары, землетрясения, цунами, небывалая жара и страшный холод — это предвестники уже почти неминуемого Апокалипсиса. Только совсем слепой и абсолютно глухой человек этого не видит и не понимает. Хотя ведь давно известно, что сказка ложь, да в ней намек… Впрочем, «простые человеки» видят, правители — не зрят. И остается нам смотреть пророческие фильмы, снятые за океаном о неминуемой гибели человечества, а также о том, что делать, чтобы катастрофу предотвратить.
Я не поклонник голливудской продукции. Однако постоянно спрашиваю себя, почему мы не хотим смотреть наши «шедевры»?
Сергей Михайлов
Вернуться назад
|