ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Денис Шевчук: Русь Святая и Русь земная

Денис Шевчук: Русь Святая и Русь земная


6-09-2010, 13:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

30 августа 2010 года в Бердянске состоялась IV ежегодная Международная научно-практическая конференция «

Бердянские чтения» на тему: «Единство Святой Руси. Прошлое, настоящее и будущее».

В этом форуме приняли участие именитые ученые и богословы, многие из которых широко известны в России, Украине, Белоруссии и зарубежье. Cо своими докладами выступили: доктор философских наук, профессор Катасонов Владимир Николаевич (г. Москва); доктор исторических наук, профессор Дворкин Александр Леонидович (г. Москва); доктор философских наук, профессор Бабинов Юрий Александрович (г. Севастополь); магистр богословия, иерей Александр Мазырин (г. Москва); директор Центра восточноевропейских исследований Окара Андрей Николаевич (г. Москва) и другие не менее известные гости. Многие докладчики конференции стали постоянными участниками Бердянских чтений. Духовный и профессиональный уровень докладов участников конференции, по уже установившейся традиции, был на очень высоком уровне.

Организаторами конференции выступают Православный благотворительный фонд «Благовест» (г. Бердянск) и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва).

Основные цели проведе-ния Бердянских чтений — это духовное просвещение свя-щеннослужителей и мирян, осмысление сущности христианской жизни, возрождение и развитие культурных традиций славянских и близких по духу народов, населяющих пространство Святой Руси.

В этом году «Бердянские чтения» носили не только богословский, но и общественно-политический характер. Одним из участников конференции был председатель партии «Русь» Денис Шевчук. Приводим основные тезисы его идеи.


Всякий разговор о Святой Руси существенно усложняется неоднозначностью, неопределённостью этого понятия, многовариантностью его трактовки ещё в древнерусских былинах и духовных стихах.

Нередко Святую Русь пытаются зафиксировать как во времени, так и в пространстве, часто отождествляя её с особым местом, городом, регионом, или неким «золотым веком», на который необходимо равняться в настоящем, либо утопией, идеальным государством или обществом, к которому надо стремиться.

На самом же деле Святая Русь никогда не имела ни чётких пространственных, ни конкретных временных параметров. Святая Русь не являлась и не является каким-то особым географическим местом святости и никогда не привязывалась к конкретному времени, будь то прошлое, настоящее или будущее.

Тем более, Святая Русь никогда не была утопией, образцом идеального государства и общества, противопоставленного Руси земной, с её бедами, пороками и несовершенством. Святая Русь никогда не являлась эталоном эффективного государства или гармоничного социума.

На наш взгляд, Святая Русь во все времена являлась лишь предельным приближением к совершенному человеку, его надматериальной, божественной природе и гармоничным отношениям с другими людьми.

Именно поэтому Святая Русь пребывает вне времени и вне пространства, не имея ни временных, ни пространственных параметров, она – категория вечности и бесконечности духовной, надматериальной реальности, непрерывно питающей своей животворящей энергией Русь земную. Святая Русь — это некая данность, которая была, есть и будет.

Таким образом, можно сказать, что Святая Русь – это духовное, божественное начало в русском человеке, так или иначе проявлявшее себя во все времена его существования там, где взрастал и расцветал Русский Дух. Святая Русь – это символическое свидетельство практической возможности здесь и сейчас обрести духовное совершенство и приблизиться к Богу.

Общехристианское и вневременное бытие и символическое значение Святой Руси несет в себе значение Нового Иерусалима и других святых мест ветхозаветной и новозаветной истории и святых мест русской христианизированной земли, то есть всего того, что проявляет себя как духовный, надматериальный феномен. Именно поэтому Святая Русь не только знаменует собой утерянный рай и грядущее Царство Небесное, но и соединяет их в себе.

С другой стороны, Святая Русь во все времена представляла собой Божий образ Руси земной, её духовную основу, не всегда явную для простого обывателя, поглощённого житейскими проблемами, но всегда присутствующую в той или иной мере в ткани коллективного сознания и совместной жизни русских православных людей.

Данная незримая связь между Русью Святой и Русью земной сохранялась во времена хаосов, смут, всеобщего упадка, разъединения и даже тотального богоборчества. Образ Святой Руси тлел в душах русских людей даже во времена абсолютного торжества зла и неправды, нередко вопреки желанию людей, освещая духовную сторону их человеческой, христианской природы.

Безусловно, что божественную природу русского человека до конца истребить невозможно, но вполне возможно перекрыть ему путь к духовному совершенствованию, лишить его всякой возможности достичь счастья, закрыть ему дорогу к Святой Руси. Учитывая вышесказанное, приходится констатировать, что для каждого православного человека путь к Руси Святой лежит через Русь земную, произрастающую из предметного, материального, несовершенного мира, лежащего во зле и страдании. Именно поэтому торжество Руси Святой в определённом смысле обусловлено тем, что представляет собой Русь земная, в которой отражается духовная, божественная природа, прежде всего, русского, православного человека, то есть – Святая Русь.

Конечно же, воздвигнуть Святую Русь как социальную или государственную организацию невозможно (такая задача и не стоит), но вполне возможно обустроить земную жизнь таким образом, чтобы ничто не мешало простому человеку идти по пути духовного, интеллектуального и физического развития, неуклонно приближаясь к Святой Руси. В любом случае путь к вершине начинается у её подножия, а духовный подъём – с интеллектуальных и физических усилий человека.

Поэтому, то, что представляет собой Русь земная, непосредственным образом влияет на торжество в человеческих душах Руси Святой, чем менее замутнена, искажена Русь земная, тем чётче и яснее отражает она духовный образ Святой Руси.

Однако из вышесказанного никоим образом не вытекает задача построения «священного государства» или организации социального и политического устройства Руси по теократическому образцу. Построить «священное государство» в мире, который лежит во грехе, невозможно в принципе, а теократия, опирающаяся на насилие, никогда не приводила к Богу, а вела лишь к неправде, крови и страданию. «Богу – Богово, а кесарю – кесарево». Путь к Святой Руси может осилить лишь свободный человек и по собственной воле. А пинками и палками можно загнать лишь в концлагерь.

Основываясь на вышеизложенном, нетрудно представить те задачи, которые стоят перед устроителями земной Руси.

Во-первых, важной задачей русских правителей является защита русских людей от любых внешних и внутренних посягательств на их исконные ценности, веру, личную свободу, национальную самобытность, культуру, язык, то есть всё то, что определяет их русскость.

Во-вторых, не менее важной задачей русских правителей является защита державной суверенности и территориальной целостности русских земель, а также материальных, организационных и экономических основ их существования. Сильные, самостоятельные русские государства не способны привести своих граждан к Святой Руси, но могут и должны выступить главным хранителем тех условий, благодаря которым простые люди имеют возможность встать на путь, ведущий к Святой Руси.

В данном случае наглядным примером катастрофических последствий утраты державной суверенности, нарушения целостности русских земель и разрушения экономических основ может быть современная Украина. Оказавшись под мощным иностранным влиянием, заявив о своей нерусскости, и тем самым отпав от Русского Мiра, разрушив целостность Православной церкви, мародёрским образом уничтожив собственную экономику, Украина погрузилась в пучину нарастающего хаоса, нравственного разложения и перманентной катастрофы.

В-третьих, главной задачей русских правителей является устранение недоверия, которое глубоко въелось в сознание граждан русских стран по отношению друг к другу, создание необходимых материальных условий для непрерывного физического, интеллектуального и духовного развития простого народа, усиления пастырского влияния церкви, а также общего культурного уровня.

Максимальный уход максимального количества людей от животного начала в человеке, от состояния замкнутой на себя и своих психофизиологических потребностях, изолированной «монады», подъём общего интеллектуального и культурного уровня автоматически создадут благотворную среду для прорыва к духовным вершинам Святой Руси.

Безусловно, это коснётся не всех. Как сказано в Евангелии, «много званных, но мало избранных». Но, несмотря на это, вполне возможно, что благодаря существованию и непрерывным усилиям православных святых, старцев, самоотверженных подвижников и просто нравственно совершенных людей до сих пор еще жива Русь земная.
И нет никакого сомнения в том, что именно на небольшом числе избранных, на их духовных и интеллектуальных усилиях зиждется Святая Русь – как надежда, правда и путь спасения для всех без исключения.
Шевчук Денис Владимирович, Председатель партии «Русь»


Вернуться назад