Украина и Шанхайская организация сотрудничества имеют потенциал взаимовыгодного сотрудничества по широкому спектру сфер взаимодействия.
Присоединение Украины к ШОС могло бы стать следующим важным шагом в Евразию. Что, в свою очередь, только способствовало б курсу на сбалансирование украинской внешней политики. Для Украины ШОС важна как: 1) возможность укрепить связи на евразийском пространстве, шанс войти в Евразию. С учетом того, что ШОС – единственная организация в мире, которая наиболее полно охватывает влиянием просторы Евразии. ШОС для Украины – это шанс наполнить собственную евразийскую стратегию конкретным и конструктивным практическим содержанием; 2) использование инвестиционного и инновационного потенциала ШОС. С учетом того, что ШОС – это, прежде всего, торгово-экономическая организация и перспективный развивающийся рынок. Для реализации данной задачи Украина могла б не только участвовать в заседаниях руководящих органов ШОС, но и конструктивно сотрудничать с конкретными специализированными институциями организации; 3) расширение потенциала сотрудничества с Китаем. На данном этапе Киев и Пекин взаимодействуют через механизмы двустороннего партнерства, но, на наш взгляд, это неоправданное сужение потенциала украинско-китайского взаимодействия. Многосторонний формат только усилит нынешний эффект, станет как дополнительная «линия» взаимодействия. Причем многостороннее сотрудничество важно не только для Киева, так и для Пекина (для которого многосторонний формат традиционно играет второстепенное значение); 4) улучшение отношений с Россией, являющейся наряду с Китаем тоже одним из лидеров ШОС. При таком варианте Киев и Москва смогут найти дополнительную точку взаимодействия для реализации своей евразийской стратегии. К тому же, вхождение Киева в ШОС усилит позиции «славянской группы» влияния в качестве контрбаланса китайской стратегии; 5) укрепление отношений со странами Средней Азии, являющейся влиятельным субрегионом внутри ШОС. (К сожалению, нацинтересы Украины до сих пор слабо представлены в этом регионе). Равно как и для «среднеазиатов» присоединение Украины к ШОС – это возможности их европейского прорыва. 6) развитие транспортного потенциала. Украина через ШОС могла б войти в международные коридоры возрождающегося нового Шелкового пути и тем самым, усилить потенциал по линии «Запад – Восток». Причем это взаимовыгодный интерес как для Украины, так и для ШОС. С учетом того, что потенциал украинского транзита для Организации гораздо шире соответствующих магистралей через Беларусь или Турцию. Как известно, Украина в последнее время заметно ослабила возможности своего энергетического транзита. Сотрудничество с ШОС позволит придать украинскому транзиту дополнительные импульсы в развитии. К тому же, будет способствовать решению другой не менее актуальной задачи – улучшение качества украинских дорог. Украине, находящейся на пересечении стратегический магистралей «Север – Юг» и «Запад – Восток», в любом случае, на наш взгляд, целесообразно координировать свою транспортную стратегию с ШОС. Однако, опять же подчеркнем: сотрудничество с ШОС было бы неоправданно сужать к транспортной сфере. Не меньше перспектив также и по линии инновационного сотрудничества. Для ШОС Украина важна как: 1) европейская страна, развивающаяся на основе свободы, демократии и цивилизационных европейских ценностей. Причем Украина, взявшая за основу стратегию т.н. «внеблоковости» (или точнее – активного нейтралитета), для ШОС однозначно станет «своей Европой» по отношению к натовским странам. Например, странам ШОС будет выгодно способствовать укреплению европейских позиций Украины в противовес евроатлантическим амбициям (Польши, Румынии, Турции, Чехии и т.д.); 2) пример демократической модернизации. В сравнении с большинством стран ШОС, взявшим за основу авторитарную модель развития; 3) региональный лидер для стран Восточной и Юго-Восточной Европы. Подчеркнем: Украина важна для ШОС не только с точки зрения своего экономического, инновационного, технологического потенциала, но и как региональный лидер. Т.е. возможность ШОС застолбить себе «плацдарм» в целом регионе. Другими словами, чем дальше Украина пройдет по пути евроинтеграции – тем это выгоднее для ШОС. Кстати, здесь у Украины имеется ряд преимуществ в сравнении с Беларусью, которая уже утратила всякие шансы стать «европейским мостом» для Евразии. С одной стороны, есть шанс ШОС нарастить через Украину влияние в Европе. С другой стороны, европейский путь Украины – это и пример для внутренних модернизаций в каждой из стран ШОС. Можно привести еще один пример: точно также как Китай однажды использовал механизмы ШОС для укрепления своего влияния в ЦентрАзии, так и сейчас через европейскую Украину сейчас Поднебесная сможет застолбить свои позиции в Европе. 4) экономическое сотрудничество. В конце концов, Украина – богатая на разного рода ресурсы страна и имеющая широкий потенциал развития. И ШОС как торгово-экономическая организация не может обойти стороной этот потенциал. Так, в экономике сотрудничество Украины и ШОС возможно не только в сфере транспорта, но и по инновациям (с учетом богатого научно-технического потенциала Украины). Кроме того, Украина важна для ШОС с точки зрения укрепления продовольственной безопасности. Например, в рамках ШОС можно было бы организовать формирование Причерноморского «зернового пула». 5) центр славянской интеграции ШОС с охватом не только восточноевропейских стран, но и с выходом на Балканы; 6) черноморский плацдарм ШОС. Что могло б сделать Украину противовесом натовской Турции. Сейчас Анкара в ШОС имеет статус партнера. В свою очередь, статус Украины мог бы быть выше. Украина для ШОС гораздо важнее, чем партнерство с Турцией. Кстати, не исключено, что партнерство с прозападной Турцией для ШОС было вынужденным шагом, что обусловлено промедлением Киева с евразийской интеграцией. Разумеется, ШОС, испытывающая динамичное развитие, не может позволить себе подобного рода «паузы» и пока украинские коридоры оказались временно закрытыми, решила задействовать обходной турецкий маршрут. Данное предположение можно проверить следующим образом: если Киев теперь сделает шаги к ШОС, должно снизиться значение Турции в организации. Но в любом случае, главный вывод в том, что Украина и Турция являются конкурентами на евразийском пространстве; …В завершение, коснемся вопроса по поводу статуса Украины в ШОС. В ноябре 2012 года Президент Виктор Янукович сформулировал стратегию: цель – статус наблюдателя в ШОС. Однако, на данный момент даже этот статус выглядит «мечтой». С учетом того, что Киев по-прежнему находится в стороне от организации. Другими словами, движение в ШОС нужно начинать не с наблюдателя, а с чистого листа. Чтобы для начала получить хотя бы статус партнера по диалогу. Т.е. тот самый статус, который уже имеют украинские соседи – Турция и Беларусь. При этом важно помнить: потенциал Киева для ШОС гораздо шире, но и статус наблюдателя вполне мог бы оказаться оптимальным. С учетом того, что перспективы стать полноправным участником ШОС на данный момент совсем уж маловероятная. Пожалуй, это могло бы быть выгодно России, которая таким образом увеличила б свой «круг друзей» в организации. Но вряд ли не выгодно Китаю, который заинтересован в сохранении сложившегося баланса интересов. Впрочем, вопрос о членстве в ШОС для Украины и так не стоит. На данный момент Киеву просто необходимо наладить и укрепить связи с этой влиятельной евразийской организацией.
Вернуться назад
|