ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Разбор наброса. Социальная норма электропотребления: никаких 70 кВт*ч

Разбор наброса. Социальная норма электропотребления: никаких 70 кВт*ч


13-08-2013, 12:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Разбор наброса. Социальная норма электропотребления: никаких 70 кВт*ч

 

  Андрей Каменецкий

 

Растиражированная СМИ информация о скором введении единой нормы электропотребления в 70 кВт*ч в месяц для всех регионов, вызвавшая бурное возмущение в интернете, оказалась не соответствующей действительности.

 

Чего ждать от соцнормы

 

За то, что о 70 кВт*ч для каждого россиянина речь не идёт, ручается представитель департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов. По его словам, социальная норма будет устанавливаться в каждом субъекте РФ отдельно и будет равна среднему уровню потребления по региону с учётом его специфики. Таким образом, не менее 70% населения должно попасть в рамки соцнормы, а наценку сверх неё, по словам Максимова, его ведомство планирует удерживать на уровне не более 30% от основного тарифа. При этом регионам даётся право «играть» ценой — снижать тарифы в пределах нормы за счёт повышения их за её пределами.

 

Впрочем, такое положение будет действовать только в течение первого, 2014 года. Впоследствии рост тарифов будет продолжен, с тем чтобы выйти на «экономически целесообразный» уровень в ближайшие годы.

 

Сейчас в России семь регионов уже участвуют в пилотном проекте по введению соцнормы потребления электричества. Однако в мае этого года Приморский край волей его губернатора Владимира Миклушевского вышел из проекта, поскольку определённый объём социальной нормы не устроил большое количество оппонентов реформы. А вот Владимирская область, например, продолжает участвовать, и там на сегодняшний день соцнорма составляет 50кВт*ч на 1 человека в месяц, и лишь одиноко проживающие пенсионеры платят за энергию по тарифу соцнормы безотносительно того, сколько нажгут.

 

Оппоненты новации на Дальнем Востоке отметили, что в населённых пунктах, где нет горячего водоснабжения, люди тратят больше электроэнергии, чем в городах. Не говоря уж о военных городках с крайне изношенной инфраструктурой, которые в этом году Минобороны передаёт на баланс муниципальных образований. В итоге их жители, вынужденные из-за ветхих котельных обогреваться электричеством, могут серьёзно не вписаться в нормы.

 

Стоит вспомнить, что именно Дальний Восток одним из первых интересовался разработкой подходов к определению социальной нормы потребления электричества. Соответствующее исследование, подготовленное Управлением информационно-аналитической работы и экономического анализа Федеральной службы по тарифам, было опубликовано в профильном журнале региона ещё в далёком 2005 году. Этот крайне любопытный документ полностью раскрывает механизм расчёта соцнормы, включая такие параметры, как «коэффициент семейственности» и «линейное влияние среднедушевого дохода населения». Для тех, кто не хочет перегружать себя формулами, суммируем.

 

Социальная норма складывается из:

 

 — нормированного потребления приборами освещения, необходимыми для поддержания уровня освещённости определённой площади жилища, утверждённого санитарными нормами;

 

 — потребления минимально необходимым набором электробытовых приборов (холодильник, телевизор, аудиоаппаратура, утюг, стиральная машина, пылесос) установленных параметров;

 

 — а также в определённых условиях — из потребления приборами электротеплоснабжения и/или кондиционирования.

 

Предполагается, что в домах с централизованно установленными электроплитами будет учтён расход энергии на их работу.

 

Зачем всё это нужно

 

Помимо очевидного вклада в кампанию по энергосбережению, у новации есть чисто экономическая причина. Она борется с привычным нам явлением перекрёстных субсидий. Для населения это чаще всего означало, что пока оно платит по заниженным тарифам, за него разницу компенсирует кто-то другой — например, промышленность. Подобное удобство бытовых потребителей с точки зрения электроэнергетики превращается уже в проблему, поскольку целой отрасли приходится жить по искажённой ценовой картине. Видов перекрёстных субсидий множество: межтерриториальное субсидирование, когда один регион частично помогает жителям другого, субсидирование крупной промышленностью затрат меньших по размерам коммерческих потребителей или населения, «последняя миля», когда магистральная электросеть формирует часть выручки распредсетей, или компенсация электроэнергетиками заниженных тарифов производителей тепла.

 

Другое дело, что до сих пор нет единого мнения о полезности введения соцнорм электропотребления для снятия этой проблемы. Сравнительно низкий уровень энергопотребления в России давно служил одним из индикаторов недостаточно высокого уровня жизни населения, и по логике вещей его надлежало бы не ограничивать, а повышать. На сегодняшний день доля населения в электропотреблении составляет порядка 10%, а потребление на душу меньше большинства развитых стран. Тем не менее, проблему запутанных перекрёстными субсидиями цен Минэнерго начинает именно с этой незначительной экономически, но критически важной социально прослойки.

 

Об этом говорили специалисты на недавно созванном профильном круглом столе. Заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, например, считает, что соцнормы — не тот механизм и нужно идти от большего к меньшему, то есть навести порядок в энергетике и только потом упорядочивать потребление населения. Тем более что в ходе внедрения реформы может получиться так, что большая часть людей начнёт больше платить, и тогда не избежать социального недовольства.

 

С этим не согласен директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев, который убеждён, что в расходах населения не произойдет существенных изменений и негативных социальных последствий новация иметь не будет. Директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский, в свою очередь, уверен, что введение соцнормы позволит отечественной промышленности перейти на инновационный путь развития в результате снижения давящего на неё объема перекрестного субсидирования, который он оценил в 250 млрд рублей.

 

Поскольку мнения, высказанные экспертами на профильном круглом столе, оказались диаметрально противоположны, проблема перекрёстного субсидирования, решить которую Владимир Путин поручил в январе этого года, от разрешения ещё далека. Во всяком случае, надеяться на то, что её удастся преодолеть таким противоречивым инструментом, как соцнормы, пока не приходится. В связи с этим сегодня в Сочи Дмитрий Медведев проведёт специальное совещание о мерах по минимизации перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. В совещании примут участие вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве энергетику, глава Минэнерго Александр Новак, министр экономического развития Алексей Улюкаев, руководители профильных компаний.


Вернуться назад